Фрагмент для ознакомления
2
Семья представляет собой небольшую группу людей, объединенных браком и/или кровными связями, которые проживают и ведут домашнее хозяйство вместе, имеют эмоциональные связи и взаимные обязанности друг перед другом.
Семья также является социальным институтом, то есть устойчивой формой взаимоотношений людей, в рамках которого осуществляется большая часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, рождение детей, первичная социализация детей, бытовой уход, образование, медицинское обслуживание и многое другое. Кроме того, семья является сильнейшим источником эмоциональной поддержки, принятия и рекреации [3, с.56].
При работе с семьей в качестве объекта социальной работы необходимо учитывать ее структуру, окружение, функционирование, традиции и обычаи.
Семья отражает все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в большей или меньшей степени применимы все виды технологий социальной работы.
На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 40 миллионов семей, включая около 10 миллионов молодых семей. Молодые семьи относятся к категории семей социального риска, так как они могут быть недостаточно обеспеченными, студенческими семьями, где на одного работающего приходится более одного иждивенца, семьями безработных и семьями военнослужащих срочной службы. Это означает, что они из-за объективных или субъективных причин находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в поддержке государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.
Особенностью таких семей является то, что в них наиболее остро выражены все проблемы, связанные с семьей в целом. В некотором смысле современные студенческие семьи не могут самостоятельно обеспечить себе и своим детям здоровый образ жизни [11, с.94]. Можно сказать, что комплекс проблем таких семей обусловлен вопросом о назначении семьи в современном мире. Семья возникла как основная форма жизни и объединяла в себе все основные функции для обслуживания человеческой деятельности.
Множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы: социально-экономические, социально-бытовые, социально-психологические, проблемы рождаемости и планирования семьи, проблемы стабильности семьи, проблемы семейного воспитания, специфические проблемы «группы риска».
Социально-экономические проблемы включают все, что связано с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (включая потребительский бюджет средней семьи), долей малообеспеченных семей и семей, живущих за чертой бедности, а также специфическими потребностями и требованиями молодых семей, а также государственной системой материальной помощи. Например, в 2001 году 27,6% населения России имело доходы ниже прожиточного минимума на душу населения. Особенно беспокоит то, что 58,4% семей, получивших пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, находились ниже прожиточного минимума, что относится в основном к молодым семьям [12, с.23]. Низкий уровень заработной платы, несоответствие ее потребностям по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни - все это приводит к широкому распространению бедности среди молодых семей. Таким образом, помощь людям с социально-экономическими проблемами продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Более эффективным может быть активный подход к этим людям, который включает решение социально-психологических задач одновременно с экономическими.
Социально-бытовые проблемы относятся к проблемам, связанным с обеспечением семей жильем, условиями проживания, потребительским бюджетом средней семьи, долей малообеспеченных семей и семей, живущих за чертой бедности, а также материальными трудностями молодых семей и государственной системой помощи малообеспеченным семьям [19, с.54].
Социально-психологические проблемы охватывают широкий спектр проблем: знакомство, выбор партнера для брака, адаптация брачной и семейной жизни, согласование семейных и родительских ролей, личной автономии и самоутверждения в семье. К ним относятся также проблемы совместимости супругов, семейных конфликтов, сплоченности семьи как небольшой группы, насилия в семье.
Анализ практики центров психолого-педагогической помощи населению показывает, что решение социально-психологических проблем осуществляется в двух основных направлениях: психолого-педагогическая и психотерапевтическая помощь, социально-правовая работа и социальная педагогика. Статистика говорит о преобладании консультаций по проблемам детско-родительских и супружеских отношений. Также высока доля обращений молодых семей. Это указывает на значимость социально-психологической работы с этой категорией семей.
Проблемы стабильности в современной семье являются одним из наиболее актуальных вопросов, требующих серьезного рассмотрения. В данной контексте важно обратить внимание на состояние и динамику разводов в семьях, анализировать социально-типологические аспекты данного явления, выявлять причины разводов, изучать ценности брака и уровень удовлетворенности браком как ключевой фактор стабильности семейного союза. Проблемы в этой области также связаны с анализом состояния и динамики факторов, влияющих на рождаемость, соответствующими социально-типологическими аспектами, а также с факторами планирования семьи.
