Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Социокультурные факторы, влияющие на отношение к детскому труду
Социокультурные факторы, в которые встраиваются нормы детского труда, находящиеся под глубоким влиянием религиозных и культурных верований, а также семейных ценностей и традиций, постоянно эволюционируют, отражая более широкие общественные преобразования. В работе О. Павликовой и А. Новиковой раскрывается проблема сохранения детского труда в России, объясняя ее экономическими причинами, переплетающимися с культурной приемлемостью, а В. Панкрашин выделяет родительское равнодушие в России – явление, коренящееся в исторических и культурных представлениях о детском труде как о нормативном аспекте воспитания [Павликова, Новикова, 2007; Панкрашин, 2010]. О влиянии социально-экономических преобразований в России рассуждает С.Н. Рябухин, предполагая, что сдвиги в структуре общества и ценностях повлияли на отношение к детскому труду, а исторические нормы оказались под ударом возникающих социально-экономических реалий [Рябухин, 2002].
Явление детской нищеты рассматривает А.А. Фателисламанова, исследуя культурные и социальные основы детского труда в условиях распада общества и эрозии традиционных структур поддержки [Фателисламанова, 2001]. По мнению Л. Даса, отношение образованных людей к детскому труду выявляет корреляцию между уровнем образования и осуждением детского труда, предполагая, что образование способствует критическому взгляду на традиционные практики [Das, 2021]. Авторы С. Херц и Г. Эпштейн анализируют семейные социальные нормы, утверждая, что семейные структуры и ценности играют важнейшую роль в формировании отношения к детскому труду, причем в разных культурных и социально-экономических контекстах оно варьируется [Herz, Epstein, 2022].
В своем исследовании Х. Рахаман дает характеристику детского труда в Индии, демонстрируя, как глубоко укоренившиеся культурные нормы и экономическая необходимость увековечивают детский труд, несмотря на законодательные запреты и социальные кампании [Rahaman, 2018]. О проблемах и перспективах детского труда рассуждают А. Радфар, С. Асгарзадех, Ф. Кесада и И. Филип, подчеркивая сложное взаимодействие культурных представлений, экономического давления и социальных установок [Radfar, 2018]. За пределами разрыва между Севером и Югом М. Бурдильон исследует глобальное детство, предполагая, что культурные и экономические факторы, влияющие на детский труд, не ограничиваются географическими или экономическими границами, а являются частью глобализированного контекста детского труда [Bourdillon, 2018].
В своей работе Е. Демир и Э. Йенгил рассматривают перспективы неправительственных организаций в отношении детского труда, указывая на то, что социальные движения и группы по защите прав играют решающую роль в оспаривании и изменении культурных норм и отношения к детскому труду [Demir, Yengil, 2020]. Далее Т. Джи, П. Фернандеш и С. Гупта подробно рассказывают об усилиях по защите детей от трудовой эксплуатации и социальной диагностике детского труда, подчеркивая ключевую роль законодательной базы, социальной политики и образовательных инициатив в изменении отношения общества к детскому труду [T. G., 2023; Fernandes, 2021; Gupta, 2018].
Подобный спектр религиозных верований, культурных обычаев, семейных ценностей и традиций, о котором говорится в цитируемых источниках, подчеркивает многогранность отношения к детскому труду. Динамичное взаимодействие между этими факторами, на которые влияют историческое наследие, социально-экономическое давление, а также преобразующая сила образования и социальной пропаганды, формирует общественные нормы, регулирующие детский труд. Постоянный диалог между традициями и современностью, отраженный в этих исследованиях, показывает сложность изменения восприятия детского труда, подчеркивая критическую роль социокультурных факторов как в увековечивании, так и в противостоянии практике детского труда.
Образование и просвещение существенно повлияли на социальные нормы в отношении детского труда, положив начало смене парадигмы отношения общества от молчаливого принятия к критическому анализу и неприятию. Это преобразующее воздействие было катализировано распространением знаний и формированием коллективного сознания, в котором права и благополучие ребенка ставятся на первое место по сравнению с традиционной экономической и трудовой практикой.
«Образование рождает просвещение, просвещение рождает сочувствие», – в этом выражается основная динамика, благодаря которой образование меняет восприятие детского труда. Прививая навыки критического мышления и этических рассуждений, образование дает людям возможность подвергать сомнению и оспаривать укоренившиеся социальные нормы, в том числе и те, что касаются детского труда. Оно прививает осознание внутренней ценности детства и основных прав детей, тем самым меняя отношение общества к практике, эксплуатирующей детский труд.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Борьба с детским трудом. М.: Международное бюро труда, 2003. 66 с.
2. Озеров В. А. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Аналитический вестник Государственной Думы Российской Федерации. 2002. №20. С. 6-17.
