Фрагмент для ознакомления
2
Социализация – это процесс и результат присвоения субъектом социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. Преобразование под влиянием обучения и воспитания психических функций, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения – всё это в совокупности является социализирующими сторонами процесса воспитания, которое обеспечивает ребёнку семья [12].
Развитие и воспитание личности являются ведущими аспектами социализации, в том числе, семейной. Первичная социализация личности ребенка в семейных условиях происходит в условиях постоянных социальных изменений в обществе. Появление современных устройств, предназначенных для облегчения и совершенствования жизни людей в различных сферах общества (медицине, образовании и др.) становится неотъемлемым атрибутом социализации субъекта, а значит объектом его развития, воспитания и личностного становления, но при всём этом, первичная социализация была и будет обеспечена каждому ребёнку, в том числе, школьнику, лишь в условиях семейного воспитания.
Под первичной социализацией понимают этап, на котором человек посредством подражания и игры приобретает базовые навыки, которые позволяют ему адаптироваться в социуме.
Первичная социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, которые складываются в различных социальных институтах общества на различных этапах жизнедеятельности человека. Начинается первичная социализация в семье с младенчества, продолжается в детстве и ранней юности для каждого субъекта.
В этом процессе каждый человек формирует образ самого себя и своё самосознание. Это проходит через его через социальный опыт. Именно семья на этапе первичной социализации оказывает огромное влияние на личность. Далее к этому процессу подключаются образовательные организации дошкольного воспитания, а после – группы сверстников. Эти процессы обеспечиваются через социальную идентификацию – через осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами первичной социализации продолжают выступать семья, ДОУ, школа, сверстники, СМИ.
Процесс первичной социализации обусловлен следующими социальными факторами:
-внутренняя структура и уклад семьи;
-социально-экономический статус семьи;
-семейные ценности;
-культурные традиции в семье.
Можно говорить о том, что первичная социализация – это процесс, в котором индивид начинает усваивать основные нормы, ценности и общепринятые правила поведения в своей первоначальной группе – семье. В процессе первичной социализации ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, развивает навыки коммуникации и усваивает культурные нормы своего общества. Первоначальная социализация чрезвычайно важна, поскольку именно посредством ее, субъекту передается культура общества, его нормы, ценности, обычаи и язык.
Любые социальные процессы оказывают существенное влияние на развитие личности и на уровень её социальной адаптации. Это говорит о том, что каждый человек является важнейшей составляющей социокультурной образовательной среды. в это же время, под влиянием продуктивной деятельности человека изменяется его окружающая среда, и создается социокультурная среда, которая соответствует определенному периоду в развитии общества.
Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны [9].
Формирование самостоятельной и ответственной личности сегодня является одной из главных задач как в семейной среде, так и в современной образовательной среде. К процессам социализации в современной среде сегодня можно отнести достаточно много воспитывающих, развивающих и обучающих аспектов. Любая социализация – это процесс интегрированный и предусматривает формирование у субъекта достаточно много факторов.
В частности, если рассматривать нормативно правовые аспекты процесса социализации, то в целом можно говорить о система базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, семья, здоровье, труд и творчество, традиционные религии России и др). Чтобы осуществить такой заказ общества, необходимо формировать у каждого ученика социально значимые качества, начиная с раннего детства.
Если говорить о первичной социализации школьника, здесь очевидно, что помимо влияния на него семьи, в этом процессе активное участие принимает и школа. Практически все нормативные документы, начиная с ФГОС, регламентируют сегодня обязательное взаимодействие семьи и школы. В нормативных документах рассматривается формирование личностных образовательных результатов, которые, с одной стороны, не могут быть обеспечены без влияния родителей и семей воспитанников, с другой стороны, не могут быть обеспечены без влияния образовательной организации.
Формирование личностных образовательных результатов субъекта позволяет сделать учение школьников осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями [12]. Личностные действия субъекта направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей.
Это позволяет школьнику ориентироваться в нравственных нормах и правилах, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении общества и социума. В целом можно говорить, что личностные образовательные результаты представляют собой готовность и способность школьников к саморазвитию и личностному самоопределению.
Личностные образовательные результаты дают возможность школьникам самостоятельно осуществлять собственную учебную деятельность, ставить необходимые учебные цели и искать необходимые средства для их достижения [7], но без влияния семьи эти процессы обеспечить качественно – невозможно. С позиций требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы, личностные результаты в условиях социализации субъекта должны отражать [5]:
-формирование дружелюбного отношения к ценностям иных культур;
-оптимизм и выраженную личностную позицию в восприятии иного мира;
-развитие национального самосознания;
- совершенствование и формирование коммуникативной компетенции;
- формирование способности и готовности школьника к саморазвитию, самообразованию и осознанному выбору;
- построение индивидуальной траектории образования на основе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
-освоение социальных норм, ролей и правил поведения в обществе с учетом региональных, социальных, этнокультурных, экономических и политических особенностей;
- формирование ценности безопасного и здоровье сохраняющего образа жизни и др.
Очевидно, что без семьи и семейного воспитания достичь этих результатов будет проблематично. От формирования личностного образовательного результата зависит достаточно многое, в том числе и социально значимые качества личности школьника.
