Фрагмент для ознакомления
2
Такие малые формы фольклора, как сказки, песни, частушки, стишки, пословицы, поговорки, позволяют развивать речь ребенка, воспитывать любовь к своей Родине и дают представление о культуре русского народа.
Исследования влияния фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста занимались многие отечественные педагогики. Например, Н.В. Гавриш отмечает, что среди всех форм фольклора малые формы являются наиболее привлекательными для детей. В процессе использования малых форм фольклора дети не только знакомятся с новыми словами, учатся их проговаривать, но и параллельно с этим расширяют свои знания с окружающим миром. Так как в малом фольклоре для этого имеется весь речевой потенциал: в нем идет обращение и к солнцу, и к небу и к ветру [5], [6].
В заключении можно констатировать, что малые формы фольклора имеют значительный психоло-педагогический потенциал в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Их использование в обучении детей старшего дошкольного возраста способствует не только речевому развитию ребенка, но и нравственному, духовному.
Мы считаем, что широкое использование фольклорных жанров (образцов социально-нормативной, языковой, музыкальной, хореографической культуры русского народа) будет способствовать не только расширению детского опыта исполнения и навыков моделирования более сложных развлекательных программ, но и обеспечить всестороннее развитие и формирование национального самосознания, формирование нравственных представлений.
В задачах нашего исследования образовательные возможности фольклора как основного индикатора и основного направления современного прогресса незаменимо. Детские фольклорно-игровые формы развлечения (игры, имитация, инсценировка, свободное общение на тему, рассказывание историй), построенные на детском фольклорном материале, отвечают всем требованиям детской аудитории дошкольного возраста. Таким образом, с помощью воспитательных приемов (выразительное исполнение, занимательный рассказ воспитателя, обозначение различных форм фольклора) в процессе освоения фольклорных жанров дети получают базовые знания и навыки об окружающем мире, о культуре народа, его традициях, истории страны, формируются морально-эстетические идеалы, ценности и моральные представления. Кроме того, у детей развиваются определенные личностные качества, которые позволяют им развивать нравственное поведение, способность ориентироваться на чувства других, понимать свои собственные эмоции.
Таким образом, под фольклором понимается устное словесное и музыкальное народное творчество. Формированию речевых представлений дошкольников способствуют различные виды фольклора: скороговорки, загадки, песни, стихи, пословицы и поговорки, сказки, игры. Далее подробнее рассмотрим особенности использования малых фольклорных жанров в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
3 Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров
Устное народное творчество всегда считалось эффективным средством обучения и развития детей любого возраста. Устные произведения народного творчества помогают детям в развитии эмоциональности. Благодаря звучности, ритмичности, напевности, занимательности малых форм фольклора ребенка быстрее начинает участвовать в совместной деятельности со взрослым.
В развитии речи малые формы фольклора считаются важным педагогическим средством обучения. Поэтому использование малых форм фольклора за последнее время получила большой научный интерес.
Выдающиеся отечественные педагоги, логопеды отмечают потенциал малых форм фольклора в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста.
Т.Б. Филичева указывает на то, что народные песенки, потешки являются ярким речевым материалом, который максимально адаптирован для детей младшего дошкольного возраста. Из-за своей краткости, напевности, гармоничному сочетанию различных частей речи, позволяет максимально эффективно подойти к развитию речи детей, расширить их словарный запас. Малые формы фольклора являются прекрасным средством для развития звуковой и фонематической стороны речи, позволяют работать над правильным звукопроизношением [27].
А.П. Усова и О.С. Ушакова также указывают на то, что ритмичность и звучность малых форм фольклора помогает сформировать у ребенка чувство темпа, ритма, такта, интонации, дикции, что очень важно в формировании правильной речи в будущем [26].
Т.В. Галанова отмечает, что народными песенками и потешками можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к детскому саду: использование различного рода потешек и прибауток помогает закрепить у детей навыки гигиены, режимным моментам, таких как прием пищи, тихий час и др., что благоприятно влияет на нахождение детей в условиях ДОУ [16].
Итак, мы можем свидетельствовать, что малые формы фольклора обладают всеми возможностями в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Благодаря использованию малых фольклора дети учатся правильно и красиво говорить, творчески мыслить, использовать отрывки фраз в повседневной речи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для СПО. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml?from_page=21/(дата обращения: 20.02.2024).
2. Бородич А. М Методика развития речи у детей. М.: Просвещение, 2001. 224 с.
3. Выготский Л. С. Развитие устной речи. М., 2016. 59 с.
4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных жанров / Н. Гавриш, М. Загрутдинова // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. 49 с.
5. Гавриш Н. В. Русские народные потешки в жизни малышей. М.: ВЛАДОС, 2002. 18 с.
6. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. Чебоксары: Академия, 2000. 299 с.
7. Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. 2011. № 9. 64 с.
8. Немов Р. С. Психология. М.: «Владос», 2010. 205 с.
9. Новицкая М. Добро пожаловать в фольклорную школу/М. Новицкая, Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. 1993. № 8. 35 с.
10. Сазонова С. Е., Малинина О. В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста // Справочник старшего воспитателя. 2008. № 12. 103 с.
11. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002. - 224 с.
Дополнительная литература
12. Акулова О. В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. // Воспитание дошкольников. 2000. № 3. 121 с.
13. Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности // Дошкольное воспитание. 2013. № 6. 35 с.
14. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. 2007. № 3.35 с.
15. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Вече, 1999. 82 с.
16. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. 38 с.
17. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика. 2008. № 5. 29 с.
18. Бережнова О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. 2002. № 12. 77 с.
19. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание. 2004. № 9. 34 с.
20. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. .
21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
22. Круглова Ю. Г. Русское устное народное творчество/Ю.Г. Круглова, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова. М.: Высшая Школа, 2003. 221 с.
23. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. С.Пб.: «Детство – Пресс», 2001. 94 с.
24. Неганова Н.Е. Фольклор как воспитательный фактор в дополнительном образовании детей дошкольного и школьного возраста // Ценности традиционной культуры в образовании / сост. и отв. ред. Е.И. Ковычева. Ижевск: Изд-во «УдГУ», 2010.
25. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.
26. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2012. 168 с.
27. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева-Екатеринбург: Арго, 1996.-90 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. - Москва : Творческий центр Сфера, 2015. - 96 с.