Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современности понятие «отвратительное» достаточно противоречиво. С одной стороны, это осуждение современного мира, а с другой стороны, желание попробовать все в этой жизни, даже то, что кажется отвратительным. Это, к сожалению, девиз современной молодежи. Истоки противоречивого лежат ещё в самом начале культуры человечества, однако с нашей точки зрения наибольшее развитие она получила в XVIII-XIX веках. Тема «Философский анализ понятия отвратительного в европейской культуре XVIII-XIX веков» является актуальной, так как понятие «отвратительное» имеет значительное влияние на историю философии, литературы и искусства. В данной работе мы рассмотрим, как менялось понимание отвратительного в 18 и 19 века, какие философские и культурные течения влияли на формирование этого понятия. Такой анализ может пролить свет на эволюцию культурных ценностей и норм, а также помочь понять, какие факторы влияли на формирование представлений о отвратительном в 18 и 19 века.
Степень разработанности темы. Тема «Философский анализ понятия отвратительного в европейской культуре XVIII-XIX веков» является недостаточно разработанной. Это видно из того, что до сих философы поднимают подобный вопрос. Что же именно считать отвратительным? В исторической литературе (Гюго) и философии (Гегель) можно найти работы, посвященные анализу этических и моральных ценностей в указанный период. В частности, они обращали внимание на понятие отвратительного. Однако, несмотря на наличие исследований, тема все еще предоставляет возможность для новых исследований и интерпретаций. Более того, с учетом развития современных подходов к философскому анализу, можно предположить, что данная тема далеко не исчерпала себя, именно поэтому необходимо обратиться к ней вновь с использованием современных философских и методологических инструментов.
Проблема. Как эволюционировало понятие «отвратительное» в философской и культурной среде XVIII-XIX веков?
Цель работы. Проанализировать эволюцию «отвратительное» в философской и культурной среде XVIII-XIX веков.
Для достижения цели были поставлены и решались следующие задачи:
1. Изучить философские и культурные тексты XIII-XIX веков, в которых упоминается понятие отвратительного.
2. Выявить основные тенденций в эволюции понятия отвратительного в философской литературе и культурной среде периода XIII-XIX веков.
3. Проанализировать изменения в восприятии отвратительного в различных областях культуры (литература, искусство, религия, философия) на протяжении указанного периода.
4. Сравнительный анализ понимания отвратительного в различных философских системах и культурных традициях XVIII-XIX веков.
Теоретико-методологические основы исследования:
1. Исторический подход: исследование эволюции понятия отвратительного в контексте исторических событий, общественных изменений и культурных трансформаций XVIII-XIX веков. Анализ влияния философии Просвещения, романтизма, революционных процессов и других исторических факторов на формирование понимания отвратительного в европейской культуре.
2. Философский анализ: изучение понятия отвратительного через призму философских концепций и теорий XVIII-XIX веков. Анализ работ философов, которые затрагивали вопросы чувства отвращения, противоречия между прекрасным и уродливым, эстетики и морали.
3. Культурологический подход: исследование понятия отвратительного в контексте культурных проявлений (литература, живопись) XVIII-XIX веков. Анализ влияния литературных произведений и художественных течений (например, романтизм, реализм) на формирование представлений об отвратительном.
4. Сравнительный анализ: сопоставление понимания отвратительного в различных философских системах (например, немецкая классическая философия, французский рационализм) и культурных традициях (например, западноевропейская и русская культуры) XVIII-XIX веков.
Эти теоретико-методологические подходы позволят провести глубокий философский анализ понятия отвратительного в европейской культуре XVIII-XIX веков, выявить основные тенденции в его эволюции и определить влияние философии, культуры и общественных процессов на формирование представлений об отвратительном.
Методы исследования:
• Сравнение;
• Анализ;
• Синтез;
• Аналогия.
Предметом исследования является эволюция «отвратительного», его философский анализ, связь с культурными, историческими и философскими процессами XVIII-XIX веков в Европе.
Объектом исследования является «отвратительное» в европейской культуре XVIII-XIX веков.
Структура предложенной курсовой работы: Структура работы определяется целью и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы, который составляет 9 источников.
1 Философские подходы к понятию отвратительного в европейской культуре
1.1 Представления об отвратительном в XVIII веке
В этот период проходят социально-экономические преобразования, отразившиеся на всех сторонах жизни общества. Все более осознается несовершенство существующего в мире порядка, его неспособность разрешить возникающие противоречия, идет активный поиск выхода из создавшегося положения. Надежды и внимание людей все более обращаются к сфере духовного: проблемам нравственного совершенствования, поиску новых морально-этических стандартов и идеалов.
В этих условиях к середине XVIII в. место разочаровавшего многих научно-рационалистического подхода начинают занимать новые веяния:
• во-первых, ортодоксальные религиозные течения, обновленные с учетом научного и технического прогресса (например, русская религиозная философия);
• во-вторых, качественно новые философские системы, сочетающие творческий потенциал западноевропейского рационализма с социальной озабоченностью (марксизм) и духовными поисками, свойственными восточному типу культуры («философия жизни»).
Этические воззрения религиозной философии, уходящие корнями в XVIII в. и получившие свое развитие в XIX в., опираются на два положения.
Во-первых, это критика западного общества с его свободной конкуренцией и всеобщим отчуждением, в условиях промышленного переворота начинающего активно воздействовать на традиционные культуры России и Востока.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. М.: Рус. яз., 2001. 568 с.
2. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М.: В. Шевчук, 2009.
3. Гегель. Г. В. Ф. Эстетика (в четырех томах) Том 1. М.: Искусство, 1968.
4. Гюго. В. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 14. Критические статьи, очерки, письма. М.: Государственное издательство художественной литературу, 1956.
5. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. В 2-х книгах. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/233315/?ysclid=lvaue640xr200510667
6. Джемс У. Многообразие религиозного опыта https://www.livelib.ru/book/1007574553-mnogoobrazie-religioznogo-opyta-uilyam-dzhejms
7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. - М.: Логос,2004.
8. Лосев. А. Ф. Эстетика возрождения. М.: Мысль, 1978.
9. Мур Дж. Э. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984. 326 с.
10. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - Воронеж, 1995.
11. Социальная философия / Под ред. Н.В. Лавриненко. - М., 1995.
12. Спенсер Г. Личность и государство https://www.livelib.ru/book/1007657263-lichnost-i-gosudarstvo-gerbert-spenser
13. Тэйчман Д., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих / Пер. с англ. - М., 1997.
14. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004.
15. Философия: учебник/ под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. – 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Академ. проект, 2009.
16. Шкепу М. А. Эстетика безобразного Карла Розенкранца / Ин-т проблем соврем. искусства Нац. акад. искусств Украины. К.: Феникс, 2010.
17. Шопенгауэр. А. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. М.: Московский клуб, 1992.
18. Энгельс Ф., Маркс К. Капитал. Происхождение семьи, частной собственности и государства (сборник) https://www.livelib.ru/author/121030/top-karl-marks-fridrih-engels?ysclid=lvau5h1gbq270179584