Фрагмент для ознакомления
2
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «обучение заучиванию стихотворений»
На этапе завершения дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования планируемыми результатами выступают: владение устной речью, сформированность умения выражать свои мысли, чувства, умение использовать речь в ситуации общения, основы звукобуквенного анализа, предпосылки грамотности. Для достижения данных результатов необходимо осуществлять целенаправленную работу по развитию речи дошкольников [24].
Развитие звуковой стороны речи, обогащение словаря детей, развитие связной речи может продуктивно осуществляться в рамках такого направления развития речи, как заучивание стихотворений. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для обучения детей заучиванию стихотворений, потому что у детей повышается произвольность психических процессов, развивается мышление, речь. На развитие речи детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает знакомство с поэтическими произведениями.
Под поэзией понимается особая организация художественной речи, отличающаяся ритмом и рифмой, лирическая форма отражения действительности. Стихотворение выступает как небольшое литературное произведение, которое написано по законам стихосложения и является жанром поэтической речи. Поэзия способствует формированию эстетических чувств у детей [1].
М.М. Алексеева, В.И. Яшина, отмечают, что потенциал поэзии велик в качестве эффективного средства воспитания таких сторон личности ребенка как: нравственная, эстетическая, интеллектуальная. Любовь к поэзии, привитая с детства, является значимым базисом для дальнейшего развития ребенка как читателя [2].
Т.В. Артемьева, С.Г. Михайлова считают, что благодаря стихотворению ребенок усваивает образцы литературного языка. Если в рассказах дети в большей степени познают лаконичность и точность языка, то благодаря поэзии дети осваивают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи [3].
Е.А. Вязникова считает, что, заучивая стихотворения дети выполняют подготовительные упражнения, в которых отрабатывают интонационную выразительность, темп, тембр речи. Благодаря чтению и заучиванию стихов дети улавливают созвучность и мелодичность речи, формируется лексическая сторона речи, звуковая культура, поэзия помогает овладевать средствами звуковой выразительности, такими как тон, тембр, голоса, темп, сила голоса, интонация, формируется четкая дикция [6].
На запоминание и воспроизведение стихотворений оказывает влияние детей, на их психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также, как указывает Т.Г. Демидова, содержание и форма поэтического текста. Кроме того, продуктивность заучивания стихотворений во многом зависит от того, какие методы и приемы обучения заучиванию стихов применяются и каково качество художественного исполнения стихов взрослыми [8].
Д.Н. Рябова, Н.И. Левшина отмечают, что процесс заучивания стихотворений состоит из двух процессов, которые взаимосвязаны между собой. Первой составляющей является слушание поэтического произведения, второй составляющей является воспроизведение или чтение стихотворения наизусть. От того, насколько воспринято содержание поэтического произведения, насколько понято его содержание, прочувствовано, зависит качество воспроизведения поэтического произведения [17].
Н.А. Стародубова отмечает, что восприятие поэтического произведения всегда осуществляется последовательно. Автор выделяет в этом процессе три стадии:
– на первой стадии происходит непосредственное восприятие произведения, переживание за его героев;
– на второй стадии осуществляется работа, направленная на понимание содержания самого произведения;
– третья стадия включает в себя обобщение представлений, которые возникли у ребенка, выражение эмоционального отношения к произведению, которое позволяет активизировать влияние поэтического произведения на личность каждого ребенка [20].
Н.А. Шинкарева, Г.В. Пенигина отмечают, что в дошкольном возрасте на продуктивность заучивания стихотворений оказывают влияние предпосылки, содержащиеся в развитии ребенка. Одной из таких предпосылок является общее развитие высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, которые влияют на продуктивность заучивания стихотворений. С точки зрения развития речи также складываются определенные предпосылки. В старшем дошкольном возрасте у детей речь от ситуативной переходит к контекстной и становится более универсальным средством общения. В этот период интенсивно развиваются такие функции речи, как регулирующая, планирующая, звуковая [26].
