Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Теретические основы обучения пересказу детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники
1.1 Особенности и проблемы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитию связной (в особенности монологической) речи старших дошкольников с общим нарушением речи (далее по тексту – ОНР), следует уделять особо пристальное внимание. Несформированность связной речи у дошкольников с выявленными системными нарушениями речи негативным образом сказывается на развитии всей их речемыслительной деятельности, ограничивает у них как коммуникативные потребности, так и познавательные возможности, наконец, препятствует овладению необходимыми знаниями. При этом наличие у детей с ОНР вторичных отклонений в развитии основных психических процессов создает некоторые дополнительные затруднения в овладении этими детьми связной монологической речью [11].
Важно подчеркнуть, что дошкольники с ОНР правильно понимая логическую взаимосвязь событий, при этом ограничиваются только перечислением действий. При пересказе они ошибаются в передаче логической последовательности событий, часто пропускают отдельные звенья, своего рода «теряют» действующих лиц. Их пересказ достаточно часто подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются достаточные трудности при описании детьми игрушки либо предмета по плану, данному педагогом. Дошкольникам с ОНР с большим трудом дается творческое рассказывание. Дети также испытывают весьма серьезные затруднения в определении замысла рассказа, а также последовательном развитии выбранного для определения сюжета и его языковой реализации. Достаточно часто выполнение творческого задания у этих детей с ОНР подменяется пересказом знакомого им текста.
Также при пересказе короткого текста дети с ОНР не всегда полностью понимают смысл им прочитанного, они опускают существенные для связного изложения детали, нарушают последовательность изложения, допускают лишние повторы, добавляют ненужные эпизоды либо воспоминания из личного опыта, иногда затрудняются в выборе необходимого слова.
Описательный рассказ этих дошкольников заметно беден, страдает наличием повторов; при этом не используется предложенный ребенку план; описание в большей мере сводится к простому перечислению отдельных характеристик любимой игрушки либо знакомого предмета. Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием последовательности изложения, четкости, отрывочностью, наличием акцента на внешние, поверхностные впечатления. Труднее всего детям даются именно самостоятельное рассказывание по памяти, а также все виды творческого рассказывания. Однако и в воспроизведении текстов по образцу имеет место отставание от нормально говорящих сверстников. Характерным является и то, что отсутствие у детей дошкольного возраста с ОНР чувства рифмы и ритма [4, c. 54].
Часть детей с ОНР способны только отвечать на поставленные вопросы. Экспрессивная речь таких детей со всеми указанными выше особенностями может служить в качестве средства общения только в особых условиях, требующих постоянной помощи, а также побуждения в виде дополнительных подсказок, вопросов, оценочных и поощрительных суждений как со стороны логопеда, так и родителей [5, c. 44].
Исследования С.Н. Шаховской наглядным образом показывают, что у детей с тяжелой патологией речи пассивный запас слов доминирует над активным и переводится в актив весьма медленно. Дети практически не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, они также не умеют оперировать ими, что свидетельствует о несформированности языковых средств, а также о невозможности осуществлять детьми спонтанно выбор языковых знаков, а также использовать их в своей речевой деятельности [24].
Как указывает В.А. Сохин, для осуществления речевого общения весьма необходимо умение выражать и передавать мысли. Данный процесс реализуется при помощи фраз [18]. При имеющим место нарушении речевого развития трудности построения фраз, а также оперирования ими в процессе совершения речевой коммуникации проявляются весьма отчетливо, находя свое выражение в аграмматизме речи, что говорит и о несформированности еще и грамматического структурирования [19].
Н.Н. Трауготт отмечает у детей с ОНР, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, достаточно скудный, заметно отличающийся от нормы словарь. Дети с ОНР не сразу начинают употреблять в разного рода ситуациях речевого общения те слова, которые были усвоены ими на занятиях. При изменении ситуации они теряют те слова, которые хорошо им знакомы и успешно произносимые ими в других условиях [21, c. 53].
О.Е. Грибова при описании нарушения лексической системы у детей с ОНР, указывает на то, что в качестве одного из механизмов патогенеза выступает несформированность у детей звуко-буквенных обобщений. Названный исследователь считает, что уровень несформированности звуковых обобщений в этом случае напрямую связан с уровнем развития речи [9].
Общее недоразвитие речи – это также неравномерный, достаточно замедленный процесс овладения детьми языковыми средствами родного языка. Дошкольники не овладевают самостоятельной речью, и по мере их взросления данные расхождения становятся все более заметными. Как наглядно показывают исследования Е.М. Мастюковой, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, время появления первых слов у детей с ОНР практически не имеет резкого отличия от нормы [8].
