Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях развития правового государства, роль прокуратуры как высшего надзорного органа в системе органов обеспечения законности и правопорядка становится объектом все более глубокого исследования. В контексте Российской Федерации, генеральный прокурор, осуществляющий высшее руководство прокуратурой, обладает уникальным статусом, причины и особенности которого требуют систематического исследования.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания сущности и функций генерального прокурора, его роли в обеспечении законности и правопорядка в Российской Федерации. Данная тема приобретает особую актуальность в свете постоянных изменений в правовой системе и общественно-политической обстановке, которые вносят коррективы в деятельность прокурорского надзора.
Целью работы является систематизация и анализ административно-правового статуса генерального прокурора Российской Федерации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть процедуры назначения и освобождения от должности генерального прокурора в соответствии с законодательством России.
2. Изучить полномочия генерального прокурора, включая его роль в руководстве системой прокуратуры и ответственность за выполнение поставленных задач.
3. Анализировать роль генерального прокурора в представительской и организаторской деятельности, в том числе в координации работы правоохранительных органов и в участии в международном сотрудничестве.
4. Исследовать структуру и функции советников, старших помощников и помощников генерального прокурора.
Предметом исследования является административно-правовой статус генерального прокурора Российской Федерации. Объектом исследования выступают нормативно-правовые акты, определяющие порядок деятельности и полномочия генерального прокурора, а также практика их применения.
Для достижения поставленных целей и задач в работе будут использованы следующие методы и методология:
1. Нормативно-правовой метод: анализ законов, постановлений, и других нормативных актов, регулирующих статус генерального прокурора.
2. Сравнительно-правовой метод: сопоставление статуса генерального прокурора России с аналогичными положениями в других странах.
3. Историко-правовой метод: изучение эволюции статуса генерального прокурора в Российской Федерации.
4. Статистический метод: анализ статистических данных о деятельности прокуратуры и ее руководителя.
Использование вышеперечисленных методов позволит провести комплексное и глубокое исследование административно-правового статуса генерального прокурора Российской Федерации.
Глава 1. Правовое основание статуса генерального прокурора РФ
1.1 Назначение и освобождение от должности
Система назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации представляет собой сложный процесс, охватывающий не только законодательные нормы, но и политические аспекты. Регулируемый Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", этот процесс включает в себя ряд ключевых моментов, которые определяют порядок смены наивысшего представителя прокуратуры.
Статья 12 данного закона содержит важные положения, определяющие механизм назначения Генерального прокурора Российской Федерации. Согласно пункту 1 данной статьи, Генеральный прокурор назначается Президентом Российской Федерации после проведения консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Это взаимодействие между исполнительной и законодательной властями является ключевым моментом, который обеспечивает баланс интересов и обеспечивает независимость прокуратуры.
Однако, помимо формального процесса назначения, следует учитывать также и другие факторы, влияющие на решение о кандидатуре. Политическая конъюнктура, общественное мнение, профессиональные качества кандидата - все это играет свою роль в данном процессе. При этом важно сохранить баланс между независимостью прокуратуры и эффективным выполнением своих обязанностей в рамках закона.
Дополнительные требования к кандидатуре на должность Генерального прокурора устанавливаются пунктом 1.1 статьи 12, согласно которому назначаемый должен быть гражданином Российской Федерации не моложе 35 лет и соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством.
Процедура представления кандидатуры на должность Генерального прокурора описана в пункте 1.2 статьи 12, в соответствии с которым Президент Российской Федерации направляет представление в Совет Федерации с сопроводительными материалами.
Пункт 1.3 статьи 12 устанавливает обязанность Совета Федерации в течение недельного срока информировать президента о результатах рассмотрения представленной кандидатуры.
После прохождения процедуры назначения, Генеральный прокурор Российской Федерации принимает присягу, как определено пунктом 3 статьи 12. В этой присяге он обязуется при осуществлении своих полномочий свято соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, защищать права и свободы граждан, а также охранять интересы общества и государства.
Срок полномочий Генерального прокурора, согласно пункту 5 статьи 12, составляет пять лет. Пункт 5.1 вводит дополнение, согласно которому одно и то же лицо может быть назначено на должность неоднократно, и не устанавливается предельный возраст нахождения на службе.
Процесс освобождения Генерального прокурора Российской Федерации от должности представляет собой важный этап в управлении юридической системой страны. Согласно пункту 5.2 статьи 12 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1, этот шаг осуществляется Президентом Российской Федерации, что подчеркивает влияние высшего исполнительного органа на ключевые решения в сфере правосудия.
