Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Основания для изучения эффективности законодательного процесса на примере принятия поправок к Конституции Российской Федерации в 2020 году 4
1.1 Свод законодательных актов, регулирующих принятие поправок к Конституции Российской Федерации 4
1.2 Значение конституционной реформы на данном этапе 10
ГЛАВА 2. СОВЕТЫ ПО ВНЕСЕНИЮ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1 Сравнительный анализ версий Конституции Российской Федерации 22
2.2 Оценка деятельности экспертов в исследуемой области 24
2.3 Действительность и целесообразность поправок к Конституции Российской Федерации, принятых в 2020 году 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления
2
За всю историю существования действующей Конституции было принято 15 актов, изменяющих ее положения. Первым из них был Закон Б. Н. Ельцина от 9 января 1996 года об изменении названий республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания. Большинство последующих поправок, связанных с переименованием (объединением) субъектов Федерации и принятием в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя, затрагивали именно эту статью. 27 марта 2019 года Президент России Владимир Путин подписал указ о переименовании Кемеровской области в Кузбасс, что стало последней поправкой к данной статье.
Другим значительным изменением основного закона стало увеличение срока полномочий главы государства с четырех до шести лет, а депутатов Государственной Думы - с четырех до пяти лет. 30 декабря 2008 года были приняты соответствующие поправки к статьям 81 и 96 .
5 февраля 2014 года в Конституцию были внесены изменения, Высший арбитражный суд был ликвидирован, а его полномочия переданы Верховному суду Российской Федерации. 21 июля 2014 года Президент Российской Федерации получил право напрямую назначать своим указом не более 10 процентов членов Совета Российской Федерации.
Основные поправки можно разделить на три основных блока:
- политические
- социально-экономический
- ценностно-идеологический.
Основные изменения в политике заключаются в следующем:
- Президенту и высшим должностным лицам запрещено иметь иностранное гражданство и вклады в иностранных банках;
- Президент должен проживать в России не менее 25 лет;
- Президент не может занимать должность более двух сроков;
- нет «перевыборов»;
- предыдущие сроки действующего президента считаются «недействительными», и он может баллотироваться на переизбрание;
- Президент может обратиться в Конституционный суд для рассмотрения законопроектов;
- Судьи Конституционного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ; число судей сокращено с 19 до 11;
- Государственная Дума может утверждать Председателя Правительства. Президент назначает министра безопасности по согласованию с Советом Федерации;
- Государственный совет закреплен в Конституции;
- Конституция закрепляет неприкосновенность Президента при прекращении им своих полномочий;
- Местное самоуправление является частью единой государственной власти Российской Федерации .
Социально-экономические поправки включают:
- закрепление в Конституции РФ положения о том, что оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума
- индексация пенсий на основе принципа всеобщности;
- укрепление уважения к труду и др.
Ценностно-ориентированные поправки включают:
- Укрепление правопреемства в СССР,
- Дети - богатство России.
- Государственность российского народа.
Новые поправки гласят, что Российская Федерация будет чтить память защитников Отечества и гарантировать сохранение исторической правды. Нельзя недооценивать значение подвигов народа в защите Родины.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 года № 2-П устанавливает, что если по Конституции решение должно быть принято определенным большинством голосов от общего числа сенаторов и депутатов Государственной Думы, то оно должно быть поддержано необходимым большинством палат Федерального Собрания, которое согласно части, II статьи 95 Конституции и согласно статьи 95 Конституции должно быть поддержано необходимым большинством палат Федерального Собрания. Решение должно быть поддержано необходимым большинством палат Федерального Собрания в соответствии со статьей 95, часть II Конституции, которая объясняет, что это основано на количестве палат, предусмотренных в статье 95 Конституции. На референдуме Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. В то же время действующая Конституция не определяет состав Парламента, продолжительность процесса разработки Конституции, установление отношений между Парламентом и органами государственной власти, статус членов Парламента, порядок разработки новой Конституции .
