Фрагмент для ознакомления
2
Для помещения товара под таможенные процедуры заявитель подает заявление или декларацию о производстве товара сотруднику таможни. Начало процесса отсчитывается от даты загрузки и выпуска. При импорте предметов, растений и других продуктов, подлежащих гигиеническому, карантинному и другому контролю, сначала необходимо получить положительные заключения соответствующих надзорных органов.
Существуют некоторые различия между физическими и коммерческими организациями в импорте и экспорте товаров [15].
Участники внешнеэкономической деятельности, их представители, таможенные агенты, представляющие компании или предпринимателей, через информационную систему реестра сертификатов тестирования программного обеспечения, такую как «Единая автоматизированная система таможенного терминала», «PI-expert», «Фанер», «Внешнеторговый декларант» и т.д., подают таможенные декларации в электронном виде. Полный перечень разрешенных процедур размещен на сайте Федеральной таможенной службы.
При импорте в Россию необходимо оплатить таможенные пошлины и сборы, налог на добавленную стоимость и другие сборы в зависимости от товара.
Граждане оформляют товары, перевозимые ручной кладью или несопровождаемым багажом, на контрольно-пропускных пунктах или таможенных постах. Представление формы пассажирской декларации осуществляется лично или через таможенного агента, с которым заключен договор.
Экспорт товаров осуществляется без уплаты пошлин. Что можно ввозить беспошлинно и на какой срок, определяется решением Совета ЕАЭС от 20.12.2017 №107, в котором раскрываются вопросы, связанные с товарами для личного пользования.
Существует множество предписанных таможенных процедур, обязательных для всех заявителей и лиц, подающих документы (физических и юридических лиц, предпринимателей):
- соблюдать запреты и ограничения на импорт и экспорт продукции;
- процедуры выдачи разрешений на выпуск товаров в соответствии с процедурами таможенного декларирования;
- обязательные правила и предписания, утвержденные выбранными таможенными процедурами;
- заявитель имеет право выбирать соответствующие таможенные процедуры и изменять их;
- ответственность декларанта за подтверждение того, что товары, соответствующие условиям, помещены под таможенные процедуры и др.
1.2 Правовое регулирование таможенных формальностей и процедур в России
Международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации направлено на упрощение перемещения товаров и транспортных средств. Оно осуществляется путем согласования законодательства России о таможенных делах с международными правилами. Данное сотрудничество включает взаимодействие с таможенными и другими государственными органами других стран, международными организациями и интеграционными объединениями [12].
В настоящее время Федеральная таможенная служба (ФТС России) активно взаимодействует с таможенными службами Республики Белоруссия и Республики Казахстан. Целью является решение проблем, связанных с функционированием единой таможенной территории и практической реализацией механизмов Таможенного союза. Взаимодействие включает обмен информацией о товарах и транспорте, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, включая контроль определенных групп товаров или их характеристик.
Одним из важных направлений международного сотрудничества является согласование работы ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и Евразийской экономической комиссией в рамках евразийской интеграции. В 2018 году ФТС России активно участвовала в подготовке материалов для заседаний различных органов Евразийской экономической комиссии. Основной упор был сделан на создание системы транзита товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза, используя современные технические средства и сопряжение национальных информационных систем.
Наиболее важным совместным проектом является эксперимент по отслеживанию транзитных товарных перевозок через государства-участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые перемещаются автотранспортом с применением навигационных пломб (интеллектуальных трекеров), работающих на основе технологии ГЛОНАСС. Для контроля за соблюдением запретов на ввоз в Россию «санкционных» товаров, а также товаров, импортируемых в страны-участники ЕАЭС по льготным тарифам (товары изъятия), в регионах деятельности Региональных таможенных управлений (РТУ) были сформированы подвижные группы, работающие также на территориях Беларуси и Казахстана [5].
Деятельность Федеральной таможенной службы России в области международного сотрудничества в таможенной сфере главным образом направлена на способствование процессам интеграции в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств (СНГ), поддержание и укрепление двусторонних связей с таможенными службами стран-членов СНГ.
Можно отметить, что уровень интеграции таможенных служб входящих в состав Евразийского экономического союза стран является одним из самых высоких среди органов государственного управления в этих странах. Учитывая текущие условия интеграции России в мировое сообщество, таможенная служба страны сосредоточит свои усилия на разработке системы таможенного администрирования, которая должна стать средством воздействия на внутренний рынок в рамках существующего законодательства.
Воздействие технологического фактора на деятельность таможенных органов характеризуется комплексной автоматизацией и информатизацией всех направлений деятельности. Следствием данного процесса является возникновение потенциальных угроз информационной безопасности таможенных органов. С учетом этого процесс внедрения достижений науки и техники в деятельность таможенных органов должен сопровождаться не только повышением прозрачности отдельных таможенных процессов, но и совершенствованием мер обеспечения информационной безопасности.
Таможенные процедуры ВЭД в Российской Федерации производятся на уровне функционирования крупного интеграционного объединения -Евразийского экономического союза, целью которого является экономическое взаимодействие между государствами, а также модернизация и увеличение конкурентоспособности национальных экономик.
