Фрагмент для ознакомления
2
5. Оптимизатора коммуникации (от того, как интервьюер слушает собеседника, зависит, какое сообщение будет передано публике, какие акценты будут в нем расставлены .
Реализуя представленные функции, интервьюер использует определённый тип речевого поведения.
И.А. Стернин структурировал коммуникативные роли следующим образом:
1. Стандартная коммуникативная роль (коммуникативное поведение человека, принятое в обществе для соответствующей социальной роли и ситуации);
1.1. Нормативная (соответствующая принятым нормам);
1.2. Ненормативная (нарушающая общепринятые нормы);
2. Инициативная коммуникативная роль (образ, который человек сознательно создает в общении для достижения определенной цели);
2.1. Кратковременная (ситуативная);
2.2. Долговременная .
И.Г. Родченко в своей статье «Типы речевого поведения» предлагает следующую классификацию:
- «Системщики» – для представителей этого типа характерно особо тщательное отношение к подготовке речевого высказывания;
- «Мыслители» – люди такого типа способны на неожиданные решения, им нередко свойственен парадоксальный взгляд на события;
- «Поэты» – их непременным преимуществом является богатый словарный запас и развитое чувство языка;
- «Вожди» – это люди, способные воодушевить толпу. Содержание их выступлений основано на сочетании безупречной аргументации и ярких жизненных примеров .
Э.Х. Шарапов, говоря непосредственно о жанре интервью, выделяет типы:
- «Мягкий» – интервью подразумевает спокойное, вежливое общение журналиста и респондента. Замечания и противоречия в ответах собеседника уточняются в деликатной форме, чаще всего с извинениями
- «Жесткий» – журналист может задавать неловкие и наводящие вопросы, ловить на противоречиях или оказывать некоторое психологическое давление .
В качестве одной из основных характеристик интервью с точки зрения функциональных стилей русского языка выступает такой жанрообразующий признак, как языковое воплощение. Те языковые средства, которые выбирает журналист, должны соответствовать стилистическим установкам интервью, а также с ситуации и обстановке, в которой оно проходит. Кроме того, необходимо учитывать тему интервью.
1.2 Особенности интервью как жанра журналистики. Роль интервьюера в интервью. Приемы ведения интервью
Существуют некие правила проведение интервью:
1) интервью планируется заранее. Очевидно также, что о нём договариваются;
2) оба собеседника должны подготовиться к встрече. У интервью есть задача и цель, которая должна быть известна собеседнику;
3) вопросы должны быть продуманы, и примерный список вопросов предоставлен респонденту для ознакомления;
4) собрать как можно больше информации о личности человека. Таким образом, интервьюер будет осведомлен и уверен в том, что он говорит, а ещё это исключает недоразумения в беседе .
А также есть правила подготовки вопросов интервью:
1) продумать, какую информацию нужно получить;
2) в особенности, если это известная личность, посмотреть, что интересует аудиторию;
3) отбросить все закрытые вопросы, на которые гость не сможет развернуто ответить (при необходимости, пеерформулировать их);
4) проанализировать вопросы с психологической точки зрения;
5) не забывать про тему, не отклоняться от неё, не уходить в бесполезные диалоги;
6) не нагружать респондента вопросами за раз, дать возможность понять вопрос, сформировать ответ в голове;
7) нужно стараться делать акцент на самых важных и волнующих всех вопросах, чтобы, в случае нехватки времени, остались ответы именно на них.
Разные вопросы раскрывают личность с разных сторон. Есть следующие типы вопросов:
- общие и специальные. На общие вопросы обычно следует ответ «да» или «нет». Нельзя задавать вопросы только общего характера. Необходимо добавлять вопросы, которые подразумевают расширенный. Например, вопросы, которые начинают со слова «почему».
Вопрос: «Почему тогда Вы поступили именно так?» − человек уже начнёт ответ со слов: потому что…
- пассивные и активные
Вопросы могут делиться на пассивные и активные. Пассивные вопросы передают инициативу в беседе интервьюируемому. Активные вопросы предполагают более глубокие комментарии. Журналист сам направляет тему разговора и структурирует диалог. Используя активные вопросы, журналисты часто вежливо перебивают интервьюируемых .
- уточняющие
Уточняющие вопросы - это всегда вопросы активные.
Также журналист может вежливо перебить, с помощью чего он слегка корректирует ответ или уточняет для последующего дополнения. Уточняющие вопросы помогают беседе развиться и углубиться в подробности. Преимущество таких вопросов заключается и в ясности зрителя.
