Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования базовых учебных действий у младших школьников
1.1 Сущность понятия «базовые учебные действия»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) были четко определены требования к ожидаемым результатам обучения. В связи с этим особое внимание уделяется развитию универсальной учебной деятельности (УДД). Под термином «универсальные учебные действия» понимают способность к обучению, то есть способность развивать и совершенствовать субъекта посредством сознательного и активного использования нового социального опыта. Этот термин также можно определить как совокупность методов работы обучающегося (а также навыков обучения) для самостоятельного приобретения новых знаний и формирования умений, включая организацию этого процесса. УУД обеспечивают «обучаемость» и создают возможности для самосовершенствования и саморазвития посредством интенсивного и осознанного усвоения нового социального опыта [18].
Федеральным государственным образовательным стандартом обучения обучающихся с умственной отсталостью предусмотрено формирование базовых учебных действий (БУД). Поскольку обучающиеся с умственной отсталостью не могут выявить, понять и освоить те связи в социальных структурах, которые позволяют человеку комфортно поддерживать жизнь в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели, мы не можем ее формировать УУД, а только основы, т.е. БУД [19].
БУД – это единицы основной и необходимой учебной деятельности, формирование которой обеспечивает усвоение содержания образования обучающимися с умственной отсталостью. В содержательный раздел основной общеобразовательной программы, адаптированной для обучения учащихся с умственной отсталостью, включена программа формирования БУД, которая реализуется в ходе школьного обучения и отражает требования Федерального стандарта [16].
Программа формирования БУД является одним из педагогических инструментов и средств создания условий для формирования жизненных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
В отличие от УУД, БУД не имеет степени обобщения, что обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в меняющейся образовательной и внеучебной среде. Более того, они формируются и реализуются в совместной деятельности преподавателя и ученика.
Основные функции БУД:
- обеспечить успешность (эффективность) изучения содержания любой предметной области;
- реализация непрерывности обучения на всех уровнях образования;
- формирование готовности школьников с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному самоопределению;
- обеспечение целостности личностного развития обучающегося с умственной отсталостью [3].
БУД обеспечивает становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Базовые учебные действия младших школьников с умственной отсталостью, с одной стороны, обеспечивают успешное начало учебы в школе и осознанный подход к обучению, а с другой стороны, формируют основу для формирования более сложной деятельности в средней школе.
1. Личностные УУД - это готовность ребенка принять новую роль ученика, участие в процессе обучения, основанное на четком понимании функций роли и заинтересованности в ее содержании и организации.
2. Коммуникативные УУД дают возможность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные УУД обеспечивают успешную работу на любом уроке и на любом этапе. С их помощью создаются условия для формирования и выполнения основных логических операций.
4. Познавательные УУД представлены комплексом элементарных логических операций, которые необходимы для усвоения и применения знаний и умений в различных ситуациях и являются основой формирования дальнейшего логического мышления у школьников [15].
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью
В настоящее время в работах отечественных и зарубежных авторов изучена деятельность обучающихся с умственной отсталостью и выявлены ее особенности.
Согласно МКБ-11 (Международной классификации болезней), с 90-х годов в России «умственная отсталость – это задержка или неполное развитие психики, характеризующееся прежде всего способностями, проявляющимися в период созревания обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивные, вербальные, двигательные и социальные способности» [7].
Большой вклад в обучении умственно отсталых детей внес Л.С. Выготский (1983), сформулировавший ряд важных понятий, отражающих закономерности психического развития аномального ребенка. Л.С. Выготский отмечал, что психические функции, составляющие психическую деятельность и личность, имеют сложную структуру и не могут быть изучены с помощью простых изменений, поэтому исследователь сопоставил тенденции измерения с принципом целостно-структурного изучения психики. С одной стороны, отдельное изучение каждой психологической функции (определение ее качественного своеобразия), с другой стороны, изучение комплекса динамических функций, позволяющее всесторонне изучить личность ребенка и выявить сложные функциональные связи между ними. развивать отдельные аспекты [1].
Различные формы нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями приводят к разным типам (или степеням) умственных нарушений. В литературе сложная структура умственной отсталости характеризуется стойким и непрогрессивным развитием психического развития, что значительно осложняет процесс обучения детей с данными нарушениями в развитии [2].
Если умственная отсталость присутствует при рождении или возникает в течение первых 3 лет жизни, состояние классифицируется как олигофрения. Если поражение коры головного мозга и умственная отсталость возникают в следующие годы жизни, в таких случаях говорят о слабоумии. К умственной отсталости относят только те состояния, при которых имеет место стойкое, необратимое нарушение когнитивных функций, вызванное органическим поражением коры головного мозга [6].
Современные классификации базируются на разных критериях в зависимости от цели, для которой они были созданы. Это часто позволяет представителям разных специальностей разделить одни и те же состояния на разные группы или объединить их в разные формы олигофрении.
Умственная отсталость характеризуется степенью снижения интеллекта:
-легкая (IQ от 50 до 69 единиц).
