Фрагмент для ознакомления
2
Принцип равноправия и самоопределения народов необходим для развития цивилизации в целом и гармонизации отношений между государствами в одной из важнейших сфер - бесспорного существования национальных групп, находящихся на разных этапах развития. Народы и нации являются первоосновой государственного суверенитета и национального бытия. Этот принцип был впервые признан и закреплен в Уставе Организации Объединенных Наций.
Одна из главных целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов» (п. 2 ст. 1). [13]
Эта цель отражена в ряде положений Хартии. Однако формулировки Устава носят довольно общий характер и пока не касаются основных прав народов, таких как право на независимость (даже в случае колоний).
Основатели Организации Объединенных Наций в 1945 году не были готовы признать право на самоопределение народов мира до момента отделения и образования независимых государств. Деятельность Организации Объединенных Наций, т. е. гуманизация и демократизация мира, вступала в противоречие с выживанием огромных колониальных империй. Начавшаяся национально-освободительная борьба в колониях нуждалась в моральной, политической, материальной и правовой поддержке. 14 декабря 1960 года по инициативе Советского Союза Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам.
Этот принцип был подтвержден и в других документах, в том числе политически - в Декларации о принципах международного права и договорно - в Международных пактах о правах человека 1966 года. [17]
Согласно этим международным документам, все народы имеют право свободно осуществлять свое право на самоопределение; право выбирать форму самоопределения, такую как автономия, федерация, государственность, свободная ассоциация, единство с другими государствами или другой политический статус; право определять свой политический и правовой статус и добиваться своего социального, экономического и культурного развития; право противостоять государствам, насильственно препятствующим их самоопределению, и получать помощь от других государств для этой цели; право искать и получать помощь от других государств.
Кроме того этому праву народов соответствуют следующие обязанности государств: воздерживаться от любых актов насилия, лишающих народы их права на самоопределение; воздерживаться от препятствования независимости народов под предлогом их недостаточной политической, экономической, социальной и образовательной подготовленности; приостановить все военные и репрессивные меры против народов, чтобы обеспечить мирное и свободное осуществление ими своего права на независимость; уважать территориальную целостность народов; принять срочные меры для передачи власти народу на его собственной территории.
Положения этого принципа теперь распространяются в основном только на граждан суверенных государств. Его новое содержание таково: каждый народ в любой стране имеет право самостоятельно, без вмешательства извне и всеми доступными мирными и демократическими средствами решать, сохранять ли существующий социально-политический порядок и структуру или требовать их изменения, менять ли свой политический статус в стране или отделиться от нее.
Вопрос о выходе может решаться только свободным волеизъявлением народа (чаще всего референдумом), в результате которого народ может или отделиться со своей территорией, или не отделиться.
Такие вопросы нередко решаются и в ходе вооруженной борьбы.
Так, права народов и наций включают в себя право на самостоятельное принятие решений о самоопределении, право на независимый политический статус, право на свободное экономическое развитие, право на национальную и культурную самобытность и право на свободное распоряжение природными ресурсами, представленными территориальным богатством и совместным использованием общего наследия человечества.
Они имеют право требовать, чтобы их права осуществлялись мирно, без незаконного противодействия, в соответствии с международным правом, по воле большинства народа.
1.2. Субъекты права народов на самоопределение
В процессе изучения вопроса права народов на самоопределение необходимо определиться, кому принадлежит это право.
Субъектами права на самоопределение исторически считались государства или народы, находящиеся под колониальным господством или оккупацией, которые борются за создание суверенных государств и независимость путем осуществления права на самоопределение и имеют свои собственные политические организации.
Принятого нормативного понятия "народы" пока не существует: в августе 1993 года Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Комиссии ООН по правам человека, толкуя принцип самоопределения народов, понимала под народами не "этнос", а "демос" - все население, постоянно проживающее на территории. Он заявил, что народы следует понимать как "демос", то есть все население, постоянно проживающее на той или иной территории. [21]
Согласно этой точке зрения, понятие "народы" следует трактовать как территориальные, а не этнические общности.
Понятие "народ" имеет несколько признаков, одним из важных является наличие у группы общей территории. Однако не следует искусственно отрицать и другой важный атрибут понятия "народ" - историческую принадлежность самого этноса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
Специальная литература
2. Аминов И. Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов Российской Федерации //Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2014. – №. 4. – С. 69-71.
3. Гамзатова М. М. Конституционно-правовые основы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации: дис. – Махачкала, 2012, 2012.
4. Гостев С. С. Равноправие и самоопределение народов в современном международном праве //Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – №. 8. – С. 5-8.
5. Громак Т. А. Соотношение современного российского федерализма и права на самоопределение народов //научные достижения и открытия современной молодёжи. – 2017. – С. 793-795.
6. Исакова Ю. И., Кузина С. И., Вакула А. И. Реализация международных принципов равноправия и самоопределения народов, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государств в современном мире //Северо-Кавказский юридический вестник. – 2018. – №. 1. – С. 90-96.
7. Караев Р. М. О. О соотношении принципов территориальной целостности государств и равноправия и самоопределения народов //Журнал российского права. – 2020. – №. 10. – С. 154-167.
8. Карпов А. В., Ломакин В. В. Роль органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении равноправия и самоопределения народов России в контексте государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – №. 13. – С. 2-11.
9. Карпов А. В., Ломакин В. В. Способы обеспечения равноправия и самоопределения народов Российской Федерации на основе взаимодействия правоохранительных органов с национальными диаспорами //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – №. 10. – С. 48-60.
10. Ломакин В. В. Конституционно-правовое обеспечение равноправия и самоопределения народов Российской Федерации : дис. – Московский университет МВД Российской Федерации, 2011.
11. Новикова Л. А. Формы реализации принципа равноправия и самоопределения народов в современном мире //Наука и практика. – 2015. – №. 3. – С. 81-84.
12. Пирбудагова Д. Ш., Гамзатова М. М. Некоторые проблемы реализации принципов равноправия и самоопределения народов России //Федерализм. – 2012. – №. 4. – С. 65-72.
13. Сампиев И. М. Право народов на самоопределение и конструирование" российской нации" //Современная наука и инновации. – 2017. – №. 4. – С. 248-253.
14. Симонов В. А. Проблемы конституционного обеспечения равноправия и самоопределения народов России //Реализация Конституции Российской Федерации: состояние и перспективы. – 2019. – С. 71-72.
15. Тиунчик И. В. Понятие народа как субъекта права на самоопределение //Социология власти. – 2012. – №. 1. – С. 212-216.
16. Харючи С. Н. Развитие законодательства о защите прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации //Журнал российского права. – 2006. – №. 7 (115). – С. 13-22.
17. Хасанов А. А. Соотношение и взаимодействие принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств //Журнал российского права. – 2017. – №. 10 (250). – С. 133-142.
18. Хутаба Д. В. Взаимодействие и реализация международно-правовых принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств //Автореф. дисс. к. ю. н. М. – 2011.
19. Цимбривский Т. С. Проблема реализации принципа равноправия и самоопределения народов и верховенство права в международных отношениях //Московский журнал международного права. – 2010. – №. 3. – С. 39-48.
20. Чернышев К. Э. К вопросу о равноправии и самоопределении народов как принципе международного права //Наука XXI века: проблемы и перспективы. – 2015. – №. 1. – С. 193-198.
21. Эбзеев Б. С. Равноправие и самоопределение народов в конституционном правопорядке России //Государство и право. – 2021. – №. 10. – С. 63.