Фрагмент для ознакомления
2
Другой коренной народ Урала, марийцы, также отмечал собственный аналог Нового года – Шорыкйол, который отмечался 22 декабря, в период зимнего солнцестояния. Во время этого праздника полагалось с помощью разных обрядов обеспечить себе сытую жизнь на весь следующий год. В этот день также надо было петь, плясать, гадать, поздравлять друг друга с началом нового года и есть суп из конопляных семян.
В соседней республике, Удмуртии популярны легенды о Тол Бабае – Удмуртском Деде Морозе. Удмурты верят, что еще до появления на земле людей, обитали на ней великаны. После появления людей великаны решили уйти в подземелье и спрятаться от людей в глубокой расщелине на вершине Кар-горы. Но самый маленький из них, Алангасар решил напоследок посмотреть на родные земли да отстал от других, а, когда обернулся, увидел, что расщелина затянулась.
Алангасар изучил язык птиц и зверей, запомнил волшебные заклинания, обзавелся чудесным посохом и научился использовать целебную силу растений. И вот однажды повстречал он на лесной полянке детей, а те, к его удивлению, не сбежали и стали радостно играть с ним. И тут на душе у Алангасара стало светло-светло и радостно, и подарил он детям за это разные подарки. С тех пор стали называть Алангасара Тол Бабаем, то есть Зимним Дедушкой, который приходит в гости каждую зиму и радует детей подарками.
Республика Карелия – еще один из регионов России, где празднуется собственный Новый год как сплетение языческих и христианских традиций. Праздник Сюндума, в переводе с карельского «магия первого дня», отмечается в начале января. К основным новогодним обычаям и традициям праздника Сюндума относятся приготовление огромного количества вкусной еды, уборка в доме и «очищение» в бане, а также колядки, ряженые шествия, гадания и игры.
Интересным фактом является то, что в Карелии помимо классического для россиян Деда Мороза и Снегурочки существует несколько национальных сказочных персонажей. Особенно популярной является легенда о карельском прототипе Деда Мороза – Паккайне (Морозец). Паккайне с самых ранних лет были нипочем лютые холода. На Новый год, Рождество и Колядки Паккайне был самым главным заводилой, и слава о нем разносилась и до ближайших деревень и городов – именно он приносил с собой дух праздника. Когда Паккайне уходил из города, он напоследок обязательно прихорашивался у зеркала, и после этого его отражение выбиралось из зеркала и продолжало жить в городе.
Самое явное отличие Паккайне от классического Деда Мороза – это возраст. Согласно легендам, Паккайне – обязательно крепкий и задорный юноша, душа компании. При этом в историях и легендах о Морозце встречается злая ведьма Виериста, которая схожа по своим чертам с русской Бабой Ягой.
Также в Карелии распространены сказки и легенды о Талви Укко («Зимний Дед»). Считается, что Талви Укко родился на небесах и упал новорожденным в карельский лес прямо с неба. Спасли мальчика собаки: подобрали и принесли своим хозяевам. Когда Талви Укко вырос, он смастерил большие нарты, запряг своих спасителей и отправился с ними в путешествие по тайге, заезжая в поселки, где дарил людям праздник и счастье. Талви Укко носит большую роскошную шубу, расшитую в память о доме звездами, и дорогие красные сапоги.
На Ямале также существуют собственные новогодние традиции. Ненцы празднуют сразу два Новых года – зимний в ноябре, и летний в июне . Зимний новый год наступает, когда проходит ледостав и начинается гон оленей, летний – когда тают снега и олени приносят потомство. Ненецкие старейшины в праздник стараются задобрить духов, чтобы в реках было много рыбы, а в лесах – дичи. Есть у северян и свой аналог новогодней елки: ненцы загадывают желания и завязывают ленточки на священном для них дереве – березе. Потом взрослые обмениваются подарками и следят за тем, чтобы случайно не обидеть детей – иначе добрые духи рассердятся и покинут семью.
Что касается образов Деда Мороза и Снегурочки, то на Ямале популярной считается легенда о Ямал Ири, Дедушке Ямале. Дедушка родился холодной зимой одновременно с появлением ямальской тундры и Полярного Урала. С рождения Ямал Ири наделен волшебными силами, которые дали ему добрые духи Севера. Ямал Ири невероятный мудрец, знаток всех северных мифов, сказок и легенд, которые он любит рассказывать детям и взрослым. К нему так же можно обратиться с любым вопросом, ведь он обязательно знает на него ответ.
