Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты антиутопии в литературе
1.1. Антиутопия как жанр: история и эволюция
Генезис термина «антиутопия» уходит своими корнями в классическое сопоставление идеальных обществ, а его этимология предполагает отрицание или критику утопических идеалов. Данный литературный жанр претерпел значительную эволюцию, отражая настроение различных эпох и служа барометром общественных тревог и идеологических конфликтов.
По мнению E. Шацкого, антиутопический нарратив функционирует как критический контрапункт утопической литературы, часто деконструируя представление об идеальном обществе, чтобы выявить скрытые антиутопические реалии. Эволюция этого жанра отмечена переходом от изображения идиллических обществ к исследованию деспотичных, тоталитарных режимов, часто подчеркнутых технологической гегемонией и дегуманизацией .
В свою очередь, Л. М. Юрьева подробно рассматривает русский вклад в антиутопический жанр, выделяя его в контексте мировой литературы. Русская антиутопия с ее уникальными социально-политическими основами предлагает острую критику утопических видений, особенно в контексте советской идеологии и ее последствий .
В литературные истоки антиутопического жанра, прослеживая его историю от ранних философских трактатов до зрелости в XX веке, углубляется Ю.Л. Латынина. С ее точки зрения, эволюция подчеркивает переход от простой спекулятивной фантастики к более тонкому исследованию человеческой природы, управления и технологических достижений .
В то же время, A.Н. Воробьёва рассматривая диалектику между личностью и обществом в современных антиутопических повествованиях, отмечает тенденцию к исследованию эрозии индивидуальности перед лицом коллективных идеологий. Эта тематика подчеркивает актуальность жанра в современном дискурсе, особенно в эпоху цифрового наблюдения и алгоритмического контроля .
Свой вклад в понимание поэтики и тематики антиутопического жанра в XX веке, особенно в русской литературе, вносят исследователи A.Ф. Любимова и Е. Ю. Козьмина. Их анализ подчеркивает способность жанра препарировать и критиковать общественные нормы, предлагая пророческое видение последствий бесконтрольного идеологического рвения и технологического господства .
Таким образом, антиутопический жанр с его исторической и культурной эволюцией служит критической линзой, через которую рассматриваются сложности человеческого общества, управления и технологического прогресса. Значение жанра заключается в его способности выдвигать на первый план диалектику утопии и антиутопии, предлагая исследование состояния человека перед лицом социальных и технологических трансформаций.
Исследование ключевых антиутопий XX - XXI веков раскрывает общие черты и развивающиеся тенденции, отражающие социально-политический и технологический цейтнот своего времени. Так, Б.А. Ланин и С.В. Безчотникова подчеркивают эволюцию русской литературной антиутопии, отмечая переход от идеологической критики начала XX века к исследованиям индивидуальности и свободы в конце XX - начале XXI века. Данный переход подчеркивает широкую мировую тенденцию в антиутопической литературе, где в центре внимания оказываются не тоталитарные режимы, а более тонкие формы контроля и отчуждения .
Исследуя истоки и трансформации антиутопического жанра, С.Г. Шишкина выявляет последовательность разочарования в идеализированных общественных конструкциях. Метаморфоза жанра от прямолинейных антиутопических видений к сложным повествованиям отражает растущий скептицизм по отношению к грандиозным нарративам и утопическим обещаниям, особенно в условиях технологического прогресса и глобальных конфликтов .
В свою очередь, A.Ф. Любимова проясняет содержание и поэтику антиутопического жанра в XX веке, подчеркивая центральную роль технологического и научного развития в формировании антиутопических нарративов. Изображение технологии как обоюдоострого меча, способного как освободить, так и поработить человечество, становится повторяющимся мотивом, отражающим реальные тревоги по поводу дегуманизирующего потенциала технического прогресса .
Таким образом, авторы подчеркивают важнейшую эволюцию антиутопического жанра: переход от изображения откровенно деспотичных обществ к исследованию более коварных форм контроля, таких как слежка, потребительство и эрозия частной жизни. Их исследования отражают понимание тирании, не просто как продукта авторитарных режимов, но как встроенной в современную жизнь, часто скрытой под покровом удобства и прогресса.
В целом, общие черты и тенденции антиутопий XX и XXI веков свидетельствуют о том, что этот жанр находится в постоянном движении, реагируя на меняющиеся контуры глобального общества. Непреходящая актуальность антиутопических повествований заключается в их способности заставить читателя задаться вопросом об этических последствиях общественного и технологического прогресса, служа предостережением о возможных антиутопических последствиях безудержного прогресса.
