Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность темы определяет-ся необходимостью рассмотрения и изучения правовой базы, предусматривающей особенности, виды и административную ответственность за противоправное деяние, направленное на посягательство на общественный порядок и общественную безопасность. Необходимо рассмотреть общие характеристики, классификацию, а также основные характеристики административной ответственности за правонарушения, затрагивающие общественный порядок и общественную безопасность. Речь идет о субъектив-ной и объективной стороне, объекте и субъекте этих преступлений.
Важность при рассмотрении данной темы имеют основные характеристики административной ответственности за правонарушения, наносящие ущерб общественному порядку и общественной безопасности. Необходимо также подчеркнуть, что как физические, так и юридические лица, указанные законодателем в главе 20 КоАП РФ, могут быть признаны административными правонарушениями в зависимости от их конкретного состава. Делаются выводы о необходимости совершенствования административного законодательства в этой сфере.
Административная ответственность в настоящее время является важным инструментом в механизме законности и несет значительную профилактическую ответственность, выступая в качестве средства предупреждения не только административных правонарушений, но и преступления. Все сферы человеческой деятельности защищены положениями об административной ответственности, и выполнение этой защитной функции во многом предопределяет качество административного и деликтного законодательства. Повышение качества и эффективности законодательство об административных правонарушениях - важная, но не до конца решенная задача, реализации которой было посвящено много последних работ.
Глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занимает особое место в обеспечении общественного правопорядка и общественной безопасности. Сам законодатель указывает на большое значение состава административных правонарушений, содержа-щегося в настоящей главе, закрепляющего повышенные административные наказания в санкциях рассматриваемых норм. В то же время, в результате применения не очень эффективных и своевременных средств правово-го регулирования в отношении данной главы и всего законодательства об административных правонарушениях в целом, в сфере административной ответственности за правонарушения, наносящие ущерб общественному порядку и общественной безопасности, образовалось довольно большое количество технических и правовых недостатков.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Проблема исследования - выявить особенности административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: характеристику, виды, ответственность.
Объектом исследования являются особенности административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Предметом исследования являются административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Цель исследования: выявить особенности административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общую характеристику административного правона-рушения, посягающего на общественный порядок и общественную без-опасность: понятие и признаки.
2. Описать виды административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
3. Изучить особенности административной ответственности за пра-вонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
4. Проанализировать признаки административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК
1.1 Общая характеристика административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность: понятие и признаки
Статья 2.1 КоАП РФ устанавливает в качестве оснований для при-влечения к административной ответственности только понятие админи-стративного правонарушения и раскрывает его правовые особенности. Понятие административной ответственности не дано. Только анализ статей главы 1 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель пони-мает административную ответственность как определение судьями, упол-номоченными органами и должностными лицами наказания за админи-стративное правонарушение. Таким образом, для всестороннего изучения термина «административное правонарушение» необходимо знать, что по-нимается под административной ответственностью в теории администра-тивного права [1].
Так, ученый-правовед Ю.Н. Козлов выделяет следующие особенно-сти административной ответственности. Административная ответствен-ность характерна тем, что она не наступает за правонарушение, совершен-ное в сфере осуществления исполнительной власти или деятельности госу-дарственного управления.
Одним из элементов общего административно-правового регулиро-вания считается нарушение или неправильное соблюдение общеобязатель-ных правил поведения, установленных действующим законодательством и нормативными актами административного права. Адвокат А.В. Кудашкин справедливо отмечает, что особенностью таких норм является их особый характер, который отражается в правовом регулировании таких админи-стративных отношений, которые по тем или иным причинам важны для государственной и общественной безопасности и поэтому требуют особого правового регулирования [12].
Общеобязательный характер правил, нарушение которых влечет за собой административную ответственность, означает, что они распростра-няются на всех физических и юридических лиц, действующих в регулиру-емой сфере. В этом случае форма собственности, принадлежности или иной формы подчинения субъектов преступления не имеет значения. По-этому административные меры не могут применяться руководителями ор-ганов исполнительной власти, государственных предприятий и учрежде-ний по отношению к подчиненным им работникам.
Меры административной ответственности не применяются в случае нарушений всеми органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть, в общественных отношениях, регулируемых ад-министративным законодательством. Действующим законодательством определены специальные субъекты применения административной ответ-ственности. Как правило, это органы (должностные лица), в администра-тивной компетенции которых преобладают правоохранительные функции и полномочия по применению административных и принудительных мер. Такими органами являются суды, а также различные надзорные органы и их должностные лица (инспекторы, надзиратели и т.д.), применяющие вне-судебные меры административной ответственности [15].
Отличительной особенностью административной ответственности яв-ляется то, что в ее обязанности входит не только защита административ-ных и правовых норм. Действующее законодательство, в том числе специ-альная часть административного права, предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение правовых норм других отраслей российского права, например, охраны Конституции (глава 14), охраны окружающей среды (глава 8). Это универсальное меж-отраслевое качество правоохранительной функции административной от-ветственности.
