Фрагмент для ознакомления
2
По мнению Прутченкова А.С., игровая технология представляет собой особую последовательность действий, которые педагог должен выполнить для выбора, разработки и подготовки игр, для вовлечения детей в игровую деятельность, проведения игры и анализа результатов. Исходя из данного определения и классификаций, можно заключить, что игровые технологии являются неотъемлемой частью педагогических методов. Таким образом, педагогическая технология, которая строится на базе игрового процесса, представляет собой важную форму игровой техники, способствующей эффективному обучению детей.
Интерактивные игровые технологии становятся все более популярными среди дошкольников, и это неудивительно. Они предлагают увлекательные и интересные способы развития различных навыков, включая социально-коммуникативные умения. [20, 347 c.]
Интеракция представляет собой важный процесс взаимодействия, при котором несколько объектов воздействуют друг на друга и одновременно подвергаются воздействию со стороны остальных объектов. Этот процесс может быть наблюдаем в различных сферах, таких как социальные отношения между людьми, взаимодействие между компьютерами и пользователями, и физические взаимодействия между объектами. В каждом случае взаимодействия, интеракция подразумевает обмен информацией, энергией и другими ресурсами между всеми участниками.
Интерактивные технологии в образовании дошкольников представляют собой совокупность методов, направленных на создание эффективного взаимодействия в процессе обучения.
Применение интерактивных методов стимулирует познавательную активность детей, способствует формированию и развитию компетентностей, а также способствует всестороннему развитию личности ребенка с учетом соответствующих ценностей.
Особенности интерактивного обучения:
1. Высокая степень интенсивности общения и коммуникации участников.
2. Основа обучения – прямое взаимодействие детей с их собственным опытом и опытом сверстников.
3. Задания часто не имеют однозначного ответа, что способствует развитию у детей навыков поиска решений.
4. Целенаправленная рефлексия участников обучения.
5. Направленность на изменение и улучшение моделей поведения и деятельности.
6. Развитие умения формулировать мнение, выражать мысли и уважать точки зрения других.
7. Формирование критического мышления и способности принимать продуманные решения на основе анализа информации.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми учитывает их возрастные особенности:
- Для младших групп – работа в парах, хоровод;
- Для средних групп – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
- Для старших групп – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
- Для подготовительной к школе группы – разнообразные формы работы, включая большой круг, дерево знаний и другие.
Первое преимущество использования интерактивных игр заключается в их привлекательности для детей. Ребенок гораздо легче и с большим удовольствием участвует в игре, чем в традиционных учебных занятиях. Игры создают атмосферу игры и развлечения, что способствует активному участию ребенка и его положительному восприятию обучения. [23, 376 c.]
Второе преимущество состоит в том, что интерактивные игровые технологии предлагают возможность развивать социально-коммуникативные умения через сотрудничество и взаимодействие с другими детьми. Многие игры предлагают совместные задания, которые требуют коммуникации и сотрудничества с другими участниками. Такие ситуации помогают развивать навыки общения, умение слушать и выражать свои мысли. [21, 179 c.]
Третье преимущество заключается в том, что интерактивные игры могут создавать ситуации, которые моделируют реальную жизнь. Например, игры могут симулировать ситуации общения с другими людьми, ролевые игры, где ребенок может вжиться в разные роли и научиться понимать и уважать чужие точки зрения. Это помогает развить эмпатию, толерантность и умение решать конфликты. [24, 346 c.]
Четвертое преимущество заключается в том, что интерактивные игры позволяют детям учиться на своих ошибках и получать обратную связь. В играх часто встречаются ситуации, где ребенок может сделать неправильный выбор или совершить ошибку. Вместо того, чтобы наказывать ребенка, игры предлагают возможность исправить ошибку и получить обратную связь о том, что нужно было сделать по-другому. Такой подход помогает развивать навыки самоконтроля, анализа и самооценки. [26, 363 c.]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. – Москва: Эксмо, 2019. – 144 с.