1.2. Специфика антиутопий в современной литературе
Особенности современных антиутопий, сопоставленные с классическими произведениями, такими как «Мы» Е. Замятина, «Хищные вещи века» А. и Б. Стругацких, «О дивный новый мир» О. Хаксли, «Заводной апельсин» Э. Берджесса и «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, показывают эволюцию жанра, отражающую сложности современного общества. Эти произведения заложили основу антиутопического повествования, исследуя темы тоталитарного контроля, потери индивидуальности и опасностей технологического превосходства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бахтин М. М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы. Москва, 1974. № 3. URL: https://voplit. ru/article/vremya-i-prostranstvo-v-romane/
2. Безчотникова С. В. Русская литературная антиутопия, пределы XX-XXI веков: динамика развития, векторы модификаций, типология: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Киев, 2008.
3. Белова Е. Н. «Ненадежный повествователь» с разных точек зрения: Кадзуо Исигуро («Когда мы были сиротами») и Рюноскэ Акутагава («В чаще») // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2013. №12. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/nenadezhnyy-povestvovatel-s-raznyh-tochek-zreniya-kadzuo-isiguro-kogda-my-byli-sirotami-i-ryunoske-akutagava-v-chasche (дата обращения: 23. 01. 2022).
4. Белова Е. Н. Проблема судьбы и ответственности в творчестве К. Исигуро и И. Макьюэна: понимание и искупление // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 2(14). С. 176 – 181. http: //www. aspirant. vsu. ru/ref. php? cand=2205 (дата обращения 20. 01. 2022 г.)
5. Воробьева А. Н. Личность и общество в новейших аниутопических сюжетах/ А. Н. Воробьева // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы Пятой Всероссийской электронной научно-практической конференции. - Самара: СГАКИ, 2008. - С. 249-253.
6. Горохов П. А. Философские идеи в фантастике Герберта Уэллса // Вестник ОГУ. 2011. № 7 (126). С. 24-31.
7. Исигуро К. Клара и Солнце [Электронный ресурс]. Электронная библиотека flibusta.site. Режим доступа: https://flibusta.site/b/619657/read (дата обращения: 25.03.2022).
8. Исигуро К. Клара и Солнце https: //s. siteapi. org/502de94e2971eb6/docs/2vbwxcia9o8wgkc8ggc8wkgws4w4wc
9. Клара и Солнце: почему новый роман нобелевского лауреата Кадзуо Исигуро на самом деле не о роботах // BBC News. Русская служба. URL: https: //www. bbc. com/russian/features-56845700 (дата обращения 20. 01. 2022 г.)
10. Козьмина Е. Ю. Поэтика романа антиутопии на материале русской литературы XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 19 с.
11. Ланин Б. А. Русская литературная антиутопия XX в.: диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.02. - Москва, 1993. - 350 с.
12. Латынина Ю. Л. Литературные истоки антиутопического жанра: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.05. - Москва, 1992. - 21 с.
13. Любимова А. Ф. Жанр антиутопии в XX веке: содержательные и поэтологические аспекты: Учеб. пособие по спецкурсу / А. Ф. Любимова; М-во образования Рос. Федерации. Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2001. - 90 с.
14. Нестеренко Юлия Сергеевна Элементы японской культуры в романе Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» // Знание. Понимание. Умение. 2015. №4. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/elementy-yaponskoy-kultury-v-romane-kadzuo-isiguro-ne-otpuskay-menya (дата обращения: 23. 01. 2022).
15. Стовба А. С. Образ дворецкого в романе Кадзуо Исигуро «Остаток дня»: кросс-культурный аспект // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2012. №6-2. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/obraz-dvoretskogo-v-romane-kadzuo-isiguro-ostatok-dnya-kross-kulturnyy aspekt (дата обращения: 23.01.2022).
16. Шадурский М. А. Художественная модель мира в романах-утопиях С. Батлера и О. Хаксли: дис.... канд. филол. наук. Минск, 2008. 26 с.
17. Шацкий Е. Утопия и традиция: Пер. с польского / Е. Шацкий; Общ. ред. и послесл. В. А. Чаликовой. - Москва: Прогресс, 1990. – 454 с.
18. Шишкина С. Г. Истоки и трансформации жанра литературной антиутопии в XX веке. Иваново: Федеральное агентство по образованию, 2009. С. 9-20.
19. Юрьева Л. М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы: монография / Л. М. Юрьева; Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - Москва: ИМЛИ РАН, 2005 (М.: Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН). - 317 с.
20. Jones R. A Humanoid Who Cares For Humans, From the Mind of Kazuo Ishiguro [Electronic resource]. Mode of access: https://www.nytimes.com/2021/02/23/books/review/klara-and-the-sun-kazuo-ishiguro.html (date of access: 03.03.2022).