- наводящие вопросы. Журналист заранее хочет затронуть какую-то тему и его вопрос специально намекает на развитие данной темы. Такие вопросы могут быть в форме утверждения, с которым гость может согласиться или нет. Журналистом может стать далеко не каждый. Перед ним стоит задача − собрать информацию. Информацию, которая лежит совсем на не поверхности. Важное условие − информация должна быть достоверной, актуальной и чтобы она была подана в понятной форме для зрителя форме. Интервьюер должен донести до зрителя информацию, а значит, он должен опираться на те темы, которые вызывают самый большой интерес у аудитории. Журналист работает на аудиторию и его главная задача - соединить зрителя с гостем интервью. Узнать то, что не могут узнать люди о личности в социальных сетях, поэтому интервьюер не должен бояться задавать острые вопросы, на которые чаще всего и ведутся зрители.
Ключевые навыки интервьюера:
1) Умение собирать информацию;
2) Уметь запоминать и быстро реагировать на информацию, полученную в ходе интервью;
3) Умение слушать;
4) Умение направлять ход интервью;
5) Умение импровизировать;
6) Умение расположить к себе собеседника.
Интервьюер не должен допустить, чтобы гость чувствовал какое-либо неравенство. Общение должно быть на одном уровне как возрастном, так и социальном. Также журналисту не следует:
1) настаивать на вопросах, когда интервьюируемый категорически не хочет отвечать не него;
2) давать советы, делать личные замечания;
3) уходить от темы, переводить всё в обычный разговор;
4) смешивать профессиональную деятельность гостя и его личность.
Интервьюер, в первую очередь, − хороший психолог. Собирая информацию о какой-то личности, а также в процессе диалога, у журналиста, как у человека со своим мнением, сформируется личное отношение к респонденту. Нередко интервьюер не поддерживает точку зрения гостя, особенно если это конфликтная, криминальная личность. В таких ситуациях интервьюер никак не должен это показывать. Тоже самое и с чувствами. В обычном разговоре с друзьями/знакомыми в ответ на любую историю мы привыкли эмоционально реагировать. Интервьюер должен рассматривать все ответы респондента поверхностно, без личностной оценки, а также поставив эмоциональный блок, например, в случае, когда хочется выразить соболезнования. Но тут тоже журналист должен знать золотую середину − он не должен показаться зрителю черствым. То есть здесь интервьюер берёт на себя ответственность вдвойне: следить за собой и за действиями, словами интервьюируемого. Для установления контакта с интервьюируемым журналист должен быть:
1) естественным. Эмоции и мимика не должны быть наигранными, а речь не должна напоминать заученный текст. Всё интервью − диалог;
2) очаровательным и харизматичным. Многие ориентируются на свою симпатию к журналисту перед тем, как согласиться на интервью. Нужно помнить, что улыбка − козырь в общении с людьми. Это интервьюеру нужна информация, а значит он должен произвести на гостя впечатление. Сюда же можно добавить внешний вид. Журналист должен быть опрятно одет, аккуратно выглядеть.
3) доброжелательным. Какое бы мнение о госте не сложилось у интервьюера в голове, он должен уважительно к нему относиться. Не слишком наглеть и давить.
4) позитивным. В интервью важно настроение, энергетика. Если человеку будет комфортно, то он и более ярко будет отвечать на вопросы;
5) ловким. Часто журналистам приходится импровизировать. Нужно уметь быстро реагировать на ситуацию, продумывать ход действий наперёд и уметь использовать какой-нибудь ход в тему .
Само проведение интервью − тонкий психологический процесс. Всё начинается ещё с выбора места. Без исключения, обстановка влияет на состояние интервьюируемого. Интервью лучше всего проводить без посторонних людей, так как это снижает уровень доверия беседы и отвлекает участников. Теплые цвета, уютное место, может быть, даже с чашкой чая или кофе, напоминают домашнюю атмосферу. Естественно, человек может сразу расслабиться и открыться интервьюеру. Для более делового интервью подойдут более холодные и нейтральные цвета. Также в таком интервью уместно будет использование стола.
Допустим, интервьюируемый − танцор. Если интервью провести в привычной для него обстановке, подготовить соответствующий антураж (танцевальный зал, плакаты танцоров, кубки и т.д), то это поможет раскрыть личность танцора с профессиональной стороны.
