Фрагмент для ознакомления
2
Быстрота включает в себя способность выполнять двигательные действия в кратчайшие сроки и имеет несколько проявлений: скорость реакции на раздражители, предельная скорость отдельного движения и частота повторяемых движений.
Синхронность характеризуется способностью рук выполнять движения с одинаковой скоростью и в одном направлении, обеспечивая при этом точность движений.
Выносливость определяется способностью выполнять интенсивную физическую работу в течение продолжительного времени, преодолевая утомление, которое может возникнуть в процессе деятельности.
Точность заключается в правильном выполнении движений без ошибок.
Значение развития мелкой моторики для ребенка трудно переоценить, поскольку она играет ключевую роль в его общем развитии и успешной адаптации к школьной и повседневной жизни. Для формирования важнейших психических функций – мышления, памяти, внимания – необходима мелкая моторика. Она является комплексом согласованных действий, помогающих выполнять мелкие манипуляции с помощью пальцев [2].
Мелкая моторика рук представляет собой сложный процесс, вовлекающий сразу несколько систем организма: нервную, костную, мышечную и зрительную. Этот тип движений варьируется от широких жестов всей кисти до тонких манипуляций пальцев.
Развитие ручной моторики у детей имеет значительное значение для их общего развития. Этот процесс способствует улучшению навыков речи, формированию концентрации внимания и правильному распределению эмоционального состояния. Кроме того, развитие моторики рук подготавливает детей к успешному участию в образовательных занятиях, включая школьное обучение.
Навыки, приобретенные через развитие ручной моторики, упрощают процесс освоения чтения, письма, запоминания и передачи учебного материала. Стимуляция мелкой моторики активизирует соседние речевой и моторный центры, что приводит к формированию навыков, влияющих на почерк, речь и скорость реакции ребенка. Уровень развития мелкой моторики свидетельствует о его психическом зрелости и готовности к успешному обучению в школе.
Развитие мелкой моторики способствует активному креативному развитию ребенка, поскольку эти навыки обеспечивают фундамент для творческого процесса.
Научные исследования показывают, что двигательные активности пальцев рук влияют на формирование речевых зон в мозге и благотворно воздействуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные манипуляции с пальцами и игры, направленные на развитие мелкой моторики, стимулируют процессы речевого и когнитивного развития малыша.
Развитие мелкой моторики у детей коррелирует с развитием речи. Вначале дети осваивают точные движения пальцев, затем переходят к формированию звуков и слов. Это связано с тем, что два ключевых центра в мозге – моторный и речевой – взаимосвязаны. Стимуляция первого центра способствует активизации второго [9].
Нормальное развитие речи ребенка самым тесным образом связано с развитием движений пальцев рук. Учеными доказано, что с анатомической точки зрения, около одной трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Именно поэтому, для того чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Начинать активную тренировку пальцев ребенка педагоги и психологи рекомендуют уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Рекомендуется начинать развитие ручной моторики у детей на ранних стадиях их развития. Помимо прочего, такие занятия способствуют укреплению эмоциональной связи между родителями и детьми, поскольку они предполагают активное взаимодействие и общение [1].
1.2. Особенности развития мелкой моторики у младших школьников с умственной отсталостью
Умственной отсталостью называют группу состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта. У больных отмечается нарушение когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Люди с умственной отсталостью могут испытывать трудности в усвоении новой информации, принятии решений, решении повседневных задач и взаимодействии с окружающим миром
Умственная отсталость может быть различной степени тяжести, начиная от легкой до глубокой или тяжелой. Она может быть вызвана различными факторами, такими как генетические аномалии, хромосомные нарушения, неврологические или метаболические заболевания, а также неблагоприятные условия внутриутробного развития или в раннем детстве.
Умственная отсталость влияет на различные аспекты жизни человека, включая образование, трудоустройство, социальные отношения и самоопределение. Люди с умственной отсталостью могут нуждаться в особых условиях обучения, поддержке специалистов и индивидуальном подходе к их потребностям.
Формирование мелкой моторики оказывает влияние не только на учебные процессы, но также на адаптацию в повседневной жизни и социальную адаптацию. В связи с этим, крайне важно разбираться в ключевых особенностях развития как общей, так и мелкой моторики у учеников с умственной отсталостью.
Помимо характерных черт, таких как отставание в развитии и снижение умственных способностей, дети с умственной отсталостью также сталкиваются с расстройствами в различных сферах психики: моторики, восприятия, внимания, памяти, речи, мышления и эмоциональных реакций.