Регулирование таможенных процедур представляет собой один из способов пополнения доходной части федерального государственного бюджета, что является важной задачей для каждой страны. Элементами регулирования таможенных процедур являются таможенные пошлины, таможенный тариф, тарифные льготы и преференции, определение страны происхождения товаров, таможенная стоимость товара [18].
Важнейшим механизмом торговой политики на территории таможенного союза в рамках ЕАЭС, является Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС - далее). Общие положения о ЕТТ ЕАЭС прописаны в законе РФ № 5003-1 «О таможенном тарифе». Определение ЕТТ ЕАЭС приводится в Решении Совета Евразийской экономической комиссии, по которому ЕТТ ЕАЭС является сводом ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран и систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС).
Основанием регулирования таможенных процедур ЕАЭС является Единый таможенный тариф и нормативные акты, которые регламентируют его применение на международном, наднациональном и национальном уровнях. Границы действия таможенного законодательства ЕАЭС - это таможенная территория ЕАЭС, которую составляют территории: России, Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, и Республики Кыргызстан, а также находящиеся за пределами территорий стран - участниц ЕАЭС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых, с целью развития интеграционных процессов действует два уровня нормативно - правового обеспечения: национальный и наднациональный, являющийся приоритетным [10].
На сегодняшний день доходы федерального бюджета от экспорта углеводородов имеют большое значение в поддержании экономики государства, но эта экспортно-сырьевая зависимость делает экономику России уязвимой со стороны неблагоприятного воздействия внешних факторов. Российская Федерация имеет огромный потенциал для увеличения экспорта продукции не нефтегазового сектора, но необходимо также развивать иные отрасли, которые будут производить готовую продукцию высокого качества, конкурентоспособную с импортными аналогичными товарами.
Ни одна страна не владеет достаточным количеством ресурсов, которые позволили бы в полной мере удовлетворить национальные потребности, тем самым каждое государство импортирует на международном рынке товары, производство которых внутри страны сложно, относительно дорого или вообще невозможно. Ставки импортных (ввозных) пошлин в ЕАЭС установлены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС.
Согласно данным Евразийской экономической комиссии самую большую часть в импорте стран ЕАЭС занимают машины, оборудование и транспортные средства (44,7% совокупного импорта), продукция химической промышленности (18,2%), продовольственные товары и сельско-хозяйственное сырье (12,2%). Более 80% объема закупок этих товаров за пределами ЕАЭС осуществляет Россия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-I (ТК РФ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/3961659/
2. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/3961659/
3. Варушева, Л. А. Единый таможенный тариф ЕАЭС: сущность, цели, структура, принципы построения // Форум. – 2020. – № 2(17). – С. 224-229.
4. Гаврилов, Д. Д. Таможенно-тарифное регулирование: теоретические положения и реализация в практике внешнеторговых отношений // Russian Economic Bulletin. – 2021. – Т. 4, № 2. – С. 142-146.
5. Гомон, И. В. Таможенные платежи в системе таможенно-тарифного регулирования // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12-1(70). – С. 194-198.
6. Джабиев, А. П. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности России. – М. : Издательство «Креативная экономика», 2020. – 472 с.
7. Егерева, Т.А. Процедура таможенного транзита с применением книжки МДП: проблемы и перспективы // Плехановский барометр. – 2021 – № 3. – С. 49-52.
8. Ермакова, В.В. Вопросы стратегии развития информационного пространства Таможенного союза на основе Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли // В. В. Ермакова Информационное право. – 2020. – С. 150-167.
9. Иорданова, В. Г. Таможенно-тарифное регулирование импорта в условиях транснационализации мировой торговли // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 4. – С. 23-39.
10. Лимаренко, Е. А. Анализ влияния единого таможенного тарифа на структуру импорта стран ЕАЭС // Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности в условиях инновационного развития, модернизации и цифровизации. – 2022. – С. 111-117.
11. Матяшова, Д. С. Таможенные платежи как источник доходов государства / // Аллея науки. – 2020. – Т. 2, № 12(51). – С. 759-762.
12. Новиков, В. Е. Концептуальные основы реформирования таможенно-тарифного регулирования в условиях кризиса всемирной торговой организации // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – № 1(50). – С. 126-132.
13. Поликарпова, О. В. Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности // Научные исследования XXI века. – 2021. – № 1(1). – С. 213-216.
14. Рубцова, М. В. Международное сотрудничество ФТС России в сфере развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и СНГ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2020. – № 2. – С. 97-103.
15. Сизова, Д. А. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в России // Экономическое развитие в XXI веке: тенденции, вызовы и перспективы. – 2020. – С. 178-182.
16. Счастливцев, Ю. В. Нормативно-правовое обеспечение государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. – 2022. – С. 357-362.
17. Ткачук, С. С. Таможенное регулирование, как важный инструмент обеспечения внешнеэкономической безопасности // Экономика глазами молодых. – 2022. – С. 53-55.
18. Филиппов, М. И. Особенности таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности // Colloquium-journal. – 2022. – С. 1-3ю
19. Холопов, К.В. Использование системы МДП во внешней торговле ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 8. – С. 84-96.
20. Холопов, К.В. О современном состоянии системы МДП в мире и в России // Вестник транспорта. – 2021. – № 10. – С. 21-28.