Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА
1.1. Понятие формы государственного устройства
Следует отметить, что на сегодняшний день среди всех существующих многочисленных проблем, которые непосредственно определяют природу, содержание, а также сущность государства как политической организации общества, важнейшее значение приобретает проблема, которая связана с определением категории «форма государства». Эта категория включает в себя важнейшую характеристику государства, так как имеет непосредственную связь с его сущностью, содержанием, назначением, а также определяет основные направления государственно-правовой политики.
Все существующие элементы формы государства, так или иначе, дополняют друг друга, иными словами, находятся в неразрывном единстве. В тоже время, подобного рода единство не носит абсолютного характера. Так, это объясняется тем, что все существующие элементы формы государства имеют свою определенную относительную самостоятельность. В частности, такой элемент формы государства как форма правления может сохраняться на протяжении достаточно длительного отрезка времени, в то время, как сама сущность государства может подвергаться соответствующим изменениям. Так, например, сохраняются республики, монархии, появление которых произошло достаточно давно, но изменилась их сущность. Подобного рода явления подтверждают тот факт, что элементы формы государства имеют подвижный характер, в тоже время, имеют возможность сохраняться в неизменном виде в различных исторических условиях.
Форма государства имеет достаточно сложное системное строение, включающее в себя различные элементы, которые носят взаимозависимый характер, в частности, в данном случае речь идет о таких важнейших элементах как форма государственного устройства, форма правления, политический режим.
Необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день термин «форма государственного устройства» получил свое широкое распространение в научной литературе. В тоже время, для характеристики внутреннего территориального устройства любого существующего государства, а также в целях исследования взаимоотношений государства с его важнейшими составными частями зачастую происходит использование терминов «политико-территориальная организация государства», «национально-государственное устройство», «административно-территориальное устройство» и другие.
Считается, что вышеуказанные термины не способы в полном объеме подменить термин «форма государственного устройства», поскольку они либо расширяют его первоначальный смысл, либо же, соответственно, сужают его. В тоже время, вышеуказанные термины довольно часто не отражают определенные аспекты внутреннего устройства соответствующего государства.
Национально-государственное устройство в своем названии отражает исключительно один принцип образования соответствующего государства, в результате чего отрицает существование территориального принципа, который на сегодняшний день, как правило, выступает в качестве основного. В тоже время, невзирая на приоритет территориального принципа формирования различных государств, не стоит в полном объеме отказываться от национального принципа, в связи с чем, не допускается применение термина «территориально-государственное устройство» ко всем существующим в настоящее время государствам.
Стоит отметить, что отдельные исследователи в области права, пытаясь отразить в наименовании оба вышеуказанных принципа образования различных государств, предлагают заменить существующий термин «форма государственного устройства» таким термином как «национально-территориальное устройство». Как считают многие авторы, на сегодняшний день национально-территориальное устройство присуще достаточно большому количеству государства.
Следует признать, что большое количество современных государств, невзирая на свой многонациональный состав населения, никак не используют в своем внутреннем (территориальном) устройстве национальный фактор. В связи с этим, не будет считаться целесообразным обобщать внутреннее устройств различных государств в современном мире термином «национально-территориальное устройство» не представляется целесообразным.
Что касается термина «административно-территориальное устройство», то его применение осуществляется в целях характеристики унитарных государств, в результате чего не относится к определению отношений, возникновение которых осуществляется между центральной властью и властью, которая имеет место в соответствующих субъектах федеративного государства.
Политико-территориальная организация государства характерна, как правило, только для унитарных государств переходного типа, иными словами, в отношении государств, где кроме административно-территориальных единиц существуют также и соответствующие политические (законодательные) автономии.
В связи с чем, можно сказать, что этот термин, по большому счету, стоит применять исключительно по отношению к определенным государствам (в частности, в качестве примера можно привести Испанию, Италию и другие), где территории в полном объеме состоят из подобного рода автономий.
Ограничение, которое непосредственно связано с использованием термина «территориальное устройство» в качестве замены термина «форма государственного устройства», связывают с наличием в юридической литературе определенных подходов, которые регламентируют территориальное устройство как устройство территории государства, иными словами, как перечисление соответствующих объектов, на которые осуществляется распространение юрисдикции данного государства, включая также и экстерриториальный принцип.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что, определяя территориальную организацию государства, организацию государственной власти в целом между государством и его соответствующими составными частями, будет считаться целесообразным именно использование термина «форма государственного устройства».
В результате, можно выделить определенную структуру искомого понятия, куда входят следующие важнейшие составляющие:
1) как внутренне территориально организовано соответствующее государство;
2) как организовано взаимодействие государства в целом и его соответствующих составных частей, в том числе, как происходит разграничение их компетенции;
3) каковы порядок образования государства, а также правовое положение его определенных частей.
Вышеуказанные составляющие дают возможность наиболее точно и полно характеризовать организацию государственной власти на территории соответствующего государства. Все вышеперечисленные термины в полной мере не отражают всех указанных характеристик. Термин «форма государственного устройства» включает все три составляющие, что выступает в качестве дополнительного аргумента для использования именно данного термина.
Таким образом, можно сказать, что под формой государственного устройства необходимо понимать способ территориальной организации определенного государства, либо же тех государства, которые образовали соответствующий союз. Именно данный элемент формы государства определяет внутреннее строение какого-либо государства, деление его на соответствующие части.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 57. Ст. 4509.
Научная и специальная литература
1. Абражеева Д.В. Дискуссии о формах государственно-территориального устройства. // Молодой ученый. 2018. № 1. С. 1-3.
2. Беляева О.М. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Юрист, 2020. - 385 с.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. - М.: Дашков и К, 2021. - 617 с.
4. Жинкин С.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2018. - 319 с.
5. Касаткина Н.А. Форма государственного устройства: подходы к определению терминологии. // Образование и право. 2018. № 12. С. 56-62.
6. Кожевников В.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Проспект, 2019. - 508 с.
7. Комаров С.А. Теория государства и права: учебник. - М.: Инфра-М, 2018. - 448 с.
8. Ланцова Д.С. Некоторые проблемные аспекты федеративной формы государственного устройства на примере Российской федерации. // Вопросы науки и образования. 2019. № 5. С. 70-75.
9. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - М.: Проспект, 2018. - 640 с.
10. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник. - М.: Юрайт, 2021. - 569 с.
11. Напалкова И.Г. Методологические подходы к пониманию категории «форма государства». // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2020. № 7. С. 28-30.
12. Степанян Д.А. Проблемы федеративного устройства Российской Федерации и возможные варианты их решений. // Молодой ученый. 2018. № 51. С. 150-153.
13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. - М.: Омега-Л, 2019. - 324 с.
14. Шагиева Р.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Проспект, 2021. - 521 с.
15. Шевчук Д.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2019. - 356 с.