Фрагмент для ознакомления
2
В XX веке качественно изменились представления о времени, пространстве, обществе, ценностях культуры. Немаловажную роль в этом сыграл кинематограф. Несмотря на то что кинематограф по историческим меркам зародился совершенно недавно, его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. На данный момент киноиндустрия является одной из самых быстро развивающихся.
Современное кино – это не только игра актеров, а еще и применение самых передовых технологий. Благодаря современным средствам передачи информации охват аудитории становится огромным. Миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Кино является одним из самых доступных видов развлечения для жителей современных городов. Благодаря столь широкому охвату аудитории можно сказать, что кинематограф имел и имеет наибольшее влияние на культуру масс. Массовая культура основана на принципе тиражирования, вот почему кинематограф оказывается, по определению, репрезентативной культурной практикой масскульта .
Целью данной работы является рассмотрение кинематографа как части массовой культуры.
Актуальность работы обусловлена ростом интереса современного общества к киноиндустрии, внедрение её в культуру и коммуникационные модели.
Задачи:
- проанализировать наиболее распространенные культурные типологии;
- рассмотреть сущность массовой культуры, специфику развития массовой коммуникации в условиях глобализации;
- изучить модель коммуникаций Г. М. Маклюэна;
- описать архетипический кинематограф современности и его истоки;
- рассмотреть функции кино, влияние кинематографа на современного зрителя;
- описать кино и межкультурную коммуникацию;
- изучить кино и технологии государственного «несилового» влияния.
Объект исследования – кино как часть массовой культуры. Предмет исследования – различные стороны кинематографа как части массовой культуры.
Глава 1 Современная массовая культура: особенности, функции
1.1 Наиболее распространенные культурные типологии
Историческая типология, основанием которой является своеобразие культуры в историческом развитии. Определенные культурно-исторические эпохи выделяются на основе набора таких признаков, как территория распространения, система ценностей, хронология, картина мира и др. При этом используются два принципиально разных подхода: «линейный», согласно которому историко-культурный процесс предстает как прогрессивное, поступательное, непрерывное развитие (периодизация истории культуры); «циклический», где история культуры мыслится как постоянное возвращение на новом уровне к уже некогда испытанным культурным формам (историческая хронология культур).
Подобные типологические схемы задают своеобразную систему отсчета, позволяющую определить место каждого исторического события и направленность протекания социокультурных процессов ; моделировать историческое сознание через трансляцию представлений о прошлом и выстраивать ряды наиболее значимых событий; формировать адекватные представления о самих себе и отношении к культурному историческому наследию.
Социологическая типология, предметом которой являются закономерности развития и функционирования культуры в обществе, а также процессы формирования, распространения и усвоения культурных норм, ценностей, идей, образцов поведения и т. д. В ее рамках существуют следующие подходы к построению типологических культурных схем: статический, описывающий культуру в статике (аксиологический, символический, семиотический); динамический, демонстрирующий динамику социокультурных форм и отношений (деятельностный, игровой, коммуникативный, технологический); субъектный, акцентирующий внимание на носителях культуры (антропологический, субкультурный, социально-психологический); диалоговый, рассматривающий своеобразие определенного культурного типа через «встречу культур» (синтезирует все подходы) .
В поле зрения социологов постоянно находятся три основных культурных аспекта: предметный (содержание культуры), функциональный (функции культуры как способы удовлетворения человеческих потребностей), институциональный (формы организации совместной деятельности людей). Это позволяет раскрывать «социетальные» связи, с помощью которых формируется коллективная «солидарность»; изучать закономерности развития культуры; выявлять ее социальные функции – культурной регуляции, трансляции, социализации, презентации и т. д .
Исследование культурных типов с точки зрения психологии позволяет сделать акцент на их субъектности, предполагающей отношение «ответчивости» социокультурным образцам и своей индивидуальности, а также рефлексии, осуществляемой из социокультурных оснований, образцов, результатом чего становится выбор поступков, ценностей, способов действия и т. д.
В рамках понимающей социологии Макса Вебера количественные методы позволили автору доказать, что культурные миры в рамках протестантизма и католичества принципиальным образом различаются. Те ценности, которые обладают общезначимостью для большинства членов сообщества, исповедующего ту или иную религию, напрямую отражаются в его образежизни, в стратегиях достижительности, в целеполагании. Измеряя количественно такие показатели, как выбор направления обучения в университете и результат обучения, экономическую успешность предприятий и их руководителей, М. Вебер смог выявить, что мир протестантов и католиков принципиально различен, и только протестантская этика могла стать основой для формирования «духа капитализма».
Количественные методы позволили создать стройную и доказательную концепцию Питириму Сорокину. Простое основание - отражение светских или религиозных ценностей в сюжетах произведений самых разных форм и жанров - позволило ученому выделить три типа культуры. П. Сорокин создал логичную схему социальной и культурной динамики, где идеациональная культура, основанная на духовных ценностях, сменяется культурой сенситивной, опирающейся на светские, «чувственные» ценности, а их гармоничное сочетание представлено в идеальной культуре.