Меры административной ответственности применяются не только к физическим, но и к юридическим лицам, то есть как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам административного права.
Для применения мер административной ответственности законода-тельством установлен специальный процессуальный кодекс - порядок при-влечения к административной ответственности (раздел IV КоАП РФ). Ад-министративно-процессуальные нормы регулируют деятельность всех специальных субъектов применения административной ответственности (судей, контролирующих органов и т.д.).
Административная ответственность выражается непосредственно в применении к лицам, совершившим административное правонарушение, специальных мер административного принуждения - административных наказаний (глава 3 КоАП РФ).
Основой административной ответственности является особый вид правонарушения - административное правонарушение (глава 2 КоАП РФ). Чтобы подчеркнуть специфику административной ответственности, целе-сообразно также выделить взаимосвязь административной ответственности с другими видами юридической ответственности в целом. Таким образом, основанием для уголовной ответственности, по мнению адвоката Д.Н. Бахраха, является преступление, которое существенно отличается по сте-пени опасности для общественных отношений; оно совершается исключи-тельно в рамках судебного процесса; юридические лица не являются его субъектами; уголовное наказание является более суровым и влечет за со-бой судимость; его наиболее важные аспекты регулируются Уголовным кодексом РФ [13].
Дисциплинарная ответственность:
- наступает только во внесудебном порядке;
- основана на дисциплинарном (служебном) проступке - нарушении или ненадлежащем исполнении служебных и трудовых обязанностей, учебы и т.д.;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
2. Постановление Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 июня 2019 г. № 5-3231/2019 по делу № 5-3231/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/ZaCyknIXdCJr/. // СПС Консультант Плюс.
3. Решение Ярославского областного суда № 30–1–129/2022 от 24 марта 2022 г. по делу № 30–1–129/2022// СПС КонсультантПлюс.
4. Решение Ярославского областного суда № 30–2–97/2023 от 22 марта 2023 г. по делу № 30–2–97/2023// СПС КонсультантПлюс.
5. Антонова Л. Б. О возможных направлениях совершенствования законодательства об административной ответственности за правонарушения, направленные против общественного порядка и общественной безопасности // Вестник Воронежского института МВД России. 2020. № 4. С. 265–271.
6. Бегзадян А.С. Административно-правовой режим обеспечения общественного порядка // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: сб. ст. IV всерос. науч.-практ. конф. 2015. С. 123−131.
7. Глушко М. В. Общественная безопасность как элемент национальной безопасности Российской Федерации // Сборник научных трудов по итогам XIII Всероссийской конференции «Правопорядок в России: проблемы совершенствования». 2019. С. 208..
8. Занина Т. М. Охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности как основные направления деятельности полиции: проблемы правового регулирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 1(44). С. 154–160.
9. Исакилаева З.М. Общественный порядок и общественная безопасность как объекты правовой охраны. Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность // Современные технологии в мировом научном пространстве: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 163−166.
10. Калустов Р. Г. Общественный порядок: понятие и содержание категории // Социология и право. 2020. № 2 (48). С. 95–99.
11. Канунникова Н.Г. К вопросу о правовых характеристиках объективной стороны мелкого хулиганства // Административное право и процесс. 2017. № 5. С. 34−36.
12. Костенников М. В. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов / / под ред. М. В. Костенникова, А. В. Куракина. М.: Юрайт, 2022. С. 120.
13. Костенников М.В., Куракин А.В. Мелкое хулиганство как административное правонарушение, посягающее на общественный порядок, и проблемы его оценки в деятельности полиции // Российская юстиция. 2017. № 6. С. 48−50.
14. Куракин А.В. К вопросу о понятии и значении административной ответственности в российском праве // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 6. С. 208−209.
15. Малахова Н.В. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, ответственность за их совершение // Правовая идея. 2013. № 7. С. 1− 2.
16. Мурылева Е. А. Охрана общественного порядка и общественной безопасности, как ведущее направление административной деятельности правоохранительных органов // Научные исследования и современное образование. 2019. С. 143–144.
17. Нигматьянов И. Г. Содержание охраны общественного порядка и общественной безопасности в современном российском праве // Парламентаризм и развитие гражданского общества: региональные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чита, 25 мая 2018 года. Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. С. 113
18. Ольшевская А.В., Попович О.М. К вопросу о субъективных признаках административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2019. № 4. С. 39−42.
19. Пантелеева Л. Ю. Меры административной ответственности по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и безопасность // Молодежная наука. 2021. С. 151–156.
20. Поезжаева Д.А. Общая характеристика административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность // Инновации в науке и практике: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / отв. ред. А.Р. Халиков. 2018. С. 242−248.
21. Прокофьев К. Г. К вопросу об основаниях административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность // Социально-политические науки. 2019. № 5. С. 148–151.
22. Сексте Я. А. Понятие «общественная безопасность» в системе национальной безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы социологии и управления: межвузовский сборник научных трудов. СПб, 2018. С. 62.
23. Харчук А.С. Меры административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4−1. С. 813−817.