Одним из явных проявлений нестабильности семейной жизни является рост числа разводов, особенно характерный для молодых семей. Уровень разводов достиг критически высоких значений: к 2001 году было зафиксировано 763,5 тыс. разводов, что значительно больше, чем в предыдущем году. Статистика свидетельствует о том, что на каждые три заключенных брака приходится в среднем два развода. Наиболее часто разводятся пары, пробывшие в браке до 4-5 лет, а пик разводов наблюдается в возрастной категории 25-29 лет. Существует модальный возраст разводов, который составляет 28,8 лет у мужчин и 27,8 лет у женщин. Следует обратить особое внимание на период «молодых браков» (до 4 лет), где возникают психологические трудности в роли мужа и жены, адаптации к семейной жизни, а также проблемы материнства и отцовства, что может привести к нарастанию напряженности в отношениях между супругами.
Для решения данных проблем требуется комплексный подход, основанный на психологической поддержке, развитии навыков коммуникации и совместной работы над укреплением семейных уз. Ответственный подход к вопросам семейной жизни и планирования семьи поможет справиться с вызовами нестабильности и создать прочные и устойчивые семейные отношения.
Убеждение в том, что простые экономические и юридические меры могут решить проблемы повышения рождаемости, заставляет властные структуры прибегать к массированным программам, вместо того чтобы изменить стратегию рождаемости. Это скорее деформирует сложившуюся демографическую структуру, чем решает проблему.
Проблемы воспитания в семье являются одной из ключевых областей, где рассматривается состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, роли родителей, положение детей в семье, условия успешного семейного воспитания. Эти вопросы неразрывно связаны с социально-психологическими аспектами и проблемами стабильности в семье.
Проблемы семей «группы риска» могут быть вызваны различными факторами - социально-экономическими, медико-санитарными, социально-демографическими, социально-психологическими или криминальными. Даже молодые семьи, попавшие в социальное или семейное затруднение, могут нуждаться в поддержке. Работающие проблемы, постоянные финансовые трудности могут значительно повлиять на психологическое благополучие членов семьи и стать источником асоциального поведения [20, с.93]. Проблемы в семье, такие как нарушения семейных отношений и патологизация брака, не зависят от социального статуса и могут проявляться как в обеспеченных, так и в неблагополучных семьях. Работа социальных служб важна на этапе кризиса в семье, однако предупреждение и профилактика семейных дисфункций в предкризисный период требует большего внимания.
Стабилизация отношений в семье должна стать одной из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. Как улучшаются социальные условия в стране, сфера семейной терапии и укрепления семейных отношений должна получить приоритетное внимание [21, с.65].
Таким образом, можно сделать вывод, что молодые супруги в начале семейной жизни часто сталкиваются с новыми ситуациями и вызовами, и часто приходится учиться на своих ошибках. Они строят свои отношения, опираясь на любовь, уважение и взаимопонимание, и их способность разрешать конфликты и находить решения для своих проблем напрямую влияет на будущее их семейной жизни и на общий социальный прогресс. Именно поэтому, качество семейных отношений и способность молодых семей преодолевать сложности составляют основу для здорового развития не только самих семей, но и общества в целом. От мудрости и толерантности, которые проявляют молодые супруги в начале своего семейного пути, зависит не только их личное счастье, но и благополучие общества в будущем.
1.2. Значение технологии социального проектирования в решении проблем конфликтного поведения, возникшего в молодой семье
Технология социального проектирования играет ключевую роль в современной социальной работе, особенно когда речь заходит о разрешении конфликтных ситуаций в молодых семьях. Подход, ориентированный на анализ и последующее преобразование социальных процессов, позволяет адресовать проблемы конфликтного поведения, обеспечивая структурированное и целенаправленное вмешательство. Важность данной технологии обусловлена ее способностью к адаптации под специфические условия и потребности конкретной семьи, обеспечивая таким образом создание устойчивых механизмов предотвращения конфликтов и способствуя гармонизации внутрисемейных отношений.
Технология социального проектирования — это комплексный подход, предполагающий целенаправленное и систематическое вмешательство в социальные процессы с целью их оптимизации и решения существующих проблем.
Технология социального проектирования включает анализ социальной ситуации, определение проблемных зон, разработку стратегии действий и реализацию проектов, направленных на улучшение качества жизни и взаимодействия внутри социальных групп или сообществ.
Применительно к молодым семьям, технология социального проектирования может выступать как эффективный инструмент для преодоления конфликтного поведения, которое часто возникает на фоне адаптации к совместной жизни, различий в воспитании и жизненных ценностях, а также внешних факторов, таких как финансовые трудности или проблемы с жильем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб., 2004. - 105 с.
