Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Родоначальником всей последующей русской литературы справедливо и точно признается Александр Сергеевич Пушкин - первый русский национальный поэт, чье значение для развития отечественной культуры сложно недооценить. Однако, помимо этого, Пушкин также заслуживает признания и в качестве великого историка, способного описать исторические события с невероятной выразительностью, которая может быть доступна лишь великому литературному мастеру.
Мифологема "история" в художественном мире Пушкина отражается в диалектике частного и общего. Помимо великих исторических событий, связанных с государственной историей, существует история индивидуальной жизни, которая также обладает особой значимостью и драматизмом.
Пушкин воспринимал историческое прошлое как предысторию своего времени. Для него история органично переплеталась с индивидуальностью, а оба аспекта неразрывно связаны с принципами свободы, гуманизма и просвещения.
Новая эпоха национально-освободительных движений и сдвигов в судьбах народов и государств, начиная с конца XIX века, сыграла значительную роль в формировании исторического мышления среди интеллигенции. Эти события, такие как великая французская буржуазная революция, национально-освободительные революции на Западе, отечественная война 1812 года, восстание декабристов в России и деятельность Наполеона, привлекли внимание к проблемам философского и морального порядка и возродили интерес к истории.
В то же время в художественной литературе возник новый жанр - исторический роман, возникновение и развитие которого неразрывно связаны с именем английского писателя Уолтера Скотта. В своих произведениях, таких как "Уэверли, или Шестьдесят лет назад" (1814 г.), "Роб Рой" (1817 г.), "Айвенго" (1819 г.), "Квентин Дорвард" (1823 г.), Скотт сумел прекрасно сочетать исторические факты и художественный вымысел, используя как романтические, так и реалистические литературные приемы.
Важность данного исследования обусловлена ограниченностью программ, в которых затрагиваются искусство и литература, и необходимостью всестороннего формирования представлений у учащихся о понятии "исторический роман". Восьмиклассники получают начальные представления о романе, поэтому важно обратить внимание не только на основные характеристики жанра, но и на специфические признаки исторического романа.
Цель работы – исследовать историческую прозу А. С. Пушкина.
Задачи исследования:
-изучить возникновение и развитие исторического романа в русской литературе ХIХ века;
-провести анализ специфики историзма в творчестве А.С. Пушкина;
-проанализировать «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина как исторический роман;
-исследовать портреты реальных исторических лиц в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" был выбран в качестве объекта исследования.
Для достижения цели были применены следующие методы исследования: описательный, который использовался для логической структуризации материала; систематический, с помощью которого произведения были связаны с определенным этапом творчества А.С. Пушкина; текстологический анализ, который использовался для выявления приемов и способов изображения истории автором в произведениях.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ А. С. ПУШКИНА
1.1 Возникновение и развитие исторического романа в русской литературе ХIХ века
В конце XIX в., в период национального освобождения и изменения в судьбе государств и народов, художественная литература возникает в новом жанре исторической романизации. Данный жанр развивался благодаря английским писателю Вальтера Скотта, который в 1814 году опубликовал свои произведения, в том числе «Уиверли и шестьдесят лет назад». , Роб Рой (1817), Айвенго (1819), Квентин Дорварда (1823), сочетали исторические факты и художественное воображение, использовали романтические и реалистичные приемы изображений.
Наша работа представляет интерес к возникновению русского исторических романов. Давайте перейдём к этому вопросу [15].
В первую очередь, определим смысл исторического сочинения. Исторические романы - роман на основе исторических сюжетов, которые в художественном виде воссоздают определенные эпохи или периоды истории в художественном виде. Исторический роман соединяет историческую правду с художественной фантазией, исторические события связаны с вымышленной тематикой, реальные исторические личности связаны с вымышленной тематикой. Весь сюжет романа происходит на фоне исторического события.
Основными характеристиками романа могут быть сложные сюжеты с многочисленными темами и проблемами и характеры персонажей, которые отражают сложные отношения людей. Жанровая особенность романа связана с интересом к человеку, который проявляется в том, что одна или несколько главных персонажей выдвигается на первую строчку, и характер, который развивается. Роман рассказывает об окружении героев: их семье, обществе, среде, в которой они живет. Масштаб действий в романе определяется основной идеей произведения, характером главных персонажей и факторами, влияющими на их сознательность. Также эти обстоятельства обусловлены временными рамками романа. Желание анализа и оценки внутреннего мира персонажа приводит к тому, что он стремится к завершению и выводу в развитии сознания его.
Отметим, что первая в России оригинальная попытка создать историческую «повесть» была сделана Н.М. Карамзином в 1792 году в своей повести «Наталья, боевая дочь». Однако автор понял, что невозможно проникнуть в эпоху истории. Он пишет в предисловии повести: «Читатель думает, что старые любовники не говорили так, как они говорят здесь, а теперь мы не понимаем их язык». Таким образом, герои повествования разговаривают и ощущают на языке сознания, характерном для времени, когда Карамзин жил.