Ямальский Дед Мороз с радостью встречает гостей в своей резиденции, дарит им замечательные подарки, потчует сладкими угощениями и исполняет желания. У Ямал Ири необычный наряд – помимо национальной одежды (малица и кисы) он носит богатый пояс, украшенный костями мамонта, который, как многие верят, приносит удачу и оберегает от злых духов. Также Дедушка носит всегда с собой деревянный посох и бубен с народным орнаментом: волшебные предметы помогают ему исполнять заветные желания всех людей. Бубен к тому же помогает избавиться от злых мыслей, привести голову в порядок и сделать злых людей добрее.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на большое количество национальных традиций празднования Нового года, все обычаи народов России связаны с ожиданием добра, надеждой на новую жизнь и радостные события. Можно выделить такие общие черты празднования, как наличие вместе с общероссийским (в ночь с 31 декабря по 1 января) традиционного праздника Нового года, который связан преимущественно с наступлением весны, встреча праздника в большой компании (в кругу семьи), наличие богатого праздничного стола с угощениями, участие в празднике сказочных персонажей и большое количество интерактивных развлечений (игр, танцев, песен и т.д.).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андронова Г.С. Иносказательные выразительные средства режиссуры в структуре театрализованного представления // Праздничная культура России: инструментарий театрализации: материалы всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Орёл, 18-19 марта 2021 года. – Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2021. – С. 17-22.
2. Вершковский Э.В. Режиссура театрализованных представлений. – СПб.: Нестор-История, 2017. – 88 с.
3. Генкин Д.М. Массовые праздники: учебное пособие для институтов культуры / Д.М. Генкин. – Москва: Просвещение, 1975. – 140 с.
4. Дворкина С.С. Особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции, Курск, 14-15 октября 2021 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 340-343.
5. Душенко К.В. Мифы 20 века: Дед Мороз и Снегурочка // Культурология: дайджест. – 2002. – № 4 (23). – С. 123-137.
6. Зубова М.В. Специфика драматургии массового праздничного действа // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции, Курск, 14-15 октября 2021 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 358-361.
7. К кому приходит Ямал Ири? Когда и как отмечают Новый год коренные народы Арктики [Электронный ресурс] // Arctic Russia. URL: https://arctic-russia.ru/article/k-komu-prikhodit-yamal-iri/ (дата обращения: 05.03.2024).
8. Куксов А.Н. Драматургия и режиссура массовых театрализованных представлений. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 148 с.
9. Майборода М.В. Специфика сценарно-режиссерской драматургии массового праздника и ее понятийный аппарат // Вестник МГУКИ. – 2010. – № 3 (35). – С. 106-110.
10. Мордасов А.А. Принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников: учебное пособие / А.А. Мордасов. – 6-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань: Издательство «Планета музыки», 2023. – 128 с.
11. Овсянников С.А. Зрелищность и выразительность театрализованного представления / С.А. Овсянников. – Санкт-Петербург: [б. и.], 2003. – 376 с.
12. Организация и проведение детских новогодних музыкальных интерактивных спектаклей (из опыта работы): методические рекомендации / О.Н. Прозоркин; КГАУК КСК «Дворец Труда и Согласия им. А.Н. Кузнецова». – Красноярск, 2020. – 77 с.
13. Плотников А.В. Специфика метода театрализации в праздничной культуре // Современные театрализованные формы праздничной культуры: идеи, практика, осмысление: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Улан-Удэ, 07-08 октября 2021 года / Восточно-Сибирский государственный институт культуры. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2022. – С. 75-81.
14. Радченко Н.Н. Празднование Нового года в России в контексте национальных традиций (на примере Республики Саха (Якутия)) / Н.Н. Радченко, Т.Р. Кузьмина // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 3. – С. 130-133.
15. Сценарно-режиссерские основы культурно-досуговой деятельности. Режиссура театрализованных представлений и праздников [Электронный ресурс] // Академия подготовки главных специалистов. URL: https://specialitet.ru/lekcyi/kultura/iskusstvo/lekcyy_modul_6_vopros_5.pdf (дата обращения: 30.12.2023).
16. Такой разный Новый год: костры, мистерии и каша для ворон [Электронный ресурс] // Гуманитарный просветительский проект «Культура.РФ». URL: https://www.culture.ru/materials/257493/takoi-raznyi-novyi-god-kostry-misterii-i-kasha-dlya-voron (дата обращения: 22.02.2024).
17. Чететин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. – М.: Издательство «Планета музыки», 2021. – 284 с.
18. Шаваринский Д.С. Место образа Снегурочки в отечественной культуре и его значение для социокультурной интеграции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2018. – № 6-1. – С. 283-287.
19. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: ГИТИС, 2014. – 341 с.