Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время действует множество факторов, которые оказывают влияние на трансформацию роли страны в мировой экономике, и мы можем наблюдать это на примере Китая. Происходит диверсификация товарной и географической структуры экспорта страны под воздействием фактора глобальной конкуренции .
Из анализа географической структуры внешней торговли Китая следует, что торговыми партнерами по внешней торговле товарами были следующие страны и регионы: США, Европа и Япония. Когда Китай впервые присоединился к ВТО, он сильно зависел от рынков этих стран. В 2002 г. торговля Китая с тремя основными рынками США, Европы и Японии составляла 46,05 % ее внешней торговли. Причина в том, что его экспорт резко вырос, и рынки, которые могут потреблять экспортную китайскую продукцию, могут быть только из тех страны, где более развитые экономики с высокой потребительской способностью.
В 2013 г. председатель Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Пояса и пути», доля внешней торговли между Китаем и странами стала расти, внешнеторговые связи диверсифицироваться на региональном и страновом уровнях. Типичным проявлением является укрепление внешнеторговых отношений АСЕАН между Китаем и Морским шелковым путем. Страны АСЕАН стали крупнейшими его торговыми партнерами. Доля торговли товарами между Китаем и АСЕАН в общем объеме внешней торговли выросла с 8,82 % в 2002 г. до 14,70 % в 2020 году. В то же время доля внешней торговли товарами с США, Европой и Японией снизилась до 33,37 %, что на 12,68 процентных пункта меньше, чем в 2002 г.
На основе анализа данных мы можем предположить, что внешняя торговля Китая выходит на новые пространственные территории и это обусловлено ужесточением глобальной конкуренции на мировых рынках, с одной стороны, и ростом экономики ряда развивающихся стран, с другой стороны.
Товарная структура внешней торговли страны постоянно совершенствуется. Непрерывная модернизация внешней торговли Китая проявляется в следующих аспектах:
Во-первых, основным направлением экспорта вместо трудоемкой продукции стал экспорт капиталоемких товаров. Типичными трудоемкими продуктами являются текстиль и одежда, а типичными капиталоемкими продуктами являются предметы электромеханики.
Во-вторых, норма добавленной стоимости экспорта постепенно увеличивалась, то есть улучшается способность единицы экспорта создавать конкурентоспособную часть ВВП.
В-третьих, осуществлена технологическая модернизация экспортных производств.
В-четвертых, улучшилось качество экспортной продукции .
Производительность высококачественной экспортной продукции выше цены на продукцию. С улучшением качества продукции соответственно увеличилась и ценовая власть конкурентоспособности китайских предприятий. Развитие внешней торговли услугами отставало от торговли товарами.
Китай делает ставку на индустриализацию страны. Хотя сфера услуг страны стабильно развивается, но ее международная конкурентоспособность торговли услугами все еще нуждается в улучшении. В отношении внешней торговли товарами страна является экспортоориентированной, а в отношении торговли услуг импортоориентированной. В 2020 г. экспорт коммерческих услуг Китая составил 278,085 млрд долл США, что менее половины экспорта США (684,001 млрд долл. США). И данный факт определяет конкурентные слабости страны в развитии внешней торговли услугами. Хотелось бы отметить, что такая же ситуация и в России. А это означает, что страны могут найти сферы международного сотрудничества для наращивания внешнеэкономического потенциала в развитии внешней торговли услугами, например в сфере образования, медицины, международного технологического обмена и т.п., в том числе и за счет интеграционного участия в БРИКС. В течение 20 лет в стране осуществляется постепенный переход от обрабатывающей промышленности к сфере услуг, то есть продвижения к Индустрии 4.0.
Значительный рост экономической и внешнеторговой мощи Китая является основой его способности активно участвовать в разработке правил международной торговли. Когда страны развитых экономик обладают абсолютной доминирующей властью, то они имеют более сильное влияние на процессы принятия международных решений. Однако в контексте растущей силы стран с формирующимся рынком и развивающихся экономик, особенно экономической мощи Китая, влияние его может значительно усилиться. В 1992 г. общий объем экономики развитых 140 стран составлял 83,5 % от общего объема мировой экономики, а страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны - 16,5 % от общего объема мировой экономики. В 2009 г. доля в общем объеме экономики развитых стран снизилась до 68,9 %, а доля стран с формирующимся рынком и развивающихся стран выросла до 31,1 %. И это уже трансформация мировой экономической системы, где появляются новые игроки на смену старым элементам мировой экономической архитектуры. В последние годы продолжает неуклонно увеличиваться доля в общем объеме экономики стран с формирующимся рынком, а также развивающихся стран.
Участвуя в разработке правил международной торговли от имени развивающихся стран, страна защищать свои интересы в развитии внешней торговли посредством разработки новых правил мирового устройства .
Энтузиазм и экономические возможности Китая значительно возросли в последнее время, что может быть связано с активным развитием стратегических и партнерских отношений с Россией. Отношения с Россией можно выделить тоже как фактор трансформации ее внешнеэкономической деятельности и активизации процессов интеграции.
Можно предположить, что внешняя торговля товарами и услугами Китая будет продолжать тенденцию развития последних лет, и основным направлением станет развитие высокотехнологичного сектора экономики.
