Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Особенности развития коммуникативных активностей
Развитие коммуникативных активностей приобретает большую значимость в подростковом возрасте. Значимой частью в жизни ребенка становится общение с взрослыми и сверстниками, благодаря чему речь развивается быстрыми темпами, а деятельность становится совместной.
Во ФГОС ДО представлена область социально-коммуникативного развития, которая направлена на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Процесс развития коммуникативных активностей подростков выстраивается с учетом их психологических способностей и возможностей. Ведущими методами и формами в этом процессе традиционно являются игры, беседы, наблюдения, экспериментирование, детский труд и пр.
М.И. Лисина отмечала, что, начиная от раннего и до конца средней школы, процесс коммуникации претерпевает значительные изменения: меняются формы, содержание и мотивы речевого поведения [18].
Первый переломный момент связан с тем, что в жизни ребенка большую роль начинают играть другие дети. Если раньше они играли рядом и процесс общения сводился к минимуму, то теперь возросла потребность играть вместе, параллельно увеличивается и потребность в общении друг с другом в процессе игры.
Во время второго перелома, к шести годам, происходит установление привязанностей, дружеских симпатий, дети становятся избирательны в общении со сверстниками.
На этапе завершения подросткового возраста у некоторых детей начинает складываться такая форма общения как внеситуативно-деловая: дети начинают рассказывать друг другу, как они провели выходные, где побывали, рассказывают о своих увлечениях, делятся эмоциями и впечатлениями.
Постепенно социальная ситуация развития ребенка меняется. Взрослые остаются значимыми людьми в жизни ребенка, но фокус внимания все больше смещается на сверстников. Так появляется новая сфера социальных контактов в подростковом возрасте - общение со сверстниками. Этот процесс можно описать рядом характерных особенностей, отличающих его от общения со взрослыми.
По мнению Е.О. Смирновой, самой важной отличительной чертой расширение спектра коммуникативных активностей ребенка: ребенок может спорить, отстаивать свою точку зрения, успокаивать кого-то. В этом возрасте в процессе общения со сверстниками впервые проявляются манипулятивные действия в отношении другого ребенка (выражение обиды, притворство, симуляция и т.д.) [30].
Вторая отличительная особенность коммуникативных активностей подростков - это яркая эмоциональная насыщенность процесса общения. В общении со сверстниками у подростков наблюдается гораздо больше эмоций, нежели со взрослыми. Спектр эмоциональных состояний достаточно широк - от нежности и бурной радости до злости и ярой агрессии.
Третья особенность состоит в нестандартности контактов. Если в общении со взрослыми дети соблюдают общепринятые нормы и ценности, то при общении с ровесниками могут ими пренебрегать.
В этом же возрасте начинают завязываться крепкие избирательные привязанности между детьми. Формируются небольшие группы (по 2 - 3 человека) в поведении и отношениях которых наблюдается открытость и доверие. Подростки стремятся поделиться своими мыслями, предпочтениями, такое поведение свидетельствует о том, что именно в подростковом возрасте необходимо формировать коммуникативные навыки детей и способствовать образованию условий для их межличностного общения и взаимодействия.
Подростки отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач (Е.И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская, В.И. Верищагина и др.) [17].
В исследовании Н.М. Юрьевой была показана взаимосвязь между становлением совместной деятельности и развитием форм речевого общения детей. В процессе развития совместной деятельности, которая возникает на пятом году жизни, общение непосредственно вплетено в процесс выполнения стоящей перед детьми задачи. Оно служит необходимым средством не только развития личности, но и средством взаимодействия между участниками процесса [21].
Основная сфера общения подростков со сверстниками - это игра. Коммуникативные действия отличаются большой эмоциональностью, насыщенностью, нестандартностью, преобладанием инициативы. Дети склоны к неумению продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия активности оппонента.
В общении со сверстниками вербальные средства общения преобладают над невербальными. Начиная с трех лет, сфера общения со сверстниками более вербализована, чем общение со взрослыми.
Таким образом, рассмотренные выше особенности общения раскрывают специфику детских контактов на протяжении всего детства. В возрасте 10-13 лет жизни ребенок развивает коммуникативную деятельность в двух плоскостях: «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый». Каждая форма общения то сменяет друг друга, то дополняет, расширяя коммуникативные умения и жизненный опыт.
1.3 Влияние коммуникативных активностей подростка на его воспитание и социализацию
Период подросткового возраста служит сензитивным периодом для формирования и развития социально приемлемых и одобряемых форм поведения. И ведущая роль в данном процессе принадлежит семье, образовательным учреждениям, ближайшему окружению.
