Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты привлечения инвестиций для обеспечения экономической безопасности Сахалинской области
6
1.1 Понятие и роль инвестиционного процесса 6
1.2 Привлечение инвестиций как фактор экономической безопасности Сахалинской области
8
1.3 Зарубежный опыт привлечения инвестиций как фактор экономической безопасности (на примере Китая)
14
2 Анализ инвестиций как фактор обеспечения экономической безопасности (на примере Сахалинской области)
17
2.1 Анализ привлечения инвестиций в отрасли экономики Сахалинской области
17
2.2 Анализ состояния экономической безопасности Сахалинской области
23
2.3 Проблемы привлечения инвестиций в Сахалинской области 25
3 Меры совершенствования привлечения инвестиций для обеспечения экономической безопасности Сахалинской области
27
2.2 Преимущества и слабые стороны привлечения инвестиций для обеспечения экономической безопасности Сахалинской области
27
2.3 Решения по повышению эффективности инвестиционной деятельности
29
Заключение 33
Библиографический список 35
Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Привлечение инвестиций как фактор экономической безопасности Сахалинской области
Экономическая безопасность региона это комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, включающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам. Для оценки экономической безопасности нельзя пренебрегать факторами, характеризующими различные сферы экономики, в том числе и инвестиционной активностью .
Привлечение инвестиций в регион возможно только при грамотной инвестиционной политике региональных властей.
Традиционно принято сравнивать уровень экономического развития региона по абсолютным показателям, такм как валовой региональный продукт (в текущих ценах и в расчете на душу населения), объём производства в разных отраслях региональной экономики и т.д. Но в последнее десятилетие при определении эффективности экономической составляющей региональной политики инвестиционная компонента выходит на первый план.
Под региональной инвестиционной политикой будем понимать систему действий, осуществляемых законодательными и исполнительными органами власти для поддержания достаточного уровня инвестиционной активности в регионе, соответствующего целям и задачам социально-экономического развития территории.
Региональная инвестиционная политика имеет объектный и субъектный состав. Объектами региональной инвестиционной политики могут быть межотраслевые комплексны региональной экономики (например, промышленный, транспортно-логистический, инфраструктурный), отдельные отрасли, кластеры предприятий и хозяйствующие субъекты .
Субъектами региональной инвестиционной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти региона, региональные институты инновационного развития (обычно, это некоммерческие организации, главной целью которых является установление прямого контакта между региональными политическими элитами и потенциальными инвесторами), инвестиционные компании и отдельно взятые инвесторы.
Субъектом инвестиционной политики может быть даже отдельно взятый житель региона, если он выступает в качестве частного инвестора, размещая свои свободные денежные средства через различные финансовые структуры (например, фонды инвестиционного развития регионов или венчурные инвестиционные фонды).
Существует несколько подходов к целеполаганию региональной инвестиционной политики. Так, согласно первого, воспроизводственного, подхода, основная цель инвестиционной политики региональных властей заключается в обеспечении процесса воспроизводства основных фондов, которые формируют материальную базу экономики региона.
Социально-экономический подход во главу целеполагания инвестиционной политики территории ставит обеспечение благосостояния граждан, проживающих на территории, через устойчивое развитие экономики.
Также существует стратегический подход, согласно которому цели региональной инвестиционной политики должны соответствовать основным ориентирам пространственного стратегического развития.
Инвестиционное управление в регионе создаёт как бы единое информационное поле и в целом – основу осуществления инвестиционной деятельности в регионе. Разумная инвестиционная стратегия определяет направление специализации региона в определенных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в социальной сфере.
На рисунке 1.2 представлены подходы различных авторов к формированию региональной инвестиционной политики.
Если тезисно характеризовать инвестиционную политику, то можно отметить следующее:
1. Большая часть инвестиционных проектов и соответственно инвестиционных ресурсов сосредоточены в инфраструктурных проектах: строительство автодорог и дорожных сооружений, модернизация крупнейших аэропортов и портов страны.
2. Национальные проекты по большей части имеют социальную направленность и предполагают строительство и модернизацию современных медицинских объектов, а также большие инвестиции в развитие образования и спорта.
