Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические аспекты языковых особенностей информационных жанров
1.1 Описание и характеристика информационных жанров
Газетные стили отличаются друг от друга в подходе к написанию, стиле изложения, структуре, и даже в количестве строк. В общем, газетные жанры можно разделить на три основные группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические [2].
Информационная речь - это речь, которая помогает слушателям получить новые знания о предметах и явлениях объективного мира. В классификации Аристотеля такой речи нет, так как он считал риторику "способом убеждения в отношении каждого данного предмета." Сегодня, однако, информационная речь является одной из самых распространенных форм общения. Коммуникация, согласно "Международной энциклопедии коммуникации", включает в себя передачу информации или обмен информацией. Мы не ограничиваем коммуникацию лишь передачей информации, так как коммуниканты могут достигать различных целей. Однако стоит помнить, что информационная речь используется очень широко и имеет множество жанров [22].
Иногда информационная речь может включать любые манипуляции с информацией: информативные – цель которых – различные операции, такие как предоставление или запрос информации, подтверждение или опровержение. Однако, если мы рассматриваем цель речи как установку на определенную реакцию слушателей, то не можем согласиться с такой интерпретацией. Представление информации и ее подтверждение (первичные жанры, такие как "Да, мы получили ваши посланные книги") действительно соответствуют целям информационной речи. Запрос информации осуществляется через вопрос (первичный жанр) или речь-запрос (вторичный жанр), которые являются разновидностями речи, призывающей к действию, их целью является побудить собеседника к предоставлению информации, даче совета, предложению и так далее. Опровержение является жанром убеждающей речи, его цель – изменить сложившийся взгляд на предмет или явление. Сюда же можно отнести вторичный жанр речь-подтверждение, его целью является доказательство правильности предлагаемого тезиса.
Среди информационных речей выделяются два основных разновидности по смысловому содержанию. Первый тип включает речи, которые имеют целью передачу новой объективной информации слушателю. Второй тип включает речи, в которых оратор посчитал нужным поделиться своей точкой зрения [16].
Таким образом, основная цель информационной речи – это формирование новых знаний у слушателей и стимулирование их любознательности. Это может быть новое знание субъективного характера (то есть новое для данного слушателя – лекция, консультация, объяснение, инструкция и так далее) или объективного характера (то есть новое для всех людей – доклад, отчет, свидетельство и так далее). Поэтому мы можем определить общую ситуацию для всех информационных речей как ситуацию отсутствия необходимой информации у адресата, что требует ее передачи.
В конкретных ситуациях цель передачи информации реализуется через различные задачи, что приводит к жанрам информационной речи: представление информации о себе – презентация, предоставление информации о предмете или явлении – объяснение, предоставление инструкций о способах выполнения действий – инструкция, передача информации о событиях или фактах – сообщение и так далее [5].
Цель второго типа информационных речей – это передача своей точки зрения. В этом случае оратор не стремится воздействовать на эмоции или убеждения другого человека (это может быть второстепенной задачей), а просто рассказывает о том, что он думает о ситуации, какое у него отношение к положению, оценка определенного человека, предмета или обстоятельства. Первичный жанр для такого типа речей всегда связан с положительным оценкой согласия, разрешения, одобрения, или с отрицательным оценкой отказа, обвинения, осуждение и предупреждения. Важно отметить, что в отличии от вторичной жанра обвинения первичная обвинение не направлена на убеждение публики, а лишь констатирует присутствие какого-то антиобщественного явления. Вторичный жанр включает мнения, программные речи, комментарии. Программное выступление является официальным выступлением оратора, который сообщает о своем взгляде на ситуацию и о своем представлении о движении общества и организации в дальнейшем. Комментарий является объяснением смысла актуальных общественно значимых мероприятий. В нем следует назвать причины и последствия события, указать возможные следствия и т.д. Характерная особенность комментария - открытая позиция автора [13].
Основная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – передать факты (в ежедневных изданиях и выпусках важное место занимает «свежая» новость). Факты - основа журналистики, без них она немыслима. Различные жанры информационных материалов позволяют представить факты разными способами. Рассмотрим, как факты представляются в конкретных жанрах.
Хроника - это факт без дополнительных подробностей. Короткие сообщения, которые не имеют заголовков, чаще всего публикуются вместе в подборках или блоках. Хроникальная информация отвечает на вопросы: что? где? когда? Объем таких сообщений составляет от 2 до 15 строк. Они печатаются на первых-вторых страницах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации формален и сух [7].
Хроникальное сообщение - это информационный повод или событие, о котором сообщается. Обычно заметка начинается с самого информационного повода, а затем дополняется конкретными деталями - временем, местом, обстоятельствами происшествия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Анненкова И.В. Язык современных СМИ в контексте русской культуры // Русская речь. - 2022. - № 1. - С. 69 – 78.
2.Бобков А.К. Газетные жанры: уч. пособие. - Иркутск: Иркут. ун-та, 2020. - 64 с.
3.Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти - Благовещенск: Благовещенский гуманитарный фонд им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. – 125 с.
4.Вовчок Д.П. Стилистика газетных жанров: уч. пособие. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 2019. - 72 с.
5. Володина М.Н. Язык массовой коммуникации – основное средство информационного воздействия на общественное сознание - М.: МГУ, 2021. - 113 с.
6.Губик С. В., Исхакова О. С. Многообразие жанров журнальной продукции // Языковые единицы в свете современных научных парадигм: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием - 2022. - С. 32-36.
7. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов - М.: Едиториал, 2020. - 228 с.
8.Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2021. - 112 с.
9.Дускаева Л.Р. Принципы типологии газетных речевых жанров - М.: Наука, 2021.– 144 с.
10.Информационные жанры в журналистских текстах: Учебное пособие/ Под ред. Е.Н.Сердобинцева. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2019 – 248 с.
11.Казак М.Ю. Об основных тенденциях развития языка СМИ // Журналистика и медиаобразование в XXI веке - 2021. - С. 249 – 253.
12.Кохтев Н.Н. Стилистическое использование устойчивых глагольно-именных сочетаний в языке газеты - М.: МГУ, 2022. - 125 с.
13. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров - СПб.: Питер, 2020 – 347 с.
14.Крысин Л.П. Русская литературная норма и современная речевая практика // Русский язык в научном освещении. - 2023. - № 2. - С. 5 – 17.
15.Ляшенко, А. А. Информативные речевые жанры в контексте анализа языковой личности документоведа кафедры университета в жанровом аспекте // Молодой ученый. - 2022. - № 6 (140). - С. 479-483.
16.Покровская Е.В. Газета в современной культурно-речевой ситуации // Русская речь. - 2021. - № 5. - С. 69 – 74.
17.Покровская Е.В. Прагматика современного газетного текста // Русская речь. - 2022. - № 3. - С. 81 – 87.
18.Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2020. - 320 с.
19.Федосюк М. Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. - 2023. - № 5. - С. 102-120.
20.Шарифуллин Б. Я. Речевые жанры: проблемы теории и практики -Красноярск: Красноярский государственный университет, 2003. – 339 с.
21.ШестаковаЭ.Г. Текст массовой коммуникации и проблема социального забвения // Речевая коммуникация в средствах массовой информации - 2023. - С. 116 – 119.
22. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - 2022. - Вып. 1. - С. 88-98.