Фрагмент для ознакомления
2
Проблема возрождения традиционной культуры народа коми вызывает много дискуссий, а полное восстановление ее просто невозможно. Многие народные традиции глубоко изменились и деформировались, а некоторые даже исчезли. Возвращение в прошлое неосуществимо, поскольку история представляет собой однонаправленный процесс. Однако важно сохранить знание о своей истории, о базовых принципах национальной культуры, ее уникальности, а также о многовековом опыте, воплощенном в народных ценностях. Забыв о прошлом, мы рискуем оторваться от своей нации и своего народа.
Исследования показывают, что сохранение традиционной танцевальной культуры народа Коми находится на низком уровне. Этот аспект культуры играет ключевую роль в формировании национального самосознания. Ознакомление с танцевальной культурой народов Коми остается эффективным средством идейно-эстетического воспитания молодежи. Сохранение и обогащение богатства традиций танцевальной культуры Коми и их интеграция в современную хореографическую практику становятся важными задачами для фольклористов, балетмейстеров и искусствоведов.
Хотя окончательное решение о передаче народных традиций от поколения к поколению остается открытым вопросом, на данный момент важно, чтобы традиции сохранялись хотя бы в определенной степени. Наша задача состоит в том, чтобы максимально полно зафиксировать их для будущих поколений.
При обсуждении проблемы сохранения традиций танцевальной культуры народов Коми, наша цель - исследовать, как возрождается, сохраняется и передается из поколения в поколение народная танцевальная культура Коми. Рассмотрим танцевальную культуру народа Коми на примере государственного ансамбля песни и танца республики Коми "Асъякыа", что переводится как "Утренняя заря" [9].
Государственный ансамбль песни и танца республики Коми "Асъякыа" является лауреатом Всесоюзных и Всероссийских конкурсов, удостоен премии Коми комсомола и Государственной премии Республики Коми. Он является одним из первых профессиональных коллективов республики, отражающим лучшие образцы песенной и танцевальной культуры народа Коми. Ансамбль служит гордостью и достоянием республики, являясь визитной карточкой ее самобытной традиционной культуры. В 2005 году ансамблю было присвоено имя Морозова Виктора Петровича, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, лауреата Государственной премии Республики Коми, который внес значительный вклад в развитие профессионального искусства республики.
Опытный музыкант, руководитель и дирижер, В. Морозов, соединил уникальные национальные традиции народа Коми, которые проникают в глубокие корни многовековой культуры, с современной формой и подачей материала. Его глубокое погружение в коми и финно-угорский фольклор, энтография и стремление к обнаружению самобытности ансамбля привели к выявлению уникальных черт, которые выделяют Коми ансамбль среди множества подобных коллективов. Впервые он ввел игру на коми деревянных музыкальных инструментах, сочетая хоровые, танцевальные и оркестровые группы в динамичное и непрерывно сменяемое действо. Его творчество воплотилось в сюжетных программах и концертных спектаклях, таких как "Таёжная сказка", "Усть-Сысольские святки", "Многоцветье Севера" и "Солнцеликая", которые ярко выражают национальную самобытность. Эти произведения стали неотъемлемой частью золотого фонда ансамбля.
В.П. Морозов превратил Государственный ансамбль "Асъякыа" в один из ведущих концертных коллективов в России, популяризируя национальное искусство как в стране, так и за ее пределами. Ансамбль удостоен множества престижных наград и призов, включая премию Коми комсомола (1976), Государственную премию им. В. Савина (1977) и I премию I Всероссийского конкурса ансамблей песни и танца (1978). Регулярные выступления ансамбля на международных фестивалях фольклора по всему миру дополняют его многочисленные достижения.
История ансамбля "Асъякыа" является результатом совместного творчества многих композиторов, балетмейстеров, фольклористов, художников, дирижеров и хормейстеров. Их талант и усилия постепенно сформировали индивидуальность коллектива, внося значительный вклад в развитие и сохранение традиционной культуры.
