Фрагмент для ознакомления
2
Кроме дефицита бюджета при отсутствии баланса бюджета, существует профицит бюджета, когда объем доходных поступлений превышает объем расходных обязательств. Профицит бюджета на практике случается существенно реже, чем дефицит бюджета. Так, сложились основные способы преодоления бюджетного профицита [5, с.13]: преимущественным способом борьбы с профицитом бюджета является распределение дополнительных доходов на стадии обсуждения проекта бюджета; перераспределение доходной части бюджета по бюджетам других уровней для того, чтобы обеспечить сбалансированность бюджетов; уменьшение доходной части, к примеру, в случае сокращения доходов от продажи имущества.
Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод, что сбалансированность бюджета является важнейшим базовым принципом для формирования бюджетной государственной системы. С точки зрения экономики построение бюджета допускается с некоторой степенью профицита или дефицита бюджета, однако с юридической точки зрения можно четко проследить позицию законодателя о том, что бюджеты каждого уровня бюджетной системы государства должны носить сбалансированный характер. Однако, не исключается вероятность формирования профицита или дефицита бюджета. Соблюдение сбалансированности бюджета – трудная задача на каждом уровне управления, а особенно на государственном уровне.
Для соблюдения этого принципа следует рационально тратить остатки средств. Доходная часть бюджета должна в основном стать социально-ориентированной системой, не угнетающей население страны. Это важно, потому что от того, насколько экономически развит каждый житель страны, зависит и величина налоговых поступлений в бюджет, обеспечивающих его доходность. Для достижения этой цели необходимо создать в стране благоприятный инвестиционный климат при помощи налоговых льгот [19, с.450].
Важно помнить, что бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Экономисты имеют разные точки зрения относительно вопроса бюджетного дефицита. Это связано с тем, что дефицит и его финансирование оказывают неоднозначное влияние на развитие страны. Уже давно возникло мнение, что бюджетный дефицит – это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту и снижению безработицы, поэтому в современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом [7, с.273].
Общий объем расходов бюджета должен быть покрыт общим объемом доходов. Но обеспечить равенство объема расходов и объема доходов в рамках реальной экономики очень сложно, практически неосуществимо. Основными причинами бюджетного дефицита являются [17, с.124]:
1) значительный рост и нерациональная структура бюджетных расходов;
2) снижение эффективности производства;
3) наличие значительного теневого сектора в экономике;
4) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки государственных расходов);
5) наличие неоправданных социальных программ;
6) колебание объема ВВП в течение бюджетного периода;
7) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами [11, с.521];
8) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение [10, с.338] (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения) или увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).
Как можно понять из выше изложенного, дефицит бюджета связан больше с негативными проявлениями и это неспроста.
Во-первых, от дефицита государственного бюджета страдают прежде всего некоммерческие организации, которые всецело зависят от финансирования их деятельности государством.
Во-вторых, государство не просто обязано привлекать заёмные источники, но и проводить денежную эмиссию, также возможно увеличение налоговой нагрузки, что в свою очередь может привести к возникновению инфляции. При этом привлечение заемных средств приводит к увеличению государственного долга страны. Из этого следует сделать вывод, что превышение расходов бюджета над доходами приводит к появлению цепочки неблагоприятных последствий.
Казалось бы, дефицит бюджета носит чисто экономическую природу, но, как оказывается, дефицит оказывает также негативное влияние на социальную сферу. В первую очередь, снижаются доходы населения, задействованного в общественном секторе экономики. Затем, в результате уменьшения возможностей публично-правовых образований финансирования своих обязательств является следствием сокращения доступности государственных услуг, что непосредственно найдёт своё отражение на уровне жизни всего населения страны [14, с.45]. Превышение расходов над доходами образует дефицит бюджета. В этом случае принятый бюджетный план не исполним. Бюджетный дефицит ведет к таким негативным явлениям как инфляция, различные долги, к сокращению расходов бюджета в ходе исполнения уже принятого бюджета для избежания или уменьшения дефицита.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях главной задачей государственной финансовой политики является контроль над уровнем дефицита и сведение к минимуму расходов, в целях удержания запланированного объёма государственного бюджетного дефицита и его сбалансированности.
2 Оценка сбалансированности государственного бюджета
2.1 Состояние сбалансированности государственного бюджета РФ
Грамотное составление бюджета жизненно важно для финансового здоровья государства. Государственный бюджет составляется и уточняется ежегодно, и представляет из себя смету предстоящих доходов и расходов на очередной финансовый год и плановый период. Если рассмотреть бюджет России, то его параметры за 2021-2022 гг. выглядят так (рис. 2.1.1).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 17 июл. 1998 г.: по состоянию на 05 янв. 2024 г.]. – М.: Проспект, 2024. – 624, [4] с.