3. В структуре инвестиционных вложений в условиях сложностей привлечения иностранных инвестиций в виду сохраняющихся санкций, большое значение отводится бюджетному финансированию. Также эффективным механизмом реализации инвестиционных проектов является государственно-частное партнёрство (ГЧП), когда в реализации инвестиционных проектов участвуют как государство, так и бизнес.
Рис.1.2 – Подходы различных авторов к содержанию инвестиционной политики региона
Источник: составлено автором по данным
4. Несмотря на санкции, к реализации многих инвестиционных проектов привлекаются иностранные-компании подрядчики, так как российские предприятия не производят соответствующего проектам оборудования, не располагают нужными технологиями.
Особое внимание регионам необходимо уделить формированию институциональной среды, так как во многом именно эффективность работы организационно-правовых, социальных, финансовых и других институтов определяет уровень инвестиционной привлекательности.
Эффективность региональной инвестиционной политики определяется на основе большого числа критериев, которые объединяются в укрупнённые группы, а статистическая оценка по данным группам показателей позволяет строить рейтинги инвестиционной активности территорий.
В России нет какого-то единого «официального» рейтинга. Все рейтинги носят лишь справочный характер. Во многом то, к какому рейтингу обратится потенциальный инвестор, зависит авторитет рейтингового агентства.
Национальное рейтинговое агенство (НРА) ежеквартально оставляет рейтинги инвестиционной привлекательности регионов России. На рисунке 1.3 представлено распределение регионов по уровню инвестиционной привлекательности по состоянию на начало 2023 года.
Рис. 1.3 – Распределение регионов России по уровню инвестиционной привлекательности по состоянию на начало 2023 года, процентов
Источник: составлено автором
По данным на начало 2023 года большинство российских регионов (50) сохранило прошлогодние позиции. Десять субъектов РФ их улучшили, 25 - ухудшили. При этом аналитики отмечают, что стабильность в данном случае не означает отсутствия улучшений инвестиционного климата: методика исследования предполагает сравнение показателей региона с лучшими, худшими и средними значениями в целом по стране, поэтому для сохранения позиций динамика показателей должна быть не ниже среднероссийских.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федеральный закон от 9. 07.1999 г. № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ. − 1999. − № 28. − Ст. 3493.
2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений: федеральный закон от 25. 02.1999 г. № 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. − 1999. − № 9. − Ст. 1096.
3. Алексеев, П.В. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций в регионы Дальнего Востока России / П. В. Алексеев // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 8-1 (85-1). – С. 234-238.
4. Атаев, З. А. Энергетическое пространство Сахалинской области / З. А. Атаев // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. – 2023. – № 1(227). – С. 30-43.
5. Байдаков, С. Л. Экологический проект - стратегические намерения Сахалинской области / С. Л. Байдаков // Инновации в менеджменте. – 2023. – № 1(35). – С. 2-7.
6. Банк, О. А. Роль инновационно-инвестиционных инструментов в повышении экономической безопасности региона / О. А. Банк // Вопросы региональной экономики. – 2023. – № 2(55). – С. 18-24.
7. Белик, А. В. Сахалинская область: приоритеты расставлены / А. В. Белик // Журнал Бюджет. – 2023. – № 1(241). – С. 6-10.
8. Гираев, В.К. Инвестиционные процессы в РФ и региональные диспропорции финансового обеспечения / В.К. Гираев // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – Том 10. № 3А. – С. 10–24.
9. Гиринский А.В. Сущностные аспекты инвестиционной политики регионов / А.В. Гиринский // Молодой ученый. – 2021. – № 10 (248). – С. 98-100.
10. Гренадерова, М.В. Экономическая эффективность инвестиций в контексте устойчивого развития регионов России / А.В. Гренадёрова // Государственный Советник. – 2021. – № 4. – С. 72–78.
11. Громов, В. В. Оценка комплементарности льготных налоговых режимов Сахалинской области / В. В. Громов // Финансовый журнал. – 2023. – Т. 15, № 3. – С. 41-58.
12. Дорожкина, Т.В. Инвестиционная политика как вектор стратегического развития региона / Т.В. Дорожкина, А.А. Гусакова, К.Р. Татарченко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 1-1 (71). – С. 111-114.
13. Еганян А. Инвестиции в инфраструктуру : монография / А. Еганян. – М. : Альпина Паблишер, 2022. – 715 c.
