Фрагмент для ознакомления
2
2.2. Направления развития бюджетно-налоговой политики РФ
Определение приоритетов государственной поддержки, которая направлена на экономический рост и социальное развитие в государстве является одной из основных задач бюджетно-налоговой политики.
В связи с тем, что поступления от НДС играют важную роль с целью их повышения необходимым является обращать особое внимание на развитие собственного производства, поиск инновационных путей развития продукции, рост деловой активности в стране и создание новых промышленных и технологических предприятий.
Доходы от НДС будут увеличиваться, если будут увеличиваться объемы реализации отечественной продукции, а это произойдет при росте ее конкурентоспособности. Поддерживать создание малых и средних предприятий можно с помощью различных субсидий, также можно заключать с ними государственные контракты, вводить инвестиционные налоговые каникулы определенным категориям плательщиков НДС .
Также важно отметить такую проблему, которая влияет на формирование доходов федерального бюджета, как тот факт, что в экономике РФ присутствует значительная доля теневого сектора (происходит создание фирм-однодневок и т. п). Теневая экономика выступает в качестве сильной угрозы экономической безопасности любого государства, но при этом в РФ она достигла серьезных масштабов. Теневые отношения в экономике являются скрытой, не учитываемой статистическими службами государства деятельностью, которая негативным образом воздействует на развитие государства в социально-экономическом плане.
Все причины развития теневой экономики довольно многочисленны, однако все они являются обусловленными недостаточно эффективной политикой в сфере управления аспектами жизнедеятельности социально-экономического характера. Так, к примеру, российские граждане имеют право получать выплату размером 1200 руб., которое предоставлено им как компенсация за уход за престарелыми гражданами возрастом от восьмидесяти лет. Но при этом есть определенного рода условия предоставления такого пособия: у того человека, который претендует на получение данной выплаты, не должно быть официального заработка (т. е. он официально должен быть безработным), а также не быть пенсии и пособия по безработице . При всем этом выплату производят одновременно с выплатой пенсии, а не прямым образом получателю такого пособия.
Можно наблюдать возникновение ситуации, что получатель данной компенсационной выплаты по факту лишен возможность заработать, и он вынужден практически искать работу в неформальном экономическом секторе. Правительству является необходимым осуществлять координацию всех направлений политики государства, направленной на управление социально-экономическими и иного рода процессами, которые связаны с ними, для того, чтобы избегать появления подобного рода случаев. Можно на примере выше представленного пособия рассмотреть такие варианты решения этой проблемы:
− повысить величину данной компенсационной выплаты до уровня прожиточного минимума: такое направление в условиях современной экономики является довольно трудно реализуемым, потому что государством с мая 2022 года стали выделяться средства на осуществление поддержки отечественных семей с детьми, а вместе с тем значительные суммы приходятся на осуществление СВО;
− можно рекомендовать предоставление получателям пособия возможность официальным образом трудоустраиваться, при этом сохраняя начисление пенсионных накоплений за такую компенсационную выплату.
К сожалению, такого рода пробелов в отечественном законодательстве немало, и много из них используют для того, чтобы совершать преступлений экономической направленности, в это, конечно же, вызывает невыполнение показателей плана по программам и проектам стратегического характера.
Конечно же, нужно совершенствовать законодательную базу, чтобы делать более жестким контроль над теневой экономикой. Также нужно создавать условия благоприятного характера для функционирования малого и среднего бизнеса, чтобы у таких предприятий не было причин и желания «ухода в тень». В данный раздел еще может быть отнесена проблема, которая связана с созданием малых инновационных предприятий на базе бюджетных и автономных учреждений. Здесь важно уменьшать барьеры административного характера по указанному аспекту, а также предоставлять финансовую помощь, которая может быть в виде субсидий или дополнительных взносов в уставный капитал таких предприятий .
Кроме того, можно использовать контрактное финансовое обеспечение.
Еще одним инструментом, с помощью которого можно решить проблему формирования доходов федерального бюджета, является повышение акцизных ставок.
Таким образом, можно констатировать факт, что бюджетно-налоговая политика в РФ свои функции выполняет, и оказывает влияние на достижение экономического равновесия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 26.02.2024) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 04.03.2024).
2. Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 №343 (ред. от 16.08.2022) «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_34017/ (дата обращения 04.03.2024).
3. Абдыресулов, С. Особенности формирования налоговой политики страны / С. Абдыресулов // Матрица научного познания. – 2023. - №5-2. – С.305-307.
4. Антипов, К.И. Современное состояние и актуальные вопросы развития налоговой системы России / К.И. Антипов, П.К. Бондаренко // StudNet. – 2021. – Т.4. - №3. – С.77-79.
5. Атдакова Г., Аннаев А. бюджетно-налоговые инструменты обеспечения экономической безопасности // Вестник науки. – 2023. – Т.5. - №4. – С.21-24.
6. Ахуньянова, А.И. Формирование федерального бюджета: сущность и функции / А.И. Ахуньянова // Академическая публицистика. – 2022. – С.53-58.
7. Бажайкина, К.С. Налоговая политика и тенденции ее развития / К.С. Бажайкина, Р.Т. Базаров, А.Р. Камилов // Вестник Университета управления «ТИСБИ». – 2023. - №4. – С.20-28.
8. Бондаренко, П.К. Современное состояние и актуальные вопросы развития налоговой системы России / П.К. Бондаренко, К.И. Антипов // Юрист спешит на помощь. – 2021. - №2. – С.28-30.
9. Евстигнеев, Е.Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. – М.: Инфра-М, 2020. – 270с.
10. Ильина, В.Н. Налоги и налогообложение / В.Н. Ильина: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2023. – 222с.
11. Комов М.Е., Чалова А.Ю., Ахмадеев Р.Г., Голубцова Е.В. Федеральный бюджет и бюджетно-налоговая политика государства: макроэкономическая адаптация до 2025 года // Финансовый журнал. – 2023. – Т.15. - №2. – С.8-26.
12. Нурдинова, Д.Ф. Проблемы и перспективы развития современной налоговой политики России / Д.Ф. Нурзинова // Инновационные процессы в науке и образовании: Сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С.44-47.
13. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/10/main/ Osn_2023-2025.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
14. Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения: 04.03.2024).
15. Рябинин, А.В. Доходы и расходы государственного бюджета / А.В. Рябинин // Человек. Социум. Общество. – 2023. - №2. – С.64-73.
16. Сильверстова, Т.В. Налоги и налогообложение: Учебник / Т.В. Сильверстова, СВ.Ю. Гурова, Я.Г. Шипеев. – М.: Инфра-М, 2020. – 531с.
17. Тедеев, А.А. Налоговое право России: Учебник для вузов. – 8-е изд / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. – М.: Юрайт, 2023. – 410с.
18. Фархутдинов, Р.Д. Налоговое право: Учебное пособие / Р.Д. Фархутдинов. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2023. – 133с.
19. Эскерханова, Л.Т. Взаимосвязь между налоговой политикой и экономическим ростом / Л.Т. Эскерханова, Р.С. Дугаева // Тенденции развития науки и образования. – 2023. - №97-7. – С.221-224.
20. Gootjes B., de Haan J. Procyclicality of fiscal policy in European Union countries // Journal of International Money and Finance. - 2022a. - Vol. 120. - Art. 102276 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.jimonfin.2020.102276 (дата обращения: 04.03.2024).
21. Trading economics. Government spending to gdp [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/government-spending-to-gdp. (дата обращения: 04.03.2024).
.