Г.М. Первова считает, что обучение детей заучиванию стихотворений имеет свои особенности. Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте для детей представляет сложность при восприятии художественного текста нарушение порядка слов. При этом, даже если ребенок понимает их значения, установить смысл становится трудно. В частности, в ситуации, когда высказывание имеет порядок слов по типу «субъект – действие – объект», понимание смысла полностью является не доступным. Для того чтобы легко воспроизвести стихотворное произведение, ребенку необходимо понять его смысл, что в большей степени зависит от уровня развития мышления и воображения, а также развития речи в целом [16].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Аванесян А.О. Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста / А.О. Аванесян, Н.В. Подлозная // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники. – Стерлитамак, 2022. – С. 13-15.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 400 с.
3. Артемьева Т.В. Заучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста / Т.В. Артемьева, С.Г. Михайлова // Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: 2020. – С. 273-276.
4. Байгулова Н.В. Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники / Н.В. Байгулова, О.В. Чепурная // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3 (58). – С. 11-14.
5. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Перспектива, 2022. – 128 с.
6. Вязникова Е.А. Использование мнемотехники в развитии речи детей / Е.А. Вязникова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 4 (7). – С. 40-43.
7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 287 с.
8. Демидова Т.Г. Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений с дошкольниками / Т.Г. Демидова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2017. – Т. 8. № 8. – С. 237-239.
9. Добродомова О.С. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста / О.С. Добродомова, И.С. Моисеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 12-5. – С. 35-38.
10. Евтушенко Ж.В. Использование приёмов мнемотехники и моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста / Ж.В. Евтушенко // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3-4 (7). – С. 56-58.
11. Замогильная М.С. Мнемотаблицы для заучивания стихотворений / М.С. Замогильная // Молодой ученый. – 2013. – № 2. – С. 364-368.
12. Изотова Л.Н. Использование мнемотехники в образовательном процессе в ДОУ / Л.Н. Изотова // Наука в современном мире: Материалы XXV Международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 59-62.
13. Лочман Т.Б. Теория и методика развития речи у детей / Т.Б. Лочман. – М.: Академия, 2021. – 360 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности / В.С. Мухина. – М.: Наука, 2022. – 671 с.
15. Пенигина Н.В. Заучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста на основе технологии моделирования / Н.В. Пенигина // Инновационная деятельность педагога дошкольного образования в условиях реализации образовательного и профессионального стандартов. – Иркутск, 2021. – С. 469-473.
16. Первова Г.М. Литературное образование дошкольников / Г.М. Первова. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2017. – 103 с.
17. Рябова Д.Н. Технология заучивания стихотворений с детьми пятого года жизни / Д.Н. Рябова, Н.И. Левшина // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 424-425.
18. Самченко Н.В. Мнемотехника в речевом развитии дошкольников / Н.В. Самченко, Е.Г. Приходько // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 10. – С. 246-250.
19. Смирнова Е.Н. Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста / Е.Н. Смирнова // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2023. – № 11. – С. 28-30.
20. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
21. Типакова И.С. Сюжетные игры как эффективный способ заучивания стихотворений / И.С. Типакова // Микрореабилитационный центр – новый формат оказания поддержки семьям, воспитывающим детей с различными особенностями развития. – Астрахань, 2022. – С. 179-182.
22. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: Инфра-М, 2020. – 401 с.
23. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2015. – 56 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
25. Халиуллина Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники / Л.Г. Халиуллина // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 8 (8). – С. 205-206.
26. Шинкарева Н.А. Организационно-педагогические условия обучения запоминанию стихотворений детей старшего дошкольного возраста на основе технологии моделирования / Н.А. Шинкарева, Г.В. Пенигина // Карельский научный журнал. – 2023. – Т. 12. № 2 (43). – С. 10-14.
27. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: RUGRAM, 2022. – 228 с.