Следовательно, процесс социализации совершается в несколько этапов: адаптация, индивидуализация, интеграция, трудовой и послетрудовой этап. Исследователи обозначают ненаправленную и направленную форму социализации, важнейшей из которых является воспитание. Механизмы социализации анализируются как способы усвоения социального опыта.
В.Г. Бочаровой, З.А. Галагузовой, И.А. Липским, Л.В. Мардахаевым, А.В. Мудриком, В.Д. Семеновым исследуется феномен среды в соответствии с проблемами социализации [14].
С.Т. Шацкий как основоположник педагогики среды данное понятие понимает, как теорию и практику изучения педагогической организации социальной среды, окружающей воспитанника, которая выступает объектом воздействия общества, государства, его институтов и органов; проявление среды в качестве субъекта воспитания, обладающего воспитательными потенциалами и способами их практической реализации [5].
Традиционно семья выступает главным институтом воспитания - именно в условиях семьи ребенок приобретает основы знаний об окружающем мире, усваивает культуру поведения. В родительской семье ребенок существует значительную часть своей жизни, и по степени продолжительности воздействия на личность с семьей не может сравниться ни один институт воспитания [3].
Семья как первичный институт социализации способствует формированию у детей представлений об окружающем мире, об отношениях с окружающими. Семье принадлежит огромная роль в ознакомлении ребенка с материальными и духовными общественными ценностями, именно семья побуждает ребенка следовать общепринятым нормам, правилам и установленным в обществе стандартам. Как утверждают С.А. Амбалова, А.К. Быков, В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, и др. эффективность социализации ребенка во многом зависит от семьи [1].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция).
2. Айварова, Н.Г. Психологическое здоровье подростков как условие успешной коммуникации / Н.Г. Айварова. – М.: Наука, 2020. – 154 с.
3. Барейша, А.Г. Воспитание детей: сущность, функции, типология / А.Г. Барейша. – М.: Логос, 2021. – 197 с.
4. Баринов, Д.Н. Коммуникационный аспект изучения подростков / Д.Н. Баринов. – СПб.: Вита, 2020. – 111 с.
5. Вайсбург, А.В. Современные методы социологических исследований: учебное пособие / А.В. Вайсбург. – Тверь : ТвГТУ, 2022. – 204 с.
6. Габдрахманова, Р.Г. Условия успешной социализации среди подростков / Р.Г. Габдрахманова. – М.: Наука, 2020. – 174 с.
7. Гревцева, Г.Я. Особенности воспитания личности как феномен ее социализации / Г.Я. Гревцева. – М.: Логос, 2021. – 316 с.
8. Григорьева, А.А. Философские основы воспитания личности / А.А. Григорьева. – М.: Логос, 2020. – 149 с.
9. Григорьева, М.Ю. Факторы успешного воспитания в современном обществе / М.Ю. Григорьева. – М.: Наука, 2020. – 214 с.
10. Джиоева, О.Ф. Особенности формирования подростков в социальной среде / О.Ф. Джиоева. – М.: Логос, 2015. – 396 с.
11. Зубова, О.Г. Прикладная социология: методология и методика: учебное пособие / О.Г. Зубова. – М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2020. – 194 с.
12. Литвак, Р.А. Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности / Р.А. Литвак. – М.: Логос, 2022. – 140 с.
13. Макаров, А.В. Изучение культурно-досуговой деятельности подростков // Уникальные исследования XXI века. – 2020. – № 11 (11). – С. 46-52.
14. Мурзина, О.Б. Формирование коммуникативных умений детей // Молодежь и социум. – 2020. – № 2 (14). – С. 111-114.
15. Парно, В.В. Основные формы по удовлетворению потребностей среди подростков // Sciences of Europe. – 2022. – № 2. – С. 19-21.
16. Пеньков, С.В. Влияние различных факторов на процесс воспитания / С.В. Пеньков. – М.: Наука, 2021. – 216 с.
17. Пеньков, С.В. Развитие общения среди подростков / С.В. Пеньков. – М.: Логос, 2020. – 347 с.
18. Пешков, В.А. Роль межличностных коммуникаций // Молодой ученый. – 2021. – № 21 (101). – С. 123-225.
19. Рослякова, С.В. Особенности коммуникаций / С.В. Рослякова. – М.: Наука, 2020. – 249 с.
20. Старченко, Д.В. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровье-сбережения и самореализации / Д.В. Старченко. – СПб.: Вита, 2020. – 315 с.
21. Сумарокова, В.С. Специфика коммуникационного развития среди подростков // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. – 2021. – С. 170-172.
22. Харьковская, Е.В. Социокультурная деятельность с людьми третьего возраста по преодолению социального отчуждения: региональный аспект // Интеграция образования. – 2020. –№ 2. – С. 188-197.