Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что каждый подросток, который находится в сложном возрастном кризисе, ищет некие точки опоры, за счет которых он может этот кризис пережить и ощутить относительное благополучие – как на субъективном, так и на объективном уровнях. Этот момент обусловлен, прежде всего, тем, как ориентирован подросток в отношении ценностей и какой уровень личных притязаний он имеет на данный момент, как осознает и оценивает собственное прошлое.
Цель исследования: провести анализ субъективных представлений о будущем в период ранней юности.
Объект исследования – субъективные представления о будущем.
Предмет исследования: особенности субъективных представлений о будущем в период ранней юности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психологические особенности ранней юности.
2. Выявить особенности представлений о своем будущем в ранней юности.
3. Провести эмпирическое исследование субъективного представления о будущем в период ранней юности.
Базой данного исследования являлась МБОУ г. Москвы «Школа № 2070 им. героя Советского Союза А. Вартаняна».
Гипотеза исследования: предполагается, что временная перспектива, характер смысложизненных ориентаций и уровень субъективного благополучия в большинстве случаев тесно связаны между собой.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, моделирование, сравнительный, классификация, тестирование, наблюдение, методы математической статистики.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.
В первой главе, «Теоретические аспекты представлений о будущем у подростков», характеризуются психологические особенности ранней юности, а также выявляются особенности представлений о своем будущем в ранней юности.
Во второй главе, «Эмпирическое исследование субъективного представления о будущем в период ранней юности», описывается организация и методы исследования, проводится интерпретация и анализ результатов исследования, проводится статистический анализ полученных данных.
1 Теоретические аспекты представлений о будущем у подростков
1.1 Психологические особенности ранней юности
В психологической и педагогической литературе прошлых столетий юность не рассматривалась как отдельный возрастной этап, а характеризовалась как часть детства или молодости. Только в XX столетии был утвержден специальный термин для данного возрастного этапа, который обозначается различными исследователями по-разному.
Некоторые из них считают, что юность начинается в 14 лет и заканчивается в 25, другие отмечают начало юности в 15 лет, а окончание – в 21 год. При этом юность также дифференцируется на раннюю, которая начинается в 14–15 и заканчивается в 18 лет, и позднюю – начинающуюся в 18 лет и заканчивающуюся в 23–25 лет [22].
С самого начала юношеский возраст отличается тем, что подросток начинает ощущать себя полноценным членом общества, который способен на формирование социальных контактов и осуществление каких-либо общественно значимых видов деятельности.
В этом возрасте начинается процесс самоопределения, юноши обычно отличаются смелостью, решительностью, стремлением завоевать весь мир. Они думают, что четко понимают смысл жизни, способны ставить важные и окончательные жизненные цели, самореализовываться в различных сферах [13].
В юности подросток постепенно становится взрослым, ощущает на себе сложности взрослой жизни, становится относительно независим от родителей с эмоциональной точки зрения, начинает готовиться к будущей профессиональной деятельности, ощущает себя гражданином страны и вырабатывает собственную идеологию.
У юноши появляются собственные нравственные ориентиры и ценности, формирование которых не всегда напрямую связано с особенностями воспитания, ведь в данном возрасте очень важное значение имеет склонность к протестному поведению, т.е. юноша может делать в корне противоположные вещи, чем его учат родители или учителя [7].
Результатом проживания подростком юношеского возраста становится формирование его личности, которая характеризуется специфическим психическим и социальным статусом, который юноша будет применять на следующем возрастном этапе – в молодости. Начиная с 14 лет, юноша становится гражданином страны, т.к. получает свой основной документ, а уже с 18 лет – начинает обладать и иными гражданскими правами, которые ставят его на одну ступень со взрослым человеком [20].
В юношеском возрасте происходит и профессиональное самоопределение личности, ведь перед подростком и впоследствии молодым человеком уже стоит ситуация выбора – какой уровень образования получить, по какой специальности будет комфортнее и интереснее всего учиться в будущем. Зачастую этот выбор становится для юноши проблемным, а потому приходится обращаться за помощью к родителям, педагогам и психологам [1].
На данном этапе специфическим становится и стилистика обучения. Юноши должны уметь самостоятельно структурировать и запоминать учебный материал, писать на слух конспекты, активно принимать участие в различных дискуссиях, которые организуются в рамках образовательного процесса. Образовательный процесс предъявляет к юношам совершенно иные требования, нежели к детям и младшим подросткам, что отражается в новой системе оценивания знаний в форме ОГЭ и ЕГЭ [15].
В юношеском возрасте одним из серьезных нововведений является стремление планировать собственную жизнь, применять прошлый опыт, учитывать собственные ошибки в построении планов и выдвижении жизненных целей. Это не всегда получается удачно и сразу, однако для этого на данном возрастном этапе существуют уже все предпосылки. Важным моментом здесь является то, что юноши имеют возможность примерить на себя различные социальные роли, сравнить их между собой и выбрать наиболее подходящие для себя [2].
На данном возрастном этапе формируются некоторые проблемы с самооценкой, которые связаны с тем, что юноши еще не определились в необходимых для оценивания себя шаблонах, образцах, эталонах. Им постоянно кажется, что окружающие, в том числе родители и педагоги, оценивают их способности и возможности крайне низко, что вызывает у юношей сомнение в собственных достоинствах и уверенность в наличии большого количества недостатков [17].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности. - М.: Просвещение, 2020. - 321 с.
2.Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 2021 – 175 с.
3.Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2021. - 304 с.
4.Арестова, О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. – 2020. - № 4. – С. 61-73.
5.Бороздина, Л. В., Возрастные изменения временной транспективы субъекта // Психологический журнал. - 2023. - №2. - С. 40-50.
6.Головаха, Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности. - СПб.: Питер, 2021. – 464 с.
7.Зейгарник, Б. В. Теория личности Курта Левина. – М.: МГУ, 2021.- 118 с.
8.Карпинский, К. В. Психология жизненного пути личности: Учебное пособие. - Гродно: ГрГУ, 2022. - 167 с.
9.Клюкина, К.В. Теоретический обзор исследований по жизненной перспективе // Проблемы образования на современном этапе. – 2021. – С.78-84.
10.Ковалев, В. Н. Психологические особенности личностной организации времени жизни. - М.: Мысль, 2020. - 101 с.
11.Крайг, Г., Психология развития - СПб.: Питер, 2021. – 940 с.
12.Логинова, Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. - 2021. - № 1. - С. 103-110.
13.Мандрикова, Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. – 2022. - №4. – С. 54-56.
14.Мартынюк, И. О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи. – Киев: Наукова Думка, 2021. – 116 с.
15.Нартова – Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 2023. - № 5. – С. 20-30.
16.Немов, Р. С. Психология. – М.: Владос, 2021. – 688 с.
17.Пантелеева, В. В. Индикаторы конструктивной жизненной перспективы личности // Человек в современном мире. - 2022. – С. 15-23.
18.Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 2022. – 301 с.
19.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2022. - 720 с.
20.Северный, А. А. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: Питер, 2020. – 896 с.
21.Толстых, Н. Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности в юношеском возрасте. – М. Академия, 2020. – 152 с.
22.Ялтонский, В.М., Сирота, Н.А. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы – М.: Глобол, 2021 – 247 с.