Если респондент − известная личность, то его зовут ни на одно интервью. Может быть ситуация, когда человек отвечает совсем не подробно, потому что такой вопрос ему уже задавали, и человек уже просто не сможет проявить к данному вопросу такую искренность, как в первый раз. Для предотвращения таких ситуаций необходимо при подготовке к интервью смотреть предыдущие интервью с другими журналистами. А в том случае, если интервьюер хочет по-другому раскрыть тот же вопрос, то переформулировать его интересней .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреева Д.А., Гончарова Т. М. Интервью как инструмент развития современной школы и ее субъектов// XXIV ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Материалы конференции. Том Часть 12. Под общей редакцией Д.А. Погонышева. Нижневартовск, 2022. С. 53-59
2) Баева А. История зарождения и становления жанра «интервью»// СЛОВО О СЛОВЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ-ФИЛОЛОГОВ. Материалы II Международной научно-практической конференции. Астрахань, 2022. С. 56-59
3) Баранова Е. А. Теория и практика современного интервью. – М.: Юрайт. – 158 с.
4) Борисов Д., "Люблю экстренные эфиры: выплеск адреналина силен настолько, что ты как будто перерождаешься" // Журналист. — 2020. — N 6. — С. 52-60
5) Булгаков Я. В. Жанр интервью в современных СМИ//ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Том Выпуск II. Составитель, ответственный редактор М.Е. Крошнева. Ульяновск, 2021. С. 58-68
6) Васильченко К. Е. Жанр портретного интервью: возможности дифференциального подхода // Медиасреда. 2019. No 2. С. 15–19.
7) Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается : учебное пособие. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2016. 236 с
8) Ипатова А. А., Особенности коммуникации в стандартизированном интервью. — Москва : Дело, 2019. — 287 c.
9) Исакова Т.Н. Функционирование жанра интервью на современном этапе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-zhanra-intervyu-na-sovremennom-etape/viewer (дата обращения: 19.02.2024).
10) Колокольцева Т.Н. Специфика портретного интервью творческой личности [Текст] / Т.Н. Колокольцева // Известия волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – No 9. – С. 105–112.
11) Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. – М., 1980.
12) Кузнецова О.А. Особенности портретного интервью как популярного жанра российского телевидения// МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА: ЭПОХА ГЛОБАЛЬНЫХ РЕФОРМ. Материалы I международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 93-98
13) Лаптиева Д.К. Влияние современных технологий на жанр интервью// Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей: Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция молодых исследователей, аспирантов и студентов. Белгород, НИУ «БелГУ», ИОНиМК, факультет журналистики 12-14 апреля 2023 г.: материалы конференции / Науч. ред. Е.А. Кожемякин, А.В. Полонский, С.В. Крюкова, А.В. Белоедова. – Белгород, ООО «Космос», 2023. С. 275-280
14) Лукина М.М. Технология интервью: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – СПб.: Искусство, 2003. – 147 с.
15) Макарцева В. Д. Интервью в условиях современного общества//НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 227-231
16) Мажура А. В., Тимофеева Е. Д. К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве // Наука и школа. 2019. No 3. С. 47–53.
17) Мамонт Б.В. Эффективность контактоустанавливающей функции в рамках ведения интервью: сущность и система оптимизации: автореферат диссертации по филологии. – Краснодар, 2009.
18) Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т., 2001.
19) Никишин В. И. Специфика и место интервью в системе журналистских жанров// ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 35. С. 2562-2567
20) Осторожно: Собчак [канал] // YouTube. − Режим доступа: https://www.youtube.com/@sobchak
21) Пряникова А.И. Современные формы актуализации интервью//БЕРКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2023. КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТАКТОВ. Материалы VII Международной научной конференции: в 2-х томах. Москва, 2023. С. 174-179
22) Родченко И.Г. Типы речевого поведения // Этикет и протокол. – 2006. – № 1 (28). – С. 68-70.
23) Рыбакова Д. В.Актуализация жанра интервью в условиях медиареальности//МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ОТ ИДЕИ К ПРОЕКТУ. Материалы V студенческой научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2021. С. 535-536
24) Сахнова Е.Б. Жанр интервью и его модификации // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2022. № 4. С. 98-105
25) Солодников [канал] // YouTube. − Режим доступа: https://www.youtube.com/@Solodnikov
26) Стернин И.А. Основы речевого воздействия: учебное пособие. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 289 с.
27) Хомутникова Е. А., Джалилов Р. А., Иноятова К. Ш. Технологии создания интервью для молодёжи в интернет-СМИ // Медиасреда. 2019. No 2. С. 45–49.
28) Шарапов Э.Х. Жанр интервью: видовая составляющая // Молодой ученый. – 2017. – № 12 (146). – С. 668-671
29) Huntington H. E. Pepper spray cop and the American dream: Using synecdoche and metaphor to unlock internet memes’ visual political rhetoric // Communication Studies. 2016. № 67 (1). Р. 77