2. Бахофен, И.Я. Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира в соответствии с ее религиозной и правовой природой. Т. 2 М.: Quadrivium, 2019. – 352 с.
3. Болдина, М.А. Информационно-просветительская деятельность специалиста по социальной работе с молодыми семьями в центрах планирования семьи // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. – № 11. – 356 с.
4. Вареца, Е.С., Скиба, Н.В. Природа и разрешение конфликтов в молодой семье // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. – №1. – С. 173-177.
5. Виленский, А.С. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. 2019. – № 12. – С.29-34.
6. Воронцова, М.В. Социальная защита и социальное обслуживание населения: учебник для среднего профессионального образования / М.В. Воронцова, В. Е. Макаров; под редакцией М. В. Воронцовой. М.: Юрайт, 2020. – 330 с.
7. Гаспарян, Ю.А. Семья на пороге ХХ1 века (социологические проблемы). СПб., 1999. – 183 с.
8. Гембаренко, В.П. Десять лет по пути становления и развития системы социальной защиты населения // Социальное обеспечение. – 2017. – №1. – С. 6-12.
9. Голубова, Т.Н., Махкамова, З.Р., Литвиненко, А.И. Феномен «чайлдфри» и проблемы рождаемости в современной России // ТМБВ. – 2019. – №4. – С. 19-23.
10. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / И. В. Гребенников. – М: Просвещение, 1991. - 275 с.
11. Григорьева, Н.С., Матвейчик, З. Я. Путеводитель для социального работника службы планирования семьи. М.: Альфа-Принт, 1996. – 154 с.
12. Дементьева, И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. / И.Ф. Дементьева. - М., 1991. – 52 с.
13. Дудкин, А.П. Нужны новые модели социальной работы // Социальное обеспечение. – 2016. – №1. – С.12-19.
14. Ермаков, С.П., Захарова, О.Д. Демографическое развитие России в первой половине XXI века: методические подходы и предварительные результаты прогноза / С.П. Ермаков, О.Д. Захарова. ИСПИ РАН. М., 2018. – 70 с.
15. Западкова, Н.Л. Качество жизни – основа социального благополучия семей // Социальная работа. 2017. – №5. – С. 3–8.
16. Ильинский, И.М. Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики // Молодежь и общество на рубеже веков. М.: Голос, 1999. – 258 с.
17. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. - 512 с.
18. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни» : кн. для учителя / С. В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1988. - 476 с.
19. Кострова, Ю. А. Молодая семья в контексте социальной политики трансформируемого социума // Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. № 4. – 45 с.
20. Лазарев, А.И., Блинков, Ю.А., Шульгина, Т.А. Молодая семья в современных социокультурных условиях. Курск, 2009. – 65 с.
21. Мачехина, О.В. Семья в современном мире // Воспитание школьников. 2003. – № 4. – 265 с.
22. Михайлова, О.А. Актуальные проблемы реализации программы государственной поддержки семей, имеющих детей // Молодой ученый. 2021. № 1. С. 95-98.
23. Олифирович, Н.И. Формирование готовности студенческой молодежи к семейной жизни: учеб.-метод. пособие / Н. И. Олифирович [и др.]. – Минск: БГПУ, 2008. – 348 с.
24. Основы социальной работы: учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. – Москва: Академия, 2004. – 166 с.
25. Павленок, П.Д., Куканова, Е.В. Основы социологии и политологии: учебник для среднего профессионального образования / Е. В. Куканова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2022. – 248 с.
26. Смирнов, С.В., Исаев, Н.И. Социальная политика: новый курс // Вопросы экономики. 2017. – №2. – С. 21-26.
27. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под ред. Ярской-Смирновой Е., Романова П. М: ИНИОНРАН, 2015. – 256 с.
28. Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг. М., 1996. – 156 с.
29. Теория социальной работы: учебник для магистров / Е.И. Холостова [и др.]; под общ. ред. Е. И. Холостовой, Е. Г. Студёновой. М.: «Дашков и К», 2018. – 474 с.
30. Ткаченко, В.Е. Организация социальной работы с многодетными семьями // Молодой ученый. – 2020. – № 30 (320). – С. 246-249.
31. Чернецкая, А.А. Технология социальной работы. Ростов н/Д., 2006. – 365 с.