1.2 Сущность массовой культуры. Специфика развития массовой коммуникации в условиях глобализации
Представляется, что основными типами культуры выступают: традиционная, высокая специализированная, массовая культура.
Традиционная культура функционирует как система норм и правил, организующих взаимоотношения между всеми членами общества, конкретизируясь:
1) в правовой сфере - обычаях, нормах, предписаниях, табу, обеспечивающих соблюдение правильности всех действий сообщества;
2) в хозяйственной сфере, обеспечивающей кумулятивность опыта;
3) в духовно-ритуальной сфере – системе празднично-обрядовой деятельности, обеспечивающей духовную легитимизацию этого процесса;
4) в повседневной сфере - бытовой жизни во всей целостности ее проявлений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Азаров К. В., Критика цифрового разума : коллективная монография. — Санкт-Петербург : Академия исследований культуры, 2020.
2) Архангельская, И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. М., 2018.
3) Губман, Б.Л. Культурная типология: стадиальный подход и локальные цивилизации / Б.Л. Губман // Современная философия культуры. М.: РОССПЭН, 2005. С. 471–490.
4) Даниелян, Н.В. Размышления над проблемой рациональности в русской философии /Н.В. Даниелян // Преподаватель ХХI век. – 2011. – No1. – С. 231–239
5) Дорофеева М.Ю., Драволина А.П. Проблемы межкультурного взаимодействия в современном мире//НОВАЯ НАУКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2022. С. 261-265
6) Злотникова Т. С., Массовое сознание в философской традиции и в современных интерпретациях // Вопросы философии. — 2020. — № 10. — С. 46-50
7) Зоркая, Н.М. Фольклор. Лубок. Экран: монография / Н.М. Зоркая. – М.: Искусство, 1994. – 238 с.
8) Кино и коллективная идентичность / Под ред. М.И. Жабского. – М.: ВГИК, 2013. 304 с.
9) Ковалева, Е.О. Культурная традиция и конфликт поколений в трудах В.О. Ключевского и Н.К. Михайловского / Е.О. Ковалева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2014. No 2. С. 175-180
10) Колесов В. И., Сущность массовой культуры и субкультуры в современном социуме: специфика соотношения // Мир психологии. — 2019. — № 3. — С. 111-115
11) Конфорти, М. Архетипы, когерентность и кино [Электронный ресурс]. – URL: http://www.maap.ru/Reading/Conforti_Coherence.htm (дата обращения 27.02.2024).
12) Косарская Е.С. Типология социокультурного развития: междисциплинарный подход// Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». 2015. Выпуск 2. С. 20–25
13) Костина А. В. Популярная и массовая культура: к проблеме определения//ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. 2021. № 2. С. 42-49
14) Кудряшева Е. А. Кинематограф как эффективное средство формирования образа страны//НАУКА И ИННОВАЦИИ - СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ. Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. Москва, 2020. С. 127-134
15) Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмпбелл. – СПб.: Питер, 2021. – 544 с.
16) Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995. – 311 с.
17) Левицкий А. Э. Проблемы межкультурной коммуникации и кинематограф//ГУМАНИТАРНЫЕ ЧТЕНИЯ "СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ГАВАНЬ". материалы научно-практической конференции. ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». 2019. С. 289-295
18) Лотман, Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/LOTMAN/kinoestetika.txt (дата обращения 14.04.2023)
19) Луман, Н. Медиа коммуникации / Н. Луман. – М.: Логос, 2005. – 259 с.
20) Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003.
21) Марков В. Н., Риски экстериоризации мышления // Мир психологии. — 2021. — № 1/2. — С. 41-45
22) Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах [Электронный ресурс].URL: http://ivgi.rsuh.ru/binary/object_2.1337777427.23922.pdf (дата обращения 27.02.2024)
23) Рыбакова, М.Г. Предпосылки формирования политического имиджа страны в условиях воздействия массовой культуры (на примере США) / М.Г. Рыбакова // Научное мнение. – 2012.– No 8. – С. 51–58.
24) Свинцова Л.А. Кинематограф в развитии массовой культуры//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК. Материалы научно-практической конференции. Липецк, 2020. С. 177-179
25) Сербаев Р.А. Архетипический кинематограф современности и его истоки//СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ИННОВАЦИИ: СТРАТЕГИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Оренбург, 2021. С. 735-740
26) Серебряков В. Г. Глобальные тренды развития искусственного интеллекта в экономике//XXXIV Международная научно-практическая конференция: «Научное пространство: актуальные вопросы, достижения и инновации». 2021. С. 38-45
27) Сергеев, А. Мономиф в «Звездных войнах» Джорджа Лукаса [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rodon.org/relig-160809175659 (дата обращения 27.02.2024).
28) Соколов, Е. Г. Аналитика масскульта / Е. Г. Соколов. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – 280 с.
29) Федоров, А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010) / А.В. Федоров. – М.: МОО Информация для всех, 2010. – 202 c.
30) Юнг, К.Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. – СПб.: Академический проект, 2017. – 540 с.