В свою очередь, исследования В.К. Воробъевой [3], С.Н. Шаховской [24] и ряда других позволяют также сделать вывод о том, что у таких детей недостаточно развито умение излагать свои мысли связано и последовательно. Данные дети в ограниченном объеме и упрощенном виде владеют набором слов и синтаксических конструкций, испытывают трудности в программировании высказывания, а также в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для определенной цели. С затруднениями у детей с ОНР в программировании содержания развернутых высказываний непосредственно связаны длительные паузы, имеющие место пропуски отдельных смысловых звеньев [15].
Проведенное В.П. Глуховым исследование показало следующее результаты: 1) в качестве одной из основных причин ОНР являлась стертая дизартрия; 2) дети с ОНР мало применяют связную фразовую речь в процессе как предметно-практической, так и игровой деятельности и испытывают при этом трудности в воспроизведении развернутых синтаксических конструкций; 3) ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, особенно четко по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, слова, которые обозначают качества предметов и др.; 4) у подавляющего большинства детей с ОНР отмечаются существенные затруднения, которые возникали уже при составлении ими высказываний на уровне отдельных предложений, что может быть напрямую связано с неумением таких детей устанавливать либо актуализировать в своей речи предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении своих высказывания; 5) навыки составления отдельных высказываний у детей со II уровнем речевого развития в подавляющем большинстве случаев находятся на начальной стадии формирования, при том как у детей с III уровнем они сформированы на весьма низком уровне; 6) у старших дошкольников с ОНР качественно-количественные показатели успешности выполнения детьми заданий на составление ими разного рода монологических высказываний намного ниже, нежели у детей с нормальным развитием речи; 7) при составлении детьми с ОНР монологических высказываний отмечались существенные нарушения связности изложения, а также пропуски смысловых звеньев, имела место выраженная фрагментарность; 8) отсутствие у детей самостоятельности в составлении рассказов, а также нарушения логической последовательности изложения, имеющие место смысловые пропуски, повторы фраз или их частей, незавершенность фрагментов, несемантизированные продолжительные паузы на границах фраз [7].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А.И. Богомолова. – Москва: СПб. Библиополис, 2014. – 134 с. – Текст: непосредственный.
2. Большева, Т.В. Учимся по сказке: учебно-методическое пособие / Т.В. Большева. – Санкт Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 96 с. – Текст: непосредственный.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – Москва: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. – 158 с. – Текст: непосредственный.
4. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. – Москва: Академия, 2015. – 168 с. – Текст: непосредственный.
5. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – Текст: непосредственный // Вестн. Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2014. – № 1. – С. 44 – 45.
6. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития / В.П. Глухов. – Москва: «Академия», 2013. – 212 с. – Текст: непосредственный.
7. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие / В.П. Глухов. – Москва: «Академия», 2012. – 232 с. – Текст: непосредственный.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – Москва: АРКТИ, 2014. – 168 с. – Текст: непосредственный.
9. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – Москва Айрис - пресс, 2015. – 96 с. – Текст: непосредственный.
10. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Москва: РИПКРО, 2015. – 254 с. – Текст: непосредственный.
11. Карманова, Е.Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Карманова // Наука и современность. 2011. № 11. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21105527 (дата обращения: 15.02.2024). – Текст: электронный.
12. Маракина, Е.М. Мнемотехника как средство развития монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.М. Маракина // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnemotehnika-kak-sredstvo-razvitiya-monologicheskoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi/viewer (дата обращения: 19.02.2024). – Текст: электронный.
13. Методы обследования речи у детей / под редакцией В.В. Чиркиной, И.Т. Власенко. – Москва: РИПКРО; 2016. – 254 с.
14. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9. – С. 34 - 37.
15. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи / С.А. Миронова. – Москва: «Академия», 2017. – 76 с.
16. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Т.Б. Полянская. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 264 с.
17. Сегова, Т.Д. Обучение детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов с помощью мнемотехники / Т.Д. Сегова, Е.Н. Скавычева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta-sostavleniyu-opisatelnyh-rasskazov-s-pomoschyu-mnemotehniki/viewer (дата обращения: 18.02.2024). – Текст: электронный.
18. Сохин, В.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника / В.А. Сохин. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 1989. – № 4. – С. 20 - 23.
19. Сохин, В.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / В.А. Сохин. – Москва: Просвещение, 1984. – 296 с. – Текст: непосредственный.
20. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов: методическое пособие / Т.А. Ткаченк – Москва: Академия, 2011. – 178 с. – Текст: непосредственный.
21. Трауготт, Н.Н. Нарушение слуха при сензорной алалии и афазии. Экспериментальное клиническое исследование / Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова. – Ленинград: Наука, 1975. – 274 с. – Текст: непосредственный.
22. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. – Москва: Владос, 2015. – 288 с. – Текст: непосредственный.
23. Чохонелидзе, Т. Учим стихи по картинкам / Т. Чохонелидзе. – Москва: Всеобуч, 2013. – 124 с. – Текст: непосредственный.
24. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология: учебное пособие / С.Н. Шаховская Р. Лалаева. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 296 с. – Текст: непосредственный.