Дефицит моторики у детей с нарушением когнитивных способностей проявляется через нарушения и ослабление статических и динамических функций, снижение координации, точности и скорости произвольных движений. Их движения замедлены, неуклюжи, проявляется неспособность к бегу и прыжкам. Моторные проблемы у различных подгрупп таких детей имеют разнообразные проявления. У детей с олигофренией тормозного типа наблюдается недостаточное разнообразие движений, резкая замедленность их темпа, вялость, неуклюжесть и угловатость. У глубоко отсталых детей, склонных к возбуждению, наоборот, отмечается избыточная подвижность, но их движения неорганизованны и беспорядочны, им трудно совершать последовательные, координированные действия, часто такой ребенок нуждается в посторонней помощи для выполнения даже базовых задач самообслуживания [12].
Уникальные особенности моторики у учеников с умственной отсталостью требуют использования специальных методов для развития основных моторных навыков во время коррекционно-развивающей работы. Поэтому первоочередной шаг - изучение индивидуальных особенностей студента, а затем работа над формированием их двигательных способностей. Недостаточная активность нижних уровней мозга, с клиническими проявлениями моторной неэффективности, становится явной на фоне характерных характеристик коркового уровня организации движений. Эти особенности отражаются в общей и мелкой моторике и препятствуют нормальному функционированию подкорково-спинальных автоматизмов. Это выражается в нарушении регуляции мышечного тонуса с возможным повышением или понижением тонических рефлексов, что приводит к неспособности удерживать конечности в определенном положении, а также в ограниченной пластичности движений при перемещении в пространстве.
При умственной отсталости проявляются спастичность мышц, нарушения координации и ловкости, что приводит к замедленным реакциям и затрудняет естественное развитие движений. Несмотря на это, сохраняются шейные тонические рефлексы, которые ограничивают свободу движений, нарушают согласованность и взаимодействие мышц.
В развитии мелкой моторики наблюдаются особенности, обеспечивающие выполнение точных и дифференцированных движений. Однако отсутствует навык захвата предметов, функция пальцев ослаблена, а силовой захват большого пальца не сформирован. Эти отклонения в моторной сфере сильно затрудняют учебный процесс, влияя на усвоение навыков письма, рисования и мелкого ручного труда.
У умственно отсталых детей наблюдаются значительные аномалии в развитии моторики, особенно в мелкой моторике пальцев рук. Движения у таких младших школьников неуклюжи, несогласованы и замедлены.
Формирование мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллектуального развития представляет собой процесс, в котором большинство детей сталкиваются с трудностями в области письма и рисования, что негативно сказывается на развитии навыков трудовой деятельности.
У детей с умственной отсталостью часто отсутствует определенность в выборе ведущей руки, а также отсутствует координация действий обеих рук. Большинству учащихся с умственной отсталостью с трудом удается сформировать правильную технику письма, что обусловлено моторными нарушениями или проблемами с пространственным восприятием. Характерными чертами для этих детей являются слабое нажимание карандаша или ручки на бумагу, нечеткое проведение линий (волнистых, прямых, ломаных), а также смещение центра листа. Нарушения в мелкой моторике препятствуют точности, силе и координации движений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е. Ф. Для чего нужна пальцевая гимнастика ребенку? // СДО. – 2016. – №10 (72). – С. 46-53.
2. Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо моторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцикина. – М.: Логопед, 2005. – № 3. – С. 84-94.
3. Егорова, Н. Л., Вехова Т. А. Формирование мелкой моторики у умственно отсталых младших школьников во внеклассных формах работы // Вестник Курганского государственного университета. – 2008. – №1 (11). – С. 57-59.
4. Ермаков, С. С. Система работы по развитию мелкой моторики кисти и пальцев рук у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Вестник науки и образования. – 2020. – №3-1 (81). – С. 68-73.
5. Зориева, Д. А. Приоритетное направление работы с детьми с осложненными формами олигофрении: коррекция мелкой моторики // Проблемы педагогики. – 2022. – №1 (59). – С. 53-59.
6. Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду: уч.- метод. пос. в 2-х ч.: ч.1. / под ред. Е. Е. Аюповой. – Пермь: ПКИПКРО, 2010. – С. 96.
7. Камышникова, А. И. Особенности развития мелкой моторики у младших школьников с умственной отсталостью / А. И. Камышникова // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 5(44). – С. 925-930.
8. Кудрявцев, В. А., Тарасова, В. С. Организация внеурочной деятельности как фактор формирования социальных навыков умственно отсталых младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №75-3. – С. 240-244.
9. Лахина, Н. А. Теоретические основы развития мелкой моторики руки младших школьников / Н. А. Лахина, Л. Х. Аблямитова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2019. – № 1(26). – С. 34-36.
10. Османова, Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. – СПб.: КАРО, 2014. – С. 160.
11. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – С.160.
12. Разинова, Н. И. Развитие мелкой моторики руки у младших школьников / Н. И. Разинова // Вестник научных конференций. – 2021. – № 11-4(75). – С. 112-113.
13. Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко. – М.: ЭКСМО, 2010. – С. 48.