Информирование об изменениях в должности Генерального прокурора также подчеркивается важностью публичности и прозрачности в деятельности государственных органов. Согласно пункту 6 той же статьи 12, публикация о назначении или освобождении от должности должна производиться в печати. Этот аспект гарантирует, что общество и заинтересованные структуры получают надлежащую информацию о происходящих изменениях в органах прокуратуры.
Важным аспектом деятельности Генерального прокурора является ежегодная представление перед Федеральным Собранием и Президентом доклада о состоянии законности и правопорядка в стране (согласно пункту 7 статьи 12). Этот обязательный доклад подчеркивает принцип ответственности перед обществом и высшими органами власти, а также акцентирует внимание на важности поддержания законности в государстве.
1.2 Полномочия генерального прокурора
Статья 17 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представляет собой ключевой документ, детализирующий полномочия Генерального прокурора Российской Федерации в области руководства системой прокуратуры. Эта статья выступает важным ориентиром, определяя компетенцию и ответственность высшего представителя прокуратуры.
Генеральный прокурор в соответствии с данной статьей обладает обширными полномочиями, в том числе в области формирования стратегических направлений деятельности прокуратуры. Руководство системой прокуратуры подразумевает разработку общих принципов правопорядка, направленных на обеспечение законности в стране.
Также, согласно статье 17, Генеральный прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов и прав граждан и организаций. Это включает в себя контроль за деятельностью подчиненных прокуроров, что направлено на поддержание высокого стандарта правопорядка в различных регионах Российской Федерации.
Генеральный прокурор также играет важную роль в обеспечении согласованности и единства прокурорской деятельности на всей территории страны. Это включает в себя участие в разработке общих методологий работы прокуроров, а также обеспечение координации мероприятий по предотвращению и пресечению преступлений.
Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии со статьей 17 данного Федерального закона занимает высшую позицию в системе прокуратуры и обладает рядом ключевых полномочий:
• Руководство системой прокуратуры: Генеральный прокурор играет ведущую роль в управлении всей системой прокуратуры России.
• Издание нормативных актов: Он имеет право издавать обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции. Эти нормативные акты регулируют вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.
• Управление штатами и структурой: В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда Генеральный прокурор устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Он также определяет полномочия структурных подразделений и устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры.
• Назначение научных и образовательных кадров: Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей.
• Ответственность за выполнение задач: Он несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом.
Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации, а также о проделанной работе по их укреплению. Этот доклад обязан быть представлен лично на заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2023) "О прокуратуре Российской Федерации"
2. Алексеев С. С. Общая теория права : учебник. В 2 т. Т. 2. М., 1982.
3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации : учебник. М., 2003.
4. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник. М., 1993.
5. Березина Е.В., Евдокимов К.Н. Актуальные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 23-24.
6. Генеральный прокурор Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://council.gov.ru/services/reference/9484/ (Дата посещения: 05.03.2024)
7. Евдокимов К.Н., Таскаев Н.Н. К вопросу о совершенствовании Конституции РФ в контексте развития современного российского общества и деятельности органов прокуратуры // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы развития правового государства Иркутск, 2014. С. 85-90.
8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2002.
9. О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102014157 (Дата посещения: 05.03.2024)
10. Правовой статус Генерального прокурора Российской Федерации, порядок назначения на должность [Электронный ресурс] URL: https://studref.com/456184/pravo/pravovoy_status_generalnogo_prokurora_rossiyskoy_federatsii_poryadok_naznacheniya_dolzhnost (Дата посещения: 05.03.2024)
11. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 11 мая 2016 г. № 276 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации" | ГАРАНТ
12. Принципы организации и деятельности прокуратуры [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/2095946/page:2/ (Дата посещения: 05.03.2024)
13. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/1770947/page:2/ (Дата посещения: 05.03.2024)
14. Прокуратура РФ, состав, структура [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/8_175599_prokuratura-rf-sostav-struktura.html (Дата посещения: 05.03.2024)
15. Прокурорский надзор. [Электронный ресурс] URL: https://kartaslov.ru/книги/Алексей_Гатин_Прокурорский_надзор_Ответы_на_экзаменационные_билеты/6 (Дата посещения: 05.03.2024)
16. Система и структура прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/6707582/page:3/ (Дата посещения: 05.03.2024)
17. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997.
18. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие [Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Любушкина В.П.] / под редакцией А. В. Юрковского. Иркутск, 2014.