Фрагмент для ознакомления
2
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ УНИВЕРСИТЕТОВ И СТУДЕНТАМИ
1.1 Основные термины и содержание взаимоотношений между преподавателями университетов и студентами как социологическая проблема
В процессе развивающегося взаимодействия между преподавателями и студентами устанавливается структура взаимоотношений, и эти взаимоотношения закрепляются на уровне их межличностного общения [5].
Изучение взаимодействия между преподавателями и студентами в университетах является одной из наиболее актуальных проблем. Этот феномен является предметной областью некоторых теорий межличностных отношений, и его рассмотрение раскрывает интерактивные характеристики, присущие природе педагогики.
Высшее образование создается интерактивными процедурами участников образовательного процесса. Каждый участник одновременно выступает в качестве субъекта, преследующего общую цель, и служит направляющим объектом для других индивидов. Взаимодействие между студенческим и преподавательским сообществами является результатом взаимосогласованных личных действий, включая отдельных лиц, цели деятельности, социальные условия, нормы и ценности.
Существует ряд разграничений во взаимных ожиданиях между преподавателями и студентами охватывают круг вопросов, от ценностной ориентации до качества приобретаемых знаний и эффективности их усвоения.
Важная роль в анализе взаимодействия заключается в изучении не только явных, но и потенциальных функций института образования. Непредвиденные последствия помогают поддерживать применение интерактивных практик в высшем образовании и выполняют потенциальную функцию укрепления идентичности сообщества, например, принадлежности к государству [11].
При преподавании профессор должен раскрывать скрытые мотивации студентов и удовлетворять основные интересы студентов университета: репутацию. Поэтому одним из главных требований к организации учебного процесса должно быть то, что преподаватель готов удовлетворить «невысказанные» пожелания студентов.
Повышение удовлетворенности процессом взаимодействия включает в себя обеспечение определенной степени комфорта в системе взаимных действий и полноценного восприятия себя и интерактивных партнеров. Ожидаемый результат совместной деятельности определяется наличием общей цели, которая отвечает интересам каждого и помогает достичь потребностей каждого, средствами и условиями для ее реализации, а также уровнем квалификации преподавателей.
Центральным вопросом взаимодействия между преподавателями и учащимися являются взаимоотношения между ними. Каждый участник образовательного процесса попал в социальную ситуацию и обладает определенным накопленным опытом и культурными предпосылками. Когнитивные и нормативные предпосылки, разделяемые всеми участниками, являются основой взаимодействия.
В системе высшего образования все студенты пользуются равным отношением. Эта процедура институционализирована. Обязательным правилом является поддержание уважительного отношения к преподавателям, чтобы ожидать от студентов вежливого отношения. Преподаватели должны следовать аналогичным правилам при взаимодействии со студентами.
Понимание и рефлексия над истинным поведением преподавателей и учащихся определяют доминирующий личностно-ориентированный подход в образовательной деятельности.
Социальный мир учащихся формируется через социальное взаимодействие друг с другом и преподавателями. В то же время символическая среда оказывает решающее влияние на учащихся, поскольку помогает формировать их сознание и человеческое «я». С точки зрения символической интерактивности, взаимодействие между преподавателями и учащимися рассматривается как непрерывный диалог, в ходе которого они наблюдают, понимают намерения друг друга и реагируют на них.
Чтобы создать стабильное и комфортное взаимодействие, как преподаватели, так и учащиеся должны приложить много усилий. Следовательно, рассмотрение социального взаимодействия между преподавателями и учащимися заключается в поиске ответов на различные вопросы: каковы условия для социального взаимодействия, как оно развивается, что нужно сделать, чтобы взаимодействие было эффективным, и какие факторы влияют на него [7].
В современном университете роль преподавателя становится все больше и больше, а его психологическое и педагогическое влияние на студентов - все больше и больше. Преподаватель больше не может быть просто проводником знаний и информации, он должен быть преподавателем, психологом и психотерапевтом. От этого во многом зависит успех преподавательской деятельности.
Авторитет преподавателя является неотъемлемой частью его профессионального, преподавательского и личностного статуса в коллективе, который проявляется в процессе взаимоотношений с коллегами и учениками и влияет на успешность образовательного процесса.
Личность преподавателя существенно оказывает воспитательное (обучающее) и психотерапевтическое воздействие на учащихся.
Основными показателями авторитета личности преподавателя являются:
- взаимосвязь между самооценкой преподавателей и оценкой их личности учениками и коллегами;
- способность воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из сложных условий обучения и жизни [18].
На основании проведенного психологического исследования был определен характерный комплекс авторизованных и неавторизованных преподавателей.
Авторитетные преподаватели отличаются высокой педагогической наблюдательностью, уважением к учащимся, стимулированием активности учащихся и интеллектуальной деятельности, гибкостью и принятием нестандартных педагогических решений, а также удовлетворенностью процессом общения со студентами.
Неавторитетные преподаватели используют жесткие и автократические методы обучения общению, коммуникативные стереотипы и коммуникативные монологи в процессе обучения и не могут уважать учащихся независимо от их академических успехов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2020. - 449с.
2. Буланова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие.- Ростов н/Д, 2022. - 168с
3. Величко В. В., Инновационные методы обучения в гражданском образовании. - Мн.: Медисонт, 2020. - 241с.
4. Венгера А.Л. Психология развития. - М.: ПЕР СЭ, 2021. – 176 с.
5. Димухаметов, Р.С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации. - Алматы: МоиН РК, 2022. - 115 с.
6. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 2020. - 531с.
7. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Вита, 2020. - 184с.
8. Козырев, В.А., Шубин Н.Л. Высшее образование России. - СПб,: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. - 364с.
9. Лукашевич В.В Психология и педагогика Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: ЭЛИТ, 2020. - 351с.
10. Меренков А.В. Социология стереотипов. - Екатеринбург , 2021. – 168 с.
11. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 1998. - Кн. 2. Психология Образования. – 608 с.
12. Пидкасистый П.И. Фридман Л. М. Психолого-дидактический справочник преподавателей высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 2020. - 312с.
13. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. - Мн.: Выш. шк., 2020. - 303с.
14. Рогинский, В. М. Азбука педагогического труда. - М.: Высшая школа, 2020. - 167с.
15. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 2020. - 369с.
16. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: ПРИОР, 2020. – 496 с.
17. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Вита, 2021. - 254с.
18. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Наука, 2020. - 348с.
19. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Дону: Феникс, 2020. - 542с.
20. Фернхем А.П, Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб.: Вита, 2022. - 259с.