1.2. Роль семьи в первичной социализации школьников
Совместная с родителями деятельность дает ребёнку ощущение защищённости, стабильности, чувство безопасности и способствует развитию его познавательной и творческой активности. Роль семьи при обучении и воспитании школьников чрезвычайно велика. Вопросы детского обучения и развития ребёнка в этом процессе исследовали педагоги и психологи Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.
В своих работах они указывали на необходимость развития каждого ребёнка в учебно – воспитательном процессе, и какую роль при этом могут играть родители детей. Проблемой организации взаимодействия педагогов и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова и др. [14].
В своих работах учёные и исследователи предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества образовательной организации и семьи, с целью первичной социализации детей. Сегодня это предполагает интерактивные формы работы педагога с семьёй. Грамотное взаимодействие образовательной организации с семьей всегда положительно влияло на воспитание и развитие детей школьного возраста.
Наиболее ярко все процессы социализации, в том числе, первичной, происходят в творческой деятельности ребёнка, которая позволяет ему более полно выразить свой внутренний мир. На все эти процессы воспитания и развития школьника, прежде всего, влияет его семья. В этих вопросах семья и школа имеют единообразные цели и задачи воспитания и развития детей. И если при воспитании взрослых школьников эти вопросы не всегда однозначны и единообразны, то при воспитании детей младшего школьного возраста, разночтений быть не может.
Основной путь развития любых способностей у школьников заключаются в создании взрослыми доступных детям постановке задач. Любые задания, которые используют взрослые при воспитании и развитии ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, и создавать что-то новое. При этом самым важным для ребёнка всегда является поддержка взрослого.
Продуктивные и творческие задачи, поставленные педагогом перед ребёнком, нацеливают его на самовыражение и полное раскрытие его возможностей и способностей. Развитие способностей детей школьного возраста происходит в процессе воспитания установок на развитие и формирование у них способов и приемов учебной деятельности и при возможности самостоятельного творческого поиска.
Именно семья может оказать необходимую поддержку ребёнку в процессе его развития и социализации. В целом, речь может идти о формировании у детей соответствующих семейных и общечеловеческих ценностей, которые позволят ученику стать успешным и уверенным в себе. Проблема развития семейных ценностей у подрастающего поколения всегда была актуальна. Под семейными ценностями понимают взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных особенностей в малой социальной группе, основанной на браке и кровном родстве. В браке, два образца ценностей приобретают единый характер в зависимости от их социально-исторического значения для общества.
Современные исследователи большое внимание уделяют взаимодействию школьного учреждения и семьи. Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования [22]. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно и основной ее механизм – воспитание.
По мнению исследователей И.В. Гребенникова, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухиной и др., семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни ребёнка. С семьёй прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Они считают, что процесс социализации детей начинается на этапе раннего детства в семье. В обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации детей [10].
Пути повышения педагогической культуры родителей обстоятельно изучали ученные И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, Е.И. Наседкина, Р.К. Сережникова и др. Семья и школьные организации - два важных института социализации детей. Их воспитательные и образовательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их постоянное взаимодействие. В основе взаимодействия школы и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений [14].
Семейные ценности – это предпочитаемая обществом совокупность представлений о семье и влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. К семейным ценностям относят следующие ценности:
-верность;
-общие семейные цели;
-уважение друг к другу;
-любовь и доверительные отношения;
-умение прощать и просить прощения;
-поддержка друг друга в любых обстоятельствах;
-забота и взаимопомощь;
-воспитание детей в любви;
-уважение к чужому труду и др.
Сложно конкретно определить, какие семейные ценности самые важные и лучшие. В каждой семье на этот счёт имеются свои приоритеты. Очевидно лишь, что для каждого ребёнка это имеет первостепенное значение.
Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Вопросы нравственности и ценностей, в том числе, и семейных, рассматривали Ю.Б. Алиев, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Л.Н. Столович, В.А. Сухомлинский и др.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст] / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
2. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 160 с.
3. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст] / М.В. Битянова // Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
4. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст] / М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2019. - №8. - С.21-28.
5. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 06.03.2024).
6. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
7. Гайдарова, Л.И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
8. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
9. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях / А.А. Долженко, Н.В. Чепыжная, Н.В. Родионова. – Текст: электронный. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 06.03.2024).
10. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 06.03.2024).
11. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
12. Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 06.03.2024).
13. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
14. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок». - 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 06.03.2024).
15. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
16. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 06.03.2024).
17. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2010. - С. 81-89.
18. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
19. Симонова, Т.Р. Идеи E.H. Водовозовой в современном воспитательном процессе [Текст] / Т.Р. Симонова // Начальная школа плюс До и После. -2010,- №6. - С. 52-54.
20. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин. - Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования // В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - 10-е изд., перераб. - Москва: «Академия», 2011. -608 с.
31. Трушина, Н.Н. Особенности развития доверия в педагогическом общении. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-doveriya-v-pedagogicheskom-obschenii (дата обращения: 06.03.2024).
22. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
23. Хохлова, Е.В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е. В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения: 06.03.2024).
24. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст]/ М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2014. - 272 с.
25. Якиманская, И.С. Технология личностно – ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. - Москва: Сентябрь, Отв. ред. М.А. Ушакова, 2000,- 176 с.