2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. - СПб.:Детство-пресс, 2016. – 345 с.
3. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника / А.Г.Арушанова. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
4. Князева Н.Н. Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в игре в рамках реализации ФГОС // Вестн. Омского гос. пед. ун-та. Сер. Гуманит. исслед. - 2018. - № 3 (20). – 143 с.
5. Прокопьева Т.И. Использование игры для развития навыков диалогового общения у старших дошкольников / Т.И. Прокопьева, В.Г.Евтюшкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - № 3. – 213 с.
6. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии:сборник статей ФГОС ДО. А/сост. Волосовец Т.В., Зыкова О.А. – 142 с.
7. Левшина Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И.Левшина, Л.В.Градусова // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2(9). – 839 с.
8. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амонашвили, 2003. - 469 с.
9. Виноградова Н. А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада» Учеб. пособие М., 2004 – 583 с.
10. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».) – 320 с.
11. Волков Б.С, Волкова НВ. Детская психология. М., 2004. - 349 с.
12. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П.Беспалько . - М., 2002. - 215 с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С., Выготский // Вопросы психологии: - 1966. - № 6. - 241 с.
14. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие [Текст] / И.С., Гринченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – - 369 с.
15. Козлова А.Н., Никифорова Е.В., Скопинова Н.А. дошкольное образование: учебно-методическое пособие М: ЦЕД 2004 - - 324 с.
16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 289 с.
17. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество[Текст] : учебное пособие / В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров. - М.: Педагогика, - 2001. - 382 с.
18. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / С.С.Кашлев. -2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, - 2013. - 224 с.
19. Кларин, М. В. Технология обучения: идеал и реальность [Текст] / М. В.Кларин. Рига: Эксперимент, 2001. - 180 с.
20. Новиков А.М. Методология игровой деятельности [Текст] / А.М.,Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2006- 347 с.
21. Коул, М. Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / Социально-исторический подход в психологии обучения [Текст] / под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, - 2004. - 179 с.
22. Левитес, Д. Г. Практика обучения: образовательные технологии [Текст]/ Д.Г. Левитес. - М., 2004. - 258 с.
23. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Москва: Мозаика – Синтез, - 2005. - 67 с.
24. Молоков, Ю. Г. Актуальные вопросы информатизации образования [Текст]: Сборник научных трудов / Ю. Г. Молоков. - Новосибирск, 2002. – 376 с.
25. Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения [Текст]: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М., 2004. - 346 с.
26. Сиденко А. А. «Игровой подход в обучении» [Текст] / А.А., Сиденко // Народное образование, № 8, 2000г. – 363 с.
27. Панфилова, А. П. Мозговые штурмы [Текст] / А.П.Панфилова. - Спб.:Питер, 2005. - 316 с.
28. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений высш.Проф. образования / А.П.Панфилова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.
29. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии [Текст]: пособие для учителей / Е.С. Полат. - М., 2002. - 442 с.
30. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) [Текст] / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 - 429 с.
31. Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. - 1976. - №5. - 367 с.
32. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] /Н.Е.Щуркова. - М., 2005. - 365 с.
33. Диалог в учебном процессе [Текст] : учебное пособие для студентов/Урал гос.пед. ун-т; под ред. Н.Е. Поповой. - Екатеринбург, 2017. - 124 с.
34. Белкин, А.С. Витагенное образование. Голографический подход [Текст]: А.С.Белкин, Н.К.Жукова. - Екатеринбург, 1999 - 147 с.
35. Азарова, А. Метод ролевой игры [Текст] / А.Азарова. - Спб.: Речь, - 2011. - 352с.
36. Баранова О. А. Развитие социально-коммуникативных умений дошкольников с использованием интерактивных игровых технологий // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 3. – 53 с.
37. Карпова Е. Н. Роль интерактивных игровых технологий в развитии социально-коммуникативных умений дошкольников // Вопросы психологии. 2019. № 1. – 64 с.