С ансамблем "Асъякыа" связаны выдающиеся деятели культуры и искусства республики Коми, такие как профессор А. А. Воронцов, А. В. Каторгин и А. Г. Осипов. В ансамбле выросла известная исполнительница коми народных песен, Народная артистка Коми Валентина Есева, а свою творческую деятельность начал Заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии республики Коми, Заслуженный работник культуры РСФСР композитор Яков Перепелица, чьи произведения занимают важное место в репертуаре ансамбля [9].
В конце 60-х годов заслуженный артист республики Коми А. Д. Лапский представил в ансамбле новые хоровые произведения коми композиторов, таких как А. Осипов, П. Чисталёв, Я. Перепелица и В. Мастеница. Грамотный подбор исполнителей позволил художественному руководителю ансамбля, Заслуженному артисту Тувинской АССР В. П. Морозову, оживить программу и придать ей современный характер. Он объединил национальное и современное в представлениях ансамбля, создавая подлинные спектакли, насыщенные юмором, поэзией и народными
В. П. Морозов впервые ввел в программу ансамбля старинные коми инструменты, которые воссоздались при активном участии художника-прикладника, Заслуженного работника культуры республики Коми В. Павлова, и под руководством Заслуженного деятеля искусств республики Коми и заслуженного работника культуры РСФСР П. И. Чисталёва. От самого начала оркестра в 1974 году его руководил уроженец коми села Большелуг, Заслуженный артист республики Коми Михаил Бурдин. На Всероссийском конкурсе в Москве оркестр был признан лучшим, а его руководитель был удостоен диплома I степени.
Яркое оформление концертов и спектаклей было в значительной степени связано с работой художников по костюмам, таких как Заслуженный работник культуры Тувинской и Коми республики Елизавета Аксельрод и Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской и Удмуртской республик Марина Барт.
Программы выступлений ансамбля представляют собой разнообразные, музыкальные и красочные представления, которые охватывают лучшие аспекты песенной, инструментальной и танцевальной культуры народа коми. Песни, танцы и музыка передают не только обычаи, традиции и верования северного народа, но и его окружающую природу: тайгу, тундру, ясные ночи и утренние зори. Ансамбль «Асъякыа» является площадкой для творческого поиска самодеятельных композиторов республики и активно поддерживает их творчество. В его программах впервые были представлены коми национальные бытовые инструменты, которые сейчас широко используются во многих других художественных коллективах.
Огромный вклад в развитие коми национальной хореографии внес талантливый хореограф-постановщик В. И. Тарантов, ученик известного советского балетмейстера И. А. Моисеева. С 1951 по 1981 год (с небольшими перерывами) он работал сначала как солист балета, а затем был назначен главным балетмейстером. Тарантов создал множество танцевальных номеров и хореографических сюит, отражающих характер и пластику коми танца, а также внёс значительный вклад в разработку хореографии на основе фольклорных мотивов коми.
Во время своей работы в ансамбле Тарантов создал оригинальные сценические композиции, которые передавали зрителям яркий национальный колорит народа Коми. Среди них вокально-хореографические картины "Налимовские балалайки", "Усть-цилемская горка", "Посиделки" и танцы "Шондiбаной", "Выль пимы", "Удорская плясовая", "Танец оленеводов", "Усть-Цилемская кадриль", "Чери нянь", "По кругу", которые вошли в "золотой фонд" ансамбля [10].
Ансамбль регулярно представляет зрителям свою концертную программу под названием "Феерия севера", в которой ярко демонстрируются быт, традиции и обычаи народа Коми. Эта программа представляет собой единое, последовательное представление с непрерывной сменой концертных номеров. Перед зрителем раскрываются яркие картины, рассказывающие о жизни в Коми республике: о великолепии ее природы, народных обычаях и традициях, играх и праздниках. В холодные полярные ночи звучат песни тундры, собирается северный народ под звуки барабана шамана, чтобы весело танцевать. В первые дни появления солнца после полярной ночи коми народ отмечает праздник оленеводов. В южных районах в теплые летние вечера молодежь собирается на гулянья, поют песни, играют на национальных коми инструментах, шутят друг над другом и весело танцуют под звуки ударных инструментов.
Показать больше