История в России возникла в 1830-х годах. Данный жанр отразился на развитии национального осознания русской общественности и интересе к родным историям. Отметим, что успехи и бурные развития исторической книги вызывали живые дискуссии литературных кругов начала 1830 года. Интерес к истории прошлого и выражение национального сознания свидетельствуют о глубоком проникновении реальность и её интерес к искусству и общественному сознаниям.
Влияние Валентина Скотта, показала, как учить своих персонажей языком, обладающим их эпохи, так, чтобы понимать его и современный читатель, сказалось в первую очередь на творчестве Пушкина А.С. В.Г. Белинский написал о своем романе «Арап Пётр Великий», начавшемся в 1827 г., «Эти семиглавные романы, одна из которых преодолела все исторические романы Загоскина и Лажникова, гораздо превосходят любое исторические русские романы, как отдельные, так и все вместе».
Впрочем, исторические произведения Михаила Николаевича Загоскина, Ивана Николаевича Лажецкого, Алексея Пёровского, написанного под псевдонимами Андрея Погорельского, Александра Анатольевича Бестужева оказали намного больше влияния, чем «Арап Пушкина» и «Капитанской дочери» А.С. Пушкина.
1.2. Анализ специфики историзма в творчестве А.С. Пушкина
Историзм является одной из ключевых особенностей реалистического творчества А.С. Пушкина. Выразительное проявление этого – произведения поэта на исторические темы, занимающие важное место в его наследии. В данном параграфе мы рассмотрим развитие и углубление понятия "историзм" в творчестве Пушкина.
А.С. Пушкин всегда гордился историей своего народа. Интерес к прошлому родины он расценивал как проявление истинного патриотизма. Этот интерес нашел свое отражение в произведениях поэта на исторические темы, таких как "Борис Годунов", "Арап Петра Великого", "Полтава", "Медный всадник", "Капитанская дочка" и другие [7].
Пушкин стремился проникнуть в общий ход вещей эпохи и найти в нем реальную перспективу прогрессивного развития своей страны. Он объединил в своем творчестве большую историю, историю государства, с историей частного человека. Показывая жизнь и судьбы своих героев, Пушкин вырастил их на определенной исторической почве, в зависимости от общественной среды и конкретно-исторических условий.
История органично переплетается с личностью в произведениях Пушкина, они неразрывно связаны с принципами свободолюбия, гуманизма и просвещения. Всю свою жизнь Пушкин увлекался историей, начиная еще в 16 лет с задумки написать героическую поэму "Игорь и Ольга". Историзм, пронизывающий творчество Пушкина, открыл новые возможности художественного постижения действительности, придав динамику и непрерывность историческому процессу и стал основой реалистического метода и стиля.
В "Борисе Годунове" Пушкин обращается к истории, рассматривая тему царской власти и самодержавия на примере "смутного времени". Он показывает, что самодержавная власть, основанная на насилии, враждебна народу. Личность царя мало что меняет в этой системе. Ненависть народа к Борису Годунову не является исключительным фактом, а является следствием самодержавия. Другие цари, такие как Иван III и Иван Грозный, также держались насилием. Произведения Пушкина ставят проблемы самодержавия, исторической личности и народа в неразрывную связь.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анненков, П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина– М.: Современник, 2020 - 476 с.
2.Баскаков, В. Н. Пушкинский дом. 1905-1930-1980: Исторический очерк. - Ленинград: Наука, 2020 - 319 с.
3.Белинский, В. Г. Сочинения А. С. Пушкина. – М.: Наука, 2022 - 560 с.
4.Бонди, С. Черновики Пушкина: Статьи, 1930-1970 гг. – М.: Просвещение, 2022.-231 с.
5.Брюсов, В. Я. Пушкин-мастер // Русский язык. – 2019 – № 11 – С. 8-15.
6.Версаев В. Пушкин в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников. - М.: Московский рабочий, 2021 – 703с.
7. Долинин А. А. Вальтер-скоттовский историзм и «Капитанская дочка». - М.: Новое литературное обозрение, 2021. – 258 с.
8.Еремин, М. П. Пушкин-публицист. – М.: Худ. Лит., 2020 - 472 с.
9.Керцелли, Л. Ф. Мир Пушкина– М.: Глобол, 2021 - 191 с.
10.Коршунова Е.А. С.Н. Дурылин о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: проблемы ценностной интерпретации // Litera. - 2022. - № 2. - С. 115-121.
11.Макогоненко, Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836) - Ленинград: Худож. лит., 2022 - 464 с.
12.Невелев, Г.. А. Истина сильнее царя: А. С. Пушкин в работе над историей декабристов. – М.: Мысль, 2019 - 205 с.
13.Непомнящий, В. С. Поэзия и судьба: Над страницами духов, биогр. Пушкина. – М.: Писатель, 2021 - 446 с.
14. Сурат И. З. Пушкин о назначении России. - М.: РГГУ, 2019. – 116 с.
15.Харакоз, Е. Е. История создания произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 25-27.
16. Черняев Н. И. «Капитанская дочка» Пушкина: Историко-критический этюд. - М.: Унив. тип., 2021. – 247 с.