Следует отметить, что эта Конституция ставит Парламент перед жестким выбором: подтвердить неизменность действующей Конституции, принять новую Конституцию или вынести проект Конституции на референдум. Не упоминается возможность принятия Парламентом специальных решений, таких как внесение поправок в отдельные статьи Конституции.
Порядок внесения поправок в главы 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, описанный выше, подчеркивает особую важность этих конституционных норм и необходимость обеспечения их стабильности.
Вторая часть состоит из поправок к главам 3-8 Конституции. Она была принята в соответствии со статьей 136 и процедурой принятия Федеральной конституции (статья 108). В данной статье речь идет не о Федеральной конституции, которая содержит исчерпывающий перечень в своем тексте, а о Федеральных законах, принятых в порядке, предусмотренном для принятия Федеральной конституции .
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года о толковании статьи 136 указано, что поправки к главам 3-8 должны приниматься в форме специального закона - Федерального закона о поправках к Конституции Российской Федерации. Во исполнение этого постановления Конституционного Совета Российской Федерации 6 февраля 1998 года в России был принят Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Его основными этапами являются следующие
1. обращение субъектов с предложением о поправке к Конституции, подготовка проектов поправок к Конституции и направление их в Государственную Думу
2. поступившие на пленарное заседание проекты в порядке реализации права законодательной инициативы направляются Государственной Думой на заключение в Комитет по законодательству, правосудию и правовой реформе. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется Комиссией с участием в пленарных заседаниях авторов законопроекта, представителей Президента Российской Федерации, представителей Правительства Российской Федерации и других представителей Комиссии. Заключение Комиссии и подготовленный к ее рассмотрению проект федерального закона направляются в Государственную Думу для включения в график рассмотрения вопроса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о 68 поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.Обзор изменений Конституции РФ (подготовлено экспертами компании «Гарант», июнь 2020 г.) [Электронный ресурс] : Информационноправовой портал «ГАРАНТ». URL: https://base.garant.ru/77399046/
2. Абазов А.Б. Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 г. как новый этап в развитии России // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. №3. С. 88-93.
3. Барабашев А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 194 с.
4. Брежнев О. В. Конституционная реформа 2020 г. и развитие конституционного правосудия в России // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 7 С. 3–6.Кузьмина И. В. Самоуправление с поправкой (о поправках к главе 8 Конституции Российской Федерации) // Вестник НИБ. 2020. №40. С. 111-115.
5. Гаврилов Д. А., Гаврилова Ю. А. Конституционализация публичного правопорядка в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 6. С. 13–17Харламов С. О., Егоров С. А. О порядке внесения поправок в Конституцию Российской Федерации // Юридические науки. 2020. № 3. С. 81-85.
6. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 453 с..
7. Занко Т. А., Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 7–22.
8. Кобзарь-Фролова М. Н., Правительство Российской Федерации в системе органов публичной власти: политико-правовые связи Правительства // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 2. С. 116–126
9. Ким Ю.В. А была ли реформа: к вопросу о правовом значении поправок Конституции Российской Федерации 2020 года // Вестник Тюменского гос. ун-та. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Т. 8. №. 1 (29). С. 138, 139, 142.
10. Клеандров М.И. России нужна новая Конституция // Вестник Тюменского гос. университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Т. 7. № 4 (28). С. 139–151.
11. Кондрашев А.А. Конституционные поправки–2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между «вечными главами» и главами 3–8 Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 22.
12. Коновалов А. М. Обзор некоторых поправок к Конституции Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 3. С. 40–44.
13. Морковкина, В. М. Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть / В. М. Морковкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89385/
14. Сисакьян А. К. Конституционные преобразования 2020 года и их влияние на формирование конституционного правосознания // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. №4 (27). С. 14-20.
15. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в России в координатах универсального и национального // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 1. С. 7. DOI: 10.12737/jflcl.2021.001