Фрагмент для ознакомления
2
Двусторонние инвестиционные договоры касаются главным образом допуска, режима и защиты иностранных инвестиций. Обычно они охватывают инвестиции предприятий или частных лиц одной страны на территории ее партнера по договору. Преференциальные торговые и инвестиционные соглашения - это договоры между странами о сотрудничестве в экономической и торговой областях. Обычно они охватывают более широкий круг вопросов и заключаются на двустороннем или региональном уровнях. Для того чтобы классифицироваться как МИС, ПТИС должны включать, среди прочего, конкретные положения об иностранных инвестициях. Международные налоговые соглашения касаются в первую очередь вопроса двойного налогообложения в международной финансовой деятельности (например, регулируют налоги на доходы, активы или финансовые операции). Обычно они заключаются на двусторонней основе, хотя некоторые соглашения также охватывают большее число стран.
Однако ничто из этого не происходит автоматически. Это зависит от создания надлежащей деловой среды и нормативно-правовой базы, подкрепленной международными соглашениями, национальной политикой, внутренними процедурами и конкретными мерами. Например, стоимость торговых услуг более чем в два раза превышает стоимость торговых товаров, что указывает на значительные возможности для улучшения. Кроме того, в последнее время геоэкономическая конкуренция и технологические изменения создают новые и растущие проблемы для этих преимуществ.
Работа ведется на четырех взаимосвязанных уровнях [15]:
1. Субнациональный: Понимание роли субнациональных инвестиционных институтов, политики и мер в поддержку устойчивого развития, а также того, как привести их в соответствие с национальными рамками.
2. Национальный: Сотрудничество с министерствами, советами по развитию, агентствами по поощрению инвестиций, фирмами, гражданским обществом и научными кругами в рамках процесса с участием многих заинтересованных сторон для выявления, утверждения и реализации реформ на страновом уровне.
3. Региональный: Использование опыта, накопленного на национальном и субнациональном уровнях, для обоснования регионального сотрудничества (в том числе на уровне AfCFTA, АТЭС, АТС и т.д.) и обмена мнениями с политиками посредством семинаров и тренингов.
4. Многосторонний: Информирование и оказание поддержки в реализации решений ВТО по содействию инвестициям в целях развития и внутреннему регулированию сферы услуг, инициативам Рабочей группы G20 по торговле и инвестициям и другим мероприятиям высокого уровня, способствующим развитию международного сотрудничества.
1.2 Основы международного инвестиционного права и сотрудничества
Иностранные капиталовложения играют важную роль в развитии мировой экономики, способствуя развитию стран в целом и получателей этих инвестиций (предприятий, отраслей и т.д.) в частности [14]. Иностранные капиталовложения играют особую роль в развивающихся странах, где происходит обесценивание основных фондов, низкая конкурентоспособность и низкий экономический рост. В современном обществе международное инвестиционное сотрудничество сталкивается с рядом проблем, препятствующих привлечению иностранных инвестиций в экономику государства. Рост коррупции, зависимость экономики от нефти и газа, нестабильность банковского сектора, а в том числе и низкий уровень развития бизнес-среды и культуры общения с иностранными инвесторами - вот лишь некоторые из основных проблем, которые в большинстве случаев присущи экономикам развивающихся стран ‘[14].
Глобализация привела к большей взаимосвязанности рынков по всему миру и повышению уровня коммуникации и осведомленности о возможностях ведения бизнеса в отдаленных уголках земного шара. Больше инвесторов могут получить доступ к новым инвестиционным возможностям и изучать новые рынки на большом расстоянии, чем раньше. Потенциальные риски и возможности получения прибыли находятся в пределах легкой досягаемости благодаря усовершенствованным коммуникационным технологиям [8].
Государства с позитивными отношениями между собой способны все больше объединять свои экономики за счет увеличения инвестиций и торговли. Товары и услуги, ранее доступные в пределах одной государства, становятся более доступными на новых рынках, что непосредственно приводит к улучшению экономических возможностей для работников в этих странах и ведет к повышению доходов домохозяйств.