2. Российская Федерация. Постановления Правительства. Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет от 04 июн. 2007 №343: по состоянию на 16 авг. 2022 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_34017/.
Монографии, учебники, учебные пособия
3. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста [Текст]: монография / под ред. М.А. Абрамовой. - М.: КноРус, 2021. - 202с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках
4. Абдулганиев, С. Государственный бюджет РФ и проблемы его сбалансированности / С. Абдулганиев, И. Денисенко // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов. - Симферополь: Ариал, 2022. - С.6-9.
5. Аннамухаммедов, С. Роль финансового контроля в повышении эффективности государственного бюджета [Текст] / С. Аннамухаммедов, А. Джепбарова, М. Атаев // Вестник науки. – 2023. – Т.5. - №4. – С.12-14.
6. Ахуньянова, А.И. Формирование федерального бюджета: сущность и функции [Текст] / А.И. Ахуньянова // Академическая публицистика. – 2022. – С.53-58.
7. Барциц, А.Д. Организация бюджетных систем в федеративных и унитарных государствах [Текст] / А.Д. Барциц // Перспективы развития институтов права и государства: сборник научных трудов 3-й Междун. науч. конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2020. – С.272-279.
8. Богатырева, Д.Н. Особенности формирования и пути роста доходов федерального бюджета [Текст] / Д.Н. Богатырева // A POSTERIORI. - 2022. - №3. - С.10-14.
9. Гараева, Р. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии [Текст] / Р. Гареева, Б. Байрамалыев // Вестник науки. – 2022. – Т.3. - №12. – С.46-49.
10. Зарипов, Р.Р. Правовые основы сбалансированности федерального бюджета [Текст] / Р.Р. Зарипов // Заметки ученого. - 2022. - №3-1. - С.337-340.
11. Исламгалеев, Д.Р. Причины дефицита бюджета России [Текст] / Д.Р. Исламгалеев // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». - 2022. - №8. - С.521-524.
12. Лысенко, В.А. Влияние дефицита бюджета РФ на национальную экономику и населения [Текст] / В.А. Лысенко, В.С. Истомин // Современные проблемы развития экономики России и Китая: материалы IV междун. науч.-практ. конференции. – Благовещенск: АГУ, 2023. – С.211-216.
13. Мухудов, И. Содержание и исполнение государственного бюджета / И. Мухудов, Ш. Пирджанов [Текст] // Вестник науки. – 2023. – Т.4. - №4. – С.38-40.
14. Панькова, А.Р. Спектр проблем, препятствующих эффективному функционированию бюджетной системы РФ [Текст] / А.Р. Панькова // Актуальные исследования. - 2021. - №32. - С.45-46.
15. Рябинин, А.В. Доходы и расходы государственного бюджета [Текст] / А.В. Рябинин // Человек. Социум. Общество. – 2023. - №2. – С.64-73.
16. Саргсян, К.К. Государственный бюджет и его роль в экономике [Текст] / К.К. Саргсян, Л.А. Семина // Интернаука. – 2022. - №16-6. – С.55-57.
17. Седых, М.С. Государственный бюджет: проблемы сбалансированности и финансирования [Текст] / М.С. Седых, В.В. Ловянникова // Проблемы и перспективы экономических отношений на пространстве ЕАЭС: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С.123-127.
18. Титов, В.М. Государственный бюджет в современной России [Текст] / В.М. Титов // Студенческий. – 2023. - №19-9. – С.15-16.
19. Усков, И.В. Повышение эффективности бюджетной системы России [Текст] / И.В. Усков // Евразийский юридический журнал. - 2021. - №1. - С.450-451.
20. Филатова, Д.П. Проблемы формирования федерального бюджета [Текст] / Д.П. Филатова // Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей: материалы симпозиума Междун. научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Кемерово: КГУ, 2023. – С.104-108.
21. Царикаев, М.Р. Государственный бюджет как главное звено финансовой системы Российской Федерации [Текст] / М.Р. Царикаев // Учет и контроль. – 2023. - №7. – С.30-33.
22. Чувахина, Л.Г. Долговая экономика США [Текст] / Л.Г. Чувахина // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2022. - №1. – С.86-96.
23. Шляхтунов, А.Г. Состояние и перспективы экономики США на ближайшую и среднесрочную перспективы [Текст] / А.Г. Шляхтунов // Вестник Екатерининского института. – 2022. - №4. – С.125-130.
24. Щербакова, А.М. Проблемы циклического развития экономики США последнего десятилетия [Текст] / А.М. Щербакова // Экономические науки. – 2022. - №210. – С.32-37.
Материалы интернет-сайтов
25. Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru.
26. Электронный портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.budget.gov.ru.