- умеренная (IQ от 35 до 49 единиц).
- тяжелая (IQ от 20 до 34 единиц).
- глубокая (IQ менее 20 единиц) [3].
Нарушения интеллекта характеризуются стойкими психическими нарушениями. Недостаточные элементы развития, а в ряде случаев атипичное развитие психических реакций на разных этапах познавательного процесса. Во-первых, нарушается сенсорный процесс. Снижение или отсутствие способности сравнивать и противопоставлять. Отсутствие объективных методов анализа, сравнения, систематического поиска, всестороннего освещения материала, использования соответствующих методов работы приводит к непоследовательности в их работе и отсутствию мнения. Проблемы с аналитической и сравнительной характеристикой психических процессов, несомненно, могут отразиться на способности концентрироваться [20].
Как писала Н.Г. Морозова, для обучающихся с умственной отсталостью свойственно недоразвитие познавательных интересов, которое проявляется в том, что «они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании» [9, с.112].
Исследования А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец и других доказали, что умственно отсталые дети отличаются развитием познавательных интересов, что выражается в их потребности в меньшем образовании, чем у их нормальных сверстников. Данные исследований показывают, что у умственно отсталых людей наблюдаются элементы недоразвития на всех стадиях когнитивного процесса, а в некоторых случаях атипичное развитие психологических функций. В результате эти дети имеют неполные и искаженные представления об окружающем и мало опыта [11].
Как определила М.Н. Перова особенностями развития навыков счета у учащихся с умственной отсталостью заключаются в том, что учащиеся путают цифры 3, 6 и 9, 2 и 5, 7 и 8 при чтении и письме под диктовку. Причина небольшой разницы между цифрами 7 и 8, по-видимому, заключается в несовершенстве слуха. Учащиеся часто вместо письма рисуют цифры: например, при написании цифры 1 они сначала пишут вертикальную палочку, затем прикрепляют к правой стороне крючок и пишут цифру снизу вверх (не запоминают) [17].
Г.М. Дульневым и Б.И. Пинским установлено, что умственно отсталые младшие школьники не всегда могут подчинить единичные действия установленной перед ними задаче. Обучающиеся не в состоянии осмыслить задание полностью, они не учитывают условия и требования, содержащиеся в инструкции, когда начинают действовать. Неверная ориентировка в тексте задачи, ошибки в планировании, неадекватное отношение к встречающимся трудностям, нехватка критичности к приобретенным результатам, свидетельствуют о нарушении целенаправленности работы. Умственно отсталые обучающиеся, особенно младших классов, начинают выполнять задание без должной предварительной ориентировки в нем, без его анализа, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, способствующих достижению намеченной цели. Способы и характер действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями специфичны [43, 109].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Антипанова, Н. А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А. Дацко //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №. 2. – С. 24-27.
2. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва : Просвещение, 2003. – 273 с.
3. Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др. - М.: Просвещение, 2009. - 147 с.
4. Исаев, Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2012. – 176 c.
5. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью » Единство детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
6. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии/ Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – с. 245.
7. Международная классификация болезней 11-го пересмотра [Электронный ресурс] URL: https://doctorsan.ru/mkb-11 (дата обращения 22.02.2024).
8. Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в части комплексного сопровождения детей-инвалидов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных школах: методические рекомендации. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации; ООО «Институт социальных технологий», 2017. - 80 с.
9. Московкина, А. Г. Клиника интеллектуальных нарушений : учебное пособие / А. Г. Московкина, Т. М. Уманская.– Москва : Прометей, 2013. – 300 с.
10. Осипова Н.В., Брюханова С.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 62-69.
11. Осипова, А.А. Общая психокоррекция : учеб. пособие / Алла Осипова. – Москва : Сфера, 2001. – 512 с. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития: Сборник статей под ред. Т.А. Власовой / М.С. Певзнер // АПН РСФСР, 1983. – С. 24-26.
12. Слепокович, Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е. С. Слепокович – Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 247 с.
13. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер, и др; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : 2001. – 312 с.
14. Ташина Т.М. Классификации нарушений интеллекта (исторический аспект) / Т.М. Ташина // Инновационная наука. 2015. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-narusheniy-intellekta-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 21.02.2024).
15. Хабарова И.В., Сидоренко О.А. Оценка личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями // Образовательный вестник «Сознание». 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-lichnostnyh-bazovyh-uchebnyh-deystviy-u-detey-s-intellektualnymi-narusheniyami (дата обращения: 27.02.2024).
16. Чащина Т. В Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью: содержание работы и подходы к мониторингу и оценке их сформированности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-bazovyh-uchebnyh-deystviy-u-obuchayuschihsya-s-umstvennoy-otstalostyu-soderzhanie-raboty-i-podhody-k-monitoringu-i-otsenke (дата обращения: 27.02.2024).
17. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студентов учреждений высшего проф. учр-я / Людмила Шипицына. – Москва : Академия, 2014. – 224 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. – 45 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утв. приказом Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014.