Большая территория Китая, большая численность населения и высокая доля производства помогают достичь этой цели, и бесспорно, являются ее конкурентными преимуществами. Однако по численности населения у него уже есть конкурент - Индия, а это означает, что появляются как преимущества, так и конкурентные слабости, ограничивающие возможности внешнеэкономического превосходства и устойчивого экономического развития и мирового влияния. А учитывая, своевременную мировую ситуацию, предполагающую поиск альтернативных моделей построения национальных экономических систем такой фактор, как сокращение численности населения будет негативно влиять на дальнейшее развитие страны . По мнению экспертов, мировая доля Китая в экспорте товаров останется в основном стабильной, а в импорте товаров и торговле услугами будет неуклонно увеличиваться. В условиях эпидемии, благодаря хорошему контролю над ней и восстановлению производства, доля экспорта Китая неуклонно росла, и текущая его доля достигла 14 %. Но страна не может постоянно увеличивать свою долю на мировом рынке. Влияние стабильной доли мирового рынка на темпы роста внешней торговли Китая заключается в том, что темпы роста экспорта страны в основном соответствуют темпам роста мировой торговли.
Развитие внешней торговли Китая становится все более сбалансированным, а структура постепенно претерпевает трансформацию и модернизацию.
Последствия сбалансированного развития страны заключаются в следующем: во-первых, размер излишка товаров обычно сокращается.
Во-вторых, внешняя торговля в восточных, центральных и западных регионах становится все более сбалансированной. Внешняя торговля восточных прибрежных районов стимулирует экономическое развитие центральных и западных регионов за счет внутренних промышленных связей. В дальнейшем будет увеличиваться самостоятельная внешняя торговля в центральных и западных регионах. В-третьих, будет значительно повышена международная конкурентоспособность торговли услугами, а значит, торговля товарами и торговля услугами будут развиваться сбалансировано.
2. Географическая структура китайского экспорта и импорта
Китай стал одной из первых экономик в мире, важной частью которой является международная торговля. Китай придает большое значение международным перевозкам, и исследования, посвященные развитию международных транспортных коридоров, вызывают огромный интерес общественности. В настоящее время существует множество рисков при строительстве международных транспортных коридоров: например, разрыв цепочки движения капитала, вызванный риском распада международных экономик (Европейский союз, НАТО), влияние нестабильных зарубежных регионов на инфраструктуру транспортных коридоров и угроза безопасности эксплуатации после завершения. Также, к существенным рискам относится возможная нехватка товара, вызванная жесткой конкуренцией железнодорожных перевозок, проблемы при строительстве ключевых узлов, выбор местоположения строительства . В механизме сотрудничества транспортных коридоров существует конкуренция между различными экономиками, как кооперативными, так и конкурентными. Когда страны и регионы сформулируют условия сотрудничества, все они формулируют стратегии, основанные на собственных интересах, что может привести к недостаточным связям между странами, тем самым ослабляя экономический синергетический эффект развития транспортных коридоров.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гун Цзянчэн Значение зеленой торговли в концепции «один пояс - один путь» для конкурентоспособности китайских предприятий//ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. 2022. 4. С. 149-152
2) Дай Синь, Ларин О. Н. Китай и международные транспортные коридоры//ЛОГИСТИКА - ЕВРАЗИЙСКИЙ МОСТ. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Том Часть 2. Красноярск, 2022. С. 322-326
3) Дорожкина Т.В., Гусакова А.А., Татарченко К.Р. Цифровая трансформация внешнеэкономической деятельности: опыт партнеров // Изд.: Modern Economy Succes. - 2020. - С.152-157.
4) Иванова Н.И., Мамедьяров З.А. Наука и инновации: конкуренция нарастает /Мировая экономика и международные отношения // - 2019. -.№5. - С. 47-56
5) Итоги работы Банка России 2022: коротко о главном. – URL:https://cbr.ru/about_br/publ/results_work/2022
6) Лин, Джастин Йифу. Демистификация китайской экономики / Джастин Йифу Лин; пер. с англ. М. Недоступа под науч. ред. А. Куряева. – Москва : Мысль, 2013.
7) Литвинова В.А. Анализ влияния торговой войны на двустороннюю торговлю и экономическое развитие США и Китая//ОТ СИНЕРГИИ ЗНАНИЙ К СИНЕРГИИ БИЗНЕСА. Сборник статей и тезисов докладов IX Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей. Омск, 2022. С. 299-305
8) Лю Синьсинь, Третьякова В. В., Юй Юнься Трансформация внешнеэкономической деятельности Китая под влиянием глобальной конкуренции//РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных, посвященной Десятилетию науки и технологий в Российской Федерации. Под редакцией Н.В. Новиковой, Н.В. Костюковича. Тверь, 2023. С. 137-144
9) Пешкова А. А. Специфика социально-экономических преобразований в Китае//Иностранные языки в современном мире : материалы Международной научно-практической студенческой конференции. 16 ноября 2022 года. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 2022. С. 537-540
10) С переходом на рубли и юани: с начала 2023 года товарооборот между Россией и Китаем вырос более чем на 41%. – URL: https://russian.rt.com/business/article/1146180-rossiya-kitai-tovarooborot-rost
11) Сайко В.Р. Россия и Китай: партнерство в контексте новых вызовов// ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МАТЕРИАЛЫ XV ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Симферополь, 2023. С. 267-275
12) Социально-экономическое развитие России и Китая в рамках инициативы «Один пояс - один путь» : материалы российско-китайской научно-практической конференции: Материалы конференций. — Вологда: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ«ВОЛОГОДСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК», 2020. — 110 с.
13) Тарасов В.Т. Феномен модернизации экономики Китая: уроки для России//ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. Материалы ХIV Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2023. С. 46-50
14) Хейфец Б. А., Роль Китая в глобализации мировой экономики // Россия и современный мир. — 2021. — № 2. — С. 100-120
15) Шкваря Л.В. Социально-экономическое развитие Китая и цифровые трансформации / Экономика и предпринимательство // -№3(116). - 2020. - с. 132-136.