14. Жидяева Т. П. Роль бюджетных инвестиций в финансировании реального сектора экономики / Т. П. Жидяева // Вестник научных конференций. – 2021. – № 10-6 (14). – С. 44-46.
15. Катаргин Н.В. Оптимизация планирования инвестиций в регионе на основе показателей качества жизни / Н. В. Катаргин, А.И. Богомолов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – Т. 4. – № 3. – С. 109-112.
16. Кирилова, А.Н. Инвестиции и их роль в развитии региона / А.Н. Кирилова, А.Р. Ибниаминова // Форум молодых ученых. – 2020 – . № 3 (19). – С. 249-260.
17. Луценко, Е.В. От управления инвестициями к управлению с помощью инвестиций / Е. В. Луценко // Новые технологии. – 2020. – № 4. – С. 184-192.
18. Любавина, М.В. Роль инвестиций в развитии регионов / М. В. Любавина // Новая наука: финансово-экономические основы. – 2020. – № 1. – С. 170-172.
19. Масейчук, Ю. М. Инвестиционная безопасность как фактор обеспечения экономической безопасности России / Ю. М. Масейчук, К. А. Таран, А. Г. Соболев // Евразийский юридический журнал. – 2023. – № 8(183). – С. 429-430.
20. Нуриева, Э.Д. Инвестиционное проектирование как один из ключевых элементов экономической безопасности / Э.Д. Нуриев, А. Р. Фатхутдинов // Горизонты экономики. – 2020. – № 3 (36). – С. 95-98.
21. Оболенский, В.П. Инвестиции в основной капитал: возможности финансирования / В. П. Оболенский, И. А. Квашина // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 4. – С. 83–93.
22. Орлов, А. С. Риски и угрозы экономической безопасности Российской Федерации, связанные с инвестиционной деятельностью / А. С. Орлов // Наукосфера. – 2023. – № 5-2. – С. 451-456.
23. Пономаренко Е.А. Инвестиции как инструмент поступательного развития региона / Е. А. Пономаренко // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2020. – № 4 (138). – С. 136-139.
24. Серендеева, Н.Н. Территория опережающего развития как инструмент привлечения инвестиций в регион / Н. Н. Серендева // Экономика и социум. – 2020. – № 9 (40). – С. 337-339
25. Серова, В.А., Методические аспекты оценки эффективности региональной инвестиционной политики / В.А. Серова, Н.А. Серова // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 1. – С. 95-99.
26. Смирнов, В.Ф. Роль эконометрического моделирования в выявлении факторов инвестиционной привлекательности регионов / В. Ф. Смирнов // Научный альманах. – 2020. – № 1-1 (27). – С. 188-190.
27. Субхонбердиев, А.Ш. Территория опережающего развития как инструмент привлечения инвестиций в регион / А.Ш. Субхонбердиев, Е.В. Титова, Д.А. Кустов, Н.Н. Лобачёва // Вестник ВГУИТ. – 2020. – Том 80. – № 4. – С. 403–407
28. Темирболатова, С.X. Региональные инвестиции и направления инвестиционной политики / С.Х. Темирболатова // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 1(50). – С. 235–240.
29. Фатьянов, А.А. Инвестиции как универсальный фактор социально-экономического развития регионов / А.А. Фатьянов // Региональный вестник. – 2021. – № 5(20). – С. 43–44.
30. Федеральная служба статистики: [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL: http:// gks.ru/
31. Федоров, И. В. Развитие инвестиционного процесса в Дальневосточном федеральном округе / И. В. Федоров // Russian Economic Bulletin. – 2023. – Т. 6, № 3. – С. 240-247.
32. Филатов, А.С. Формирование инвестиционной политики региона / А. С. Филатов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. – № 4. – С. 33-38.
33. Фокина, О.М. Способы создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в регион / О. М. Фокина // Регион: системы, экономика, управление. – 2020. – № 1 (36). – С. 114-119.
34. Шеховцов, Р.В. Управление инвестиционным развитием региона: процессный подход / Р. В. Шеховцов, М.В. Колесников, А. И. Новицкая //Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2020. – № 1 (57). – С. 86-93
35. Щуров М. Ю. Использование системы цифровых моделей природных ресурсов субъектов РФ для обоснования управленческих решений / М. Ю. Щуров // Регион: системы, экономика, управление. –2023. – 3 (62). – С. 65–69.