Одним из основных направлений развития международных экономических отношений на современном этапе является укрепление межгосударственного инвестиционного сотрудничества, что объясняется потребностями глобализации на всех уровнях. Международные и национальные тенденции в экономической сфере свидетельствуют о заинтересованности стран с переходной экономикой в повышении инвестиционного рейтинга государства и, как следствие, в увеличении объемов привлечения иностранных инвестиций [1].
Правовая защита прямых иностранных инвестиций в соответствии с международным публичным правом гарантируется международными инвестиционными соглашениями (МИС). Существуют тысячи двусторонних инвестиционных договоров (ДИД), а в том числе и многосторонних инвестиционных договоров, таких как Договор к Энергетической хартии, и некоторые соглашения о свободной торговле в том числе и включают положения о защите прямых инвестиций. Большинство из этих соглашений были ратифицированы государствами в 1980-х и 1990-х годах [22].
Большинство из этих правовых инструментов предоставляют иностранным инвесторам существенную правовую защиту и доступ к процедурам урегулирования споров между инвесторами и государством для возмещения ущерба принимающим государствам за нарушения такой защиты.
Серия рабочих документов по международным инвестициям, включающая политику и тенденции, а в том числе и более широкие последствия многонационального предпринимательства, предназначена для ознакомления широкой читательской аудитории с избранными исследованиями, проведенными под эгидой Инвестиционного комитета ОЭСР, сотрудниками ОЭСР или внешними консультантами, работающими над проектами Инвестиционного комитета ОЭСР.
Доктрина международного права предлагает различные классификации инвестиций в зависимости от их формы и характера: иностранные и национальные; государственные и частные; в материальной (основные средства - машины, оборудование, инструменты, инвентарь и т.д.), нематериальной (интеллектуальная собственность и другие нематериальные выгоды) и денежной формах; портфолио и прямые и другие.
Комплекс международно-правовых принципов и норм, регулирующих международное инвестиционное сотрудничество, называется международным инвестиционным правом, которое является подотраслью международного экономического права [10].
Предметом регулирования международного инвестиционного права являются: трансграничное перемещение инвестиций, их допуск на территорию принимающего государства, защита и предоставление гарантий; установление внутренних правовых режимов для иностранных инвестиций и инвесторов; определение правовых рамок международного инвестиционного сотрудничества; установление правил и процедур разрешения инвестиционных споров.
В качестве субъектов международного инвестиционного права выступают государственные субъекты - государства и международные межправительственные организации, а в качестве инвесторов чаще всего выступают частные лица, в первую очередь транснациональные корпорации, банки, страховые компании и т.д.
В настоящее время основным методом правового регулирования международного инвестиционного сотрудничества является метод двустороннего регулирования международных инвестиционных отношений, согласно которому государства заключают соглашения о поощрении и защите инвестиций (например, Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт о поощрении и взаимной защите инвестиций от 21 ноября 1994 года). Однако все шире используется метод многостороннего регулирования международного инвестиционного сотрудничества. В этой связи принят ряд многосторонних международных договоров, регулирующих отдельные аспекты международного инвестиционного сотрудничества между государствами. К таким международным документам относятся, в частности, такие документы, как Вашингтонская конвенция о процедуре урегулирования инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 года. (далее - Вашингтонская конвенция 1965 года), Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям 1985 года, Соглашения о торговых инвестиционных мерах (ТРИМ), принятых и действующих в рамках системы Всемирной торговой организации. Ряд норм, регулирующих международное инвестиционное сотрудничество, закреплен в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года и Декларации об установлении нового международного экономического порядка 1974 года [22].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булатов А.С. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А. С. Булатов [и др.]; под редакцией А. С. Булатова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 405 с.
2. Ван, Я. Институциональная конкуренция в АТР и позиция Китая в отношении ВРЭП и ТТП / Я. Ван, А. О. Виноградов // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2022. – Т. 27, № 27. – С. 124-144.
3. Горлова, Л. А. Китай как крупнейший реципиент ПИИ в мировом экономическом пространстве: статистический анализ / Л. А. Горлова, Н. В. Скоробогатова // Оценка социально-экономического развития: опыт и перспективы: Тезисы докладов и выступлений III Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Донецк, 04–05 апреля 2019 года / Общая редакция О.Н. Головинова. –2019. – С. 99-102.