3. Павликова О., Новикова А. Россия злоупотребляет дешевым детским трудом // Демоскоп Weekley 2007. № 305-306
4. Панкрашин В. Детский труд мало тревожит родителей в России. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/09/100824_russia_child_labour.shtml (Дата обращения 15.10.2011)
5. Рябухин С.Н. Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества // Право и образование. 2002. № 1. С. 13-19.
6. Фатхелисманова A.A. Феноменология детского нищенства // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 127-129.
7. Ahmad, D., 2020. Child Labour in India: Causes and Consequences. Labor: Supply & Demand eJournal. https://doi.org/10.2139/ssrn.3515310.
8. Barrech, S., Din, M., & Allauddin, A., 2019. Sociological Analysis Of Domestic Child Labor. Pakistan Journal of Gender Studies. https://doi.org/10.46422/pjgs.v19i0.80.
9. Bourdillon, M., 2018. “Child Labour” and Children’s Lives. Global Childhoods beyond the North-South Divide. https://doi.org/10.1007/978-3-319-95543-8_3.
10. Das, L., 2021. ATTITUDE OF EDUCATED PERSONS’ TOWARDS CHILD LABOUR. SCHOLARLY RESEARCH JOURNAL FOR INTERDISCIPLINARY STUDIES. https://doi.org/10.21922/srjis.v8i65.1581.
11. Dechechi, C., Lopes, C., Galatti, L., & Ribeiro, R., 2018. A Review on Child Labour Criticism in Bangladesh: An Analysis. International Journal of Sports Science, 3, pp. 1-3. https://doi.org/10.11648/J.IJSSPE.20180301.11.
12. Demir, E., & Yengil, E., 2020. Determining The Perspectives of Non-governmental Organizations on Child Labour and Children's Rights. Turkish journal of family medicine and primary care, 14, pp. 131-140. https://doi.org/10.21763/tjfmpc.693159.
13. Fernandes, P., 2021. INNOCENCE AT THREAT: A STUDY OF CHILD LABOUR IN INDIA. International Journal of Advanced Research. https://doi.org/10.21474/ijar01/13254.
14. G, T., 2023. Child Labour Protection and Regulation. International Journal For Multidisciplinary Research. https://doi.org/10.36948/ijfmr.2023.v05i06.10839.
15. Gupta, S., 2018. Child Labour : A Social Diagnosis. Contemporary Social Sciences. https://doi.org/10.29070/27/58319.
16. Herz, S., & Epstein, G., 2022. Family Social Norms and Child Labor. SSRN Electronic Journal. https://doi.org/10.2139/ssrn.4114442.
17. Jariego, I., 2021. What Is Child Labor. Human Well-Being Research and Policy Making. https://doi.org/10.1007/978-3-030-70810-8_1.
18. Khaskheley, A., Kartio, M., Shah, A., & Shaikh, F., 2015. Child labor and Its Impact on the Attitude of Child: A Case Study of Sindh. Demand & Supply in Health Economics eJournal.
19. Prasannakumar, D., Rekhanisha, S., Chandrashekar, M., Vinaykumar, G., & Mohan, A., 2015. Knowledge of Parents on Effects of Child Labor. International Journal of Nursing Education, 7, pp. 192-196. https://doi.org/10.5958/0974-9357.2015.00102.6.
20. Radfar, A., Asgharzadeh, S., Quesada, F., & Filip, I., 2018. Challenges and perspectives of child labor. Industrial Psychiatry Journal, 27, pp. 17 – 20. https://doi.org/10.4103/ipj.ipj_105_14.
21. Rahaman, H., 2018. Child Labour in India : A Profile. Journal of National Development. https://doi.org/10.29070/31/58294.
22. Shubhda, D., 2020. School Dropout and Child Labour. The Creative Launcher. https://doi.org/10.53032/tcl.2020.4.6.07.
23. Sturrock, S., & Hodes, M., 2016. Child labour in low- and middle-income countries and its consequences for mental health: a systematic literature review of epidemiologic studies. European Child & Adolescent Psychiatry, 25, pp. 1273-1286. https://doi.org/10.1007/s00787-016-0864-z.
24. Trammel, N., 2021. Child Labor. Encyclopedia of the UN Sustainable Development Goals. https://doi.org/10.1007/978-3-319-95714-2_300028.
25. Vats, R., 2015. Child Labour As A Harsh Reality. Quest-The Journal of UGC-HRDC Nainital, 9, pp. 202-208. https://doi.org/10.5958/2249-0035.2015.00040.6.
26. Yiadom, P., 2017. Interrogating Child Labour from an Anti-Racism Prism. , pp. 129-137. https://doi.org/10.1007/978-94-6351-131-5_10.