Фрагмент для ознакомления
2
Аналитическое описание является научно-достоверным воссозданием внешних признаков различных исторических объектов. Так, данный прием можно использовать при описании Битвы под Москвой, совмещая при этом метод сообщения. Учащийся описывает положение советских войск под Москвой, оценивает положение сил на фронте, и дальнейшие события в ходе операции [12, с. 94].
Прием «объяснение» необходим для раскрытия внутренних связей изучаемого объекта, для выявления причинно-следственных связей, сущности и последствий событий. Данный прием является одним из основных при изучении темы первого периода Великой Отечественной войны, так как необходимо четко прослеживать каковы причины самой войны, каковы причины поражений Красной Армии в начале войны, каким образом немцы добрались до Москвы и как советские войска смогли отбросить фашистских захватчиков от столицы Советского Союза и т. д. [12, с. 95]
Прием «рассуждение» включает в себя постановку проблемного вопроса и поиск учащимися ответа на него с необходимыми для этого обоснованиями. Одним из проблемных вопросов по данной теме является причина поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны, и данный вопрос можно задать учащимся после изучения темы первого периода войны, где с помощью полученных знаний ученики смогут ответить на данный вопрос и обосновать свои положения [13, с. 101].
Прием «доказательство» используется для обоснования, высказанного учителем или учащимися суждения при помощи исторических фактов и логических доводов. Данный прием связан с приемом рассуждения, где учащиеся для отстаивания своей точки зрения используют как раз приемы доказательства. Задание по данной теме, для активизации данного приема можно сформулировать так: «Докажите, что Советский Союз активно готовился к назревающей войне с фашистской Германией». Прием характеристика включает в себя перечисление внешних или внутренних признаков исторических объектов. Данный прием задействуется при задании для учащихся охарактеризовать, например, положение советских войск у Сталинграда в начале ноября 1942 года.
Прием «историческая оценка» необходим при определении места изучаемого исторического объекта в истории. Данный прием активизируется во время задания учащимся оценить степень готовности Советского Союза к Великой Отечественной войны [12, с. 98].
Прием «дискуссия» является активным диалогом сторон по отстаиванию своей точки зрения на поставленные на уроке проблемы. Дискуссия позволяет ученикам закреплять свои знания, развивает умение отстаивать свою точку зрения, умение слушать и слышать другого, умения критического анализа и т. д. Прием дискуссии можно использовать, например, в конце урока при постановке вопроса о причинах поражений Красной Армии летом-осенью 1941 года, где учащиеся используют и закрепляют полученные в ходе занятия знания и развивают важнейшие умения, связанные с коммуникацией [12, с.99].
Наглядный метод обучения основан на зрительном восприятии учащимися учебного материала. Данный метод позволяет создавать у учащихся зрительный образ происходивших событий, что позволяет лучше закреплять изученный материал. Наглядный метод развивает у учеников умение визуального восприятия исторической информации из соответствующих источников, что позволяет учащимся искать и анализировать информацию из наглядного учебного материала. Данный метод включает в себя приемы работы с изобразительной наглядностью и приемы работы с условно-графической наглядностью [30].
Работа с изобразительной наглядностью предполагает работу с учебными картинами, которые усиливают восприятие исторического материала, создавая зримый образ у учащихся о исторических фактах или явлениях. Период Великой Отечественной войны богат фотографиями и хроникой, которые важны для воссоздания действительного облика солдат, мест битв, а кинохроника позволяет воочию увидеть события данного периода. Также данный прием можно использовать при работе с историческими карикатурами (Окна ТАСС, работы Кукрыниксов, Б. Ефимова и др.), в ходе которого учащиеся научатся распознавать по изображениям те или иные события. Карикатура отображает в себе образную характеристику исторического события или персонажа, создает аллюзию, которую необходимо разгадать ученикам, что сильно повышает эффективность учебного занятия [24, с. 88].
Использование изобразительной наглядности на уроке повышает мотивацию обучающихся, позволяет разрабатывать интересные задания, которые положительно сказываются на учебном процессе, а в дальнейшем и на качестве знаний обучающихся и развитии их навыков [2, с. 53].