4. Дышин, А. В. Китайская политика в АТР на современном этапе / А. В. Дышин, Д. Ю. Демина // Заметки ученого. – 2021. – № 6-1. – С. 452-457.
5. Зозуля, В. В. Инвестиционная деятельность России и Китая в современных условиях: перспективы её развития / В. В. Зозуля, П. Н. Юнда // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – Т. 1, № 2. – С. 79-91.
6. Казанцев, А. А. Инвестиции Китая в странах "Одного пояса, одного пути" / А. А. Казанцев // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 7(35). – С. 107-111.
7. Карпинская, Е. И. Глобальное противостояние США-России-Китая в атр / Е. И. Карпинская // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2022. – Т. 2, № 14-1. – С. 154-157.
8. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для вузов / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 324 с.
9. Локшин Г. Сотрудничество АСЕАН—Китай: ключ к миру в ЮВА // МЭиМО. 2020. - Т. 64. - № 6. – C. 1993-2033.
10. Максимова В.Ф. Макроэкономика: учебник для вузов / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 171 с.
11. Мысливец, Е. А. Современное экономическое взаимодействие КНР с отдельными странами АТЭС / Е. А. Мысливец // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2021. – Т. 2, № 13-1. – С. 295-300.
12. Родина Г.А. Макроэкономика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г. А. Родина [и др.] ; ответственный редактор Г. А. Родина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 462 с.
13. Розанова, Н. М. Макроэкономика: учебник для магистров / Н. М. Розанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2013. — 813 с.
14. Саубанов, А. Г. Цели и ключевые приоритеты международного инвестиционного сотрудничества / А. Г. Саубанов // Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира : Сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции, Курск, 15 декабря 2020 года. –2020. – С. 207-210.
15. Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.]; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 477 с.
16. Сютин, Ц. Экономическое развитие Китая и его влияние на китайско-российское сотрудничество в постпандемийный период / Ц. Сютин // Власть и управление на Востоке России. – 2021. – № 2(95). – С. 8-16.
17. Чжиян Л. Сотрудничество Китая и АСЕАН: перспективы и дилеммы // Свободная мысль. - 2022. - №1 (1691). – с.139-159.
18. Анализ инвестиционной политики Китая. Международный правовой курьер. [Электронный ресурс] – URL: https://inter-legal.ru/analiz-investitsionnoj-politiki-kitaya (Дата обращения 02.03.2024)
19. Инвестиции Китая в странах мира. TAdviser. [Электронный ресурс] – URL: https://www.tadviser.ru (Дата обращения 02.03.2024)
20. Китай в АТР: трансформация интеграционной повестки. РСМД. [Электронный ресурс] – URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kitay-v-atr-transformАТСiya-integrАТСionnoy-povestki/ (Дата обращения 02.03.2024)
21. Китай вышел на второе место в мире по объему внешних прямых инвестиций в 2022 году. Синьхуа Новости. [Электронный ресурс] – URL: https://russian.news.cn/20230928/cf479cd2fed9417993c7cdf8b0426bab/c.html (Дата обращения 02.03.2024)
22. Международное инвестиционное сотрудничество. Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс] – URL: https://bigenc.ru/c/mezhdunarodnoe-investitsionnoe-sotrudnichestvo-c93a6b (Дата обращения 02.03.2024)
23. От рыбы в Швеции до колледжа в Вануату: Куда и сколько инвестирует Китай [Электронный ресурс] – URL: https://rtvi.com/stories/ot-ryby-v-shveczii-do-kolledzha-v-vanuatu-kuda-i-skolko-investiruet-kitaj/ (Дата обращения 02.03.2024)
24. ASEAN Statistical Yearbook 2022 // ASEAN StАТС. 2020. — https://www.aseanstАТС.org/wp-content/uploads/2020/12/ASYB_2022.pdf (Дата обращения 02.03.2024)
25. Overview of the Asia-pacific region. [Электронный ресурс] – URL: https://www.iges.or.jp/en/publication_documents/pub/policyreport/en/154/3_overview.pdf (Дата обращения 02.03.2024)