Работа с условно-графической наглядностью обычно представлена в форме работы с картой, и изучение Первого периода Великой Отечественной войны невозможно без использования разнообразных карт. Работа с картами необходима для более глубокого раскрытия учебного историко-географического содержания, а также развития картографических умений и развития историко-географических знаний учащихся.
Особую важность использованию карт придает тот факт, что в Едином Государственном Экзамене особое место уделяется проверке умений учащихся по работе с картами, что направляет учителя к активному использованию картографических материалов в преподавании.
Выводы по Главе 1
Великая Отечественная война – это одно из самых важных событий в истории нашей страны и всего мира. Подвиги, боевые и трудовые заслуги, многочисленные жертвы наших предков никогда и ни при каких условиях не будут забыты нами.
История войны – важный материал для воспитания патриотизма, гражданской, культурной, этнонациональной самоидентичности. Постоянное развитие методики преподавания истории вместе с развитием высоких технологий позволяют наиболее интересно и эффективно преподавать такую важнейшую тему, как период Великой Отечественной войны. И современный педагог обязан использовать самые инновационные технологии, подходы, методы и приемы в своей работе для постоянного улучшения качества российского образования.
Глава 2. Разработка методических материалов с использованием современных подходов к осознанию Великой Отечественной войны
2.1. Исследование опыта использования современных подходов к осмыслению Великой Отечественной войны
Некоторые образовательные организации испытывают сложности с применением современных подходов к осмыслению Великой Отечественной войны. Реформы системы образования направлены на решение этих вопросов. Все это нужно не только для разработки, продвижения, поиска и исследования, но и для фиксации и документирования, сохранения статей и результатов исследования и решения еще многих задач.
Обучающиеся занимаются оцифровкой документов. Они создают мультимедийные проекты и сайты, чтобы представить музеи онлайн, поддерживают связь с экспертами и руководителями музейных площадок в разных городах и регионах. Благодаря этому, обучающиеся получают новые знания и опыт в области культуры и истории, а также развивают свои навыки работы с информационными технологиями.
Интеграция современных технологий в деятельность школьных музеев предоставляет множество возможностей для всестороннего развития учащихся, расширяет их кругозор и укрепляет навыки мышления. Такая ориентированность на инновации не только решает педагогические и образовательные задачи, но и пробуждает интерес к культуре и истории, а также развивает навыки работы с информационными технологиями.
Приведем в качестве примера портал школьного музея «Истоки» в гимназии в Новозыбкове (Брянская область), который выполняет несколько важных функций. Во-первых, он помогает улучшить имидж музея в образовательном информационном пространстве. Другими словами, сайт помогает привлечь к музею и его деятельности более широкую аудиторию, включая студентов, родителей и другие заинтересованные стороны48. Во-вторых, портал обеспечивает широкий доступ к выставкам музея
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуразакова, С. М. Победа советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) и попытки ее фальсификации // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6. С. 5-16.
2. Актуальные проблемы преподавания истории в общеобразовательных организациях различных типов. Коллективная монография Ч. 3 / Отв. Ред. д-р ист. Наук. Проф., заслуженный деятель науки ХМАО-Югры Л. В. Алексеева. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт гос. ун-та, 2016. – 196 с.
3. Алексашкина Л.Н. Преподавание истории в школе: От педагогического проекта к практике. М. Русское слово 2018. – 271 с.
4. Барабанов В. В., Лазукова Н. Н. Методика обучения истории: учебник для студ. Учреждений высш. образования / под. ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 428 с.
5. Башлаков А.А. Патриотизм – один из решающих факторов Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов // Народ и армия в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: матер. Всероссийской научной конф. (27 мая 2009 г. Москва). – М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2009. - С. 27-34.
6. Беспалов В.В. Правда и вымыслы о победе советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945) // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 1. С. 23-34.
7. Быков А.К. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: исторические и культурологические аспекты воздействия на социализацию детей и молодежи // Мир образования - образование в мире. – 2015. - №1. – С. 6-10.
8. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1968. – 200 с.
9. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история. - М.: Воениздат, 1984. – 560 с.
10. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: пособие для учителя. М., Просвещение, 2006. – 170 с.
11. Гареев, М. Великая Победа и современные интересы международной безопасности // Военно- исторический журнал. – 2014. – № 9. – С. 30-34
12. Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в школе. – М.: Просвещение, 1971. – 239 с.
13. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
14. Дорофеев, Н. История – это опыт пережитого // Российская Федерация сегодня. – 2013. – № 11. – С. 58-59.
15. История России. Начало ХX - начало ХXI века. 10 класс : базовый уровень: учебник / А. В. Шубин, М. Ю. Мягков, Ю. А. Никифоров |и др.]; под общ. ред. В. Р. Мединского. - Москва: Просвещение, 2021. - 431, [1] с.: ил., карты. ISBN 978-5- 5-09-081271-9.
16. Капранова В. А. Технология проектного обучения в современном образовательном контексте. № 2. С. 31–33.
17. Кимеева Т. И. Методика атрибуции музейных предметов и возможности внутримузейной трансляции ее результатов // Вестник КемГУКИ. 2019. № 48. С. 135-136.
18. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы. URL:https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/dow nload/3243/ (дата обращения 14.04.2024)
19. Короткова М. В. Методика обучения истории: от классики к инноватике: учебник. М.: МПГУ, 2020. 248 с.
20. Короткова М. В. Методические подходы к использованию документов в теории и практике обучения истории // Преподавание истории в школе. - – 2021. №4 – С. 10-18
21. Ложкина Ф.Д. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности / Ф.Д. Ложкина // Научная электронная библиотека LIBRARY.RU: [сайт]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48436034 (Дата обращения: 11.04.2024)
22. Мартиросян В. А. Исторические персоналии на уроках истории: необходимость изучения, методика и значение // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс". – 2020. – С. 97–100
23. Маслова Н. Н., И. А. Нидерман. Исторические источники в учебном процессе: методический аспект // Преподавание истории в школе. – 2021. №4 – С. 10-18
24. Микитенко С. А. Методика применения интерактивных аудиовизуальных средств обучения // Методы использования интерактивных аудиовизуальных учебных пособий. Нижний Новгород, 2016. 116 с.
25. Музей Отваги: музейный историко-краеведческий комплекс: [сайт]. URL: https://museumotvagi.ucoz.ru/publ/12-1-0-19 (Дата обращения: 13.04.2024)
26. Потягов А.В. Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив [Текст] / А.В. Потягов/ Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив./ В.Ю Мехонович. М. 2012. С.141-143.
27. Потягов, А.В. Школьный музей в 21 в.: стратегии и практики первого десятилетия [Текст] / /А.В.Потягов/ Школьный музей в 21 в.: стратегии и практики первого десятилетия./ Под общ.ред. А.В.Потягова. Я.: «Ярославский педагогический вестник, №3, т.1 (Гуманитарные науки)», 2011. С. 1 – 5.
28. Современный школьный музей: деятельность, проблемы, перспективы развития. Методическое пособие по историко-краеведческому направлению патриотического воспитания учащихся в рамках реализации городского проекта «Моя малая Родина – Тольятти»/ Сост. Н. М. Ланкова, Ж. Н. Горяинова. Тольятти: [б. и., б. г.] с. 56 Учительский портал [Электронный ресурс] // URL:https://www.uchportal.ru/publ/30-1-0- 9047?ysclid=lpptntqz8n862804039 (Дата обращения: 13.04.2024)
29. Сорокин А.А., Калабухова Г.В., Сергеева О.А. Новые информационные технологии на уроках истории: Опыт использования платформы «Московская электронная школа» // Преподавание истории в школе. 2018. №1. С. 3 – 8.
30. Шевченко Н.И Современный урок: изменение целей и структуры // https://infourok.ru/sovremenniy-urok-kakim-emu-bit-kurs-docenta-gaou-vo-mgpu-nishevchenko-2780019.html?ysclid=lppnusxc27687375854 (Дата обращения: 13.04.2024)