Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Правовое регулирование в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) отношений, связанных с пере-возкой грузов, существенно отличается от регулирования других видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что законодатель посвятил только четырнадцать статей положениям, касающимся таких сложных обязательств, как транспорт (для сравнения, глава 30 ГК РФ о купле-продаже насчитывает более ста статей).
Это связано с тем, что отношения между отправителями, перевозчиками и получателями традиционно подробно регулируются транспортными законами и кодексами. Что касается кодифицированных актов гражданского состояния, то они традиционно содержат только отдельные основные положения, определяющие правовую систему перевозки грузов, пассажиров и багажа, а в остальном относятся к транспортным законам и кодексам.
В соответствии с Конституцией РФ и ГК РФ все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Сейчас в Российской Федерации действуют следующие транс-портные уставы и кодексы: Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 № 81-ФЗ; Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транс-порта»; Кодекс внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 № 24-ФЗ; Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ; Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 № 60-ФЗ.
Итак, перевозка грузов осуществляется на основании договора пере-возки. Кодекс расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки. Об этом свидетельствует правило, согласно которому условия перевозки определенных видов транспорта и ответственность сторон за эти перевозки определяются их соглашением, если иное не предусмотрено транспортными законами и кодексами, иными законами и нормативными актами, изданными в соответствии с ними (пункт 2 статьи 784 ГК РФ).
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия наступления ответственности перевозчика за нарушение обязательств перевозки грузов.
Объектом исследования являются особенности наступления ответственности перевозчика за нарушение обязательств перевозки грузов.
Предметом исследования является ответственность перевозчика за нарушение обязательств перевозки грузов.
Цель исследования: выявить эффективные условия для наступления ответственности перевозчика за нарушение обязательств перевозки грузов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие договора перевозки грузов.
2. Описать ответственность по договору перевозки грузов.
3. Детально проанализировать ответственность перевозчика за нарушение обязательств, связанных с перевозкой груза.
4. Дать оценку особенностям ответственности перевозчика за нарушение обязательств по железнодорожной перевозке грузов.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
Понятие договора перевозки грузов
Согласно договору перевозки, транспортная организация (перевоз-чик) обязуется доставить в пункт назначения вверенный ей Грузоотправителем груз и передать его лицу, имеющему право на получение товара (получателю), а грузоотправитель обязуется уплатить фиксированную плату за перевозку.
Договор о грузовых перевозках является одним из наиболее важных экономических соглашений. Это обеспечивает связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. Сторонами договора о перевозке грузов являются транспортные организации, то есть перевозчик и отправитель.
Перевозчик и грузоотправитель имеют права и обязанности по договору, что означает, что договор перевозки является двусторонним. Договор перевозки является действительным, поскольку считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организацией и отметки в транс-портном документе, составленном перевозчиком. Договор заключается между перевозчиком и отправителем. Однако в договоре перевозки участвует третье лицо [12].
В договоре перевозки третье лицо имеет как права, так и обязанности. Например, такие, как: принять груз, потребовать составления актов, своевременно вывезти товар, даже если третье лицо - грузополучатель - не имеет никакого отношения к заключению договора перевозки. Его обязанности вытекают из его отношений с грузоотправителем. Виды договора перевозки зависят от вида транспорта, осуществляющего перевозку. Существует железнодорожный, морской, речной, воздушный и автомобильный транспорт. Перевозчиками являются юридические лица: железнодорожные администрации, морское и речное судоходство, автомобильные компании и т.д. Каждый вид транспорта регулируется специальными правилами. Перевозка оформляется на коносаменте. Он содержит все основные условия договора и по сути является формой договора перевозки (в случае морского фрахта перевозка оформляется коносаментом).
Отправитель заполняет счет-фактуру и передает его перевозчику вместе с грузом. Для перевозки грузов автомобильным транспортом выдается коносамент в четырех экземплярах. Поскольку это не только транспортный документ, но и одновременно расчетный документ на стоимость товаров отправителя и получателя. Отправитель несет ответственность за неточную и неполную информацию, указанную в коносаменте. Согласно договору перевозки, перевозчик обязан доставить переданный ему товар в целости и сохранности в пункт назначения и передать его лицу, уполномоченному на получение.
Если товар был утерян, поврежден или поврежден по вине перевозчика, Перевозчик обязан возместить убытки, понесенные Отправителем или получателем. В случае утери или отсутствия груза перевозчик выплачивает получателю стоимость утерянного или пропавшего груза. Перевоз-чик обязан доставить груз в срок. Время доставки зависит от вида транс-порта и расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения. Перевозчик оплачивает штраф за несвоевременную доставку груза. При получении товара получатель обязан проверить сохранность поступающего товара. Если получатель обнаруживает отклонения от правовых норм, он должен запросить составление коммерческого акта. Это является основанием для ответственности перевозчика, отправителя и получателя [15].
Устав железных дорог предусматривает обстоятельства, которые должны быть подтверждены коммерческим свидетельством: а) несоответствие наименования, веса или количества грузовых мест данным в транс-портном документе; б) повреждение и порча грузов и багажа и другие случаи.
Перевозке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки. Основная задача такой координации - максимально рациональное и экономичное использование транспортных средств, отвечающих потребностям рынка.
В те времена, когда в регулировании экономики преобладали административные принципы, подавляющее большинство перевозок планировалось централизованно. По этой причине разделы, касающиеся планирования дорожного движения, были включены во все уставы и кодексы дорожного движения. В настоящее время транспортное планирование, как правило, носит технический и экономический характер. Как правило, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Заключение договора перевозки грузов требует организационных предпосылок. Они воплощаются в ответных мерах сторон обязательства по перевозке: перевозчик должен предоставить транспортные средства, подходящие для погрузки, а отправитель должен представить товар для перевозки. Требования к заключению договора перевозки сегодня могут принимать правовые формы:
а) заявки (заказы) на железнодорожный, речной, автомобильный и воздушный транспорт;
б) соглашения об организации перевозок (ежегодных, навигационных и т.д.) для всех видов транспорта;
в) административные и плановые меры в особых случаях. Кроме то-го, иногда все организационные условия для заключения договора пере-возки просто содержатся в самом договоре перевозки, который является взаимоприемлемым.
Перевозчик обязан доставить транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправителем, в указанное время и в определенном месте. В соответствии со статьей 791 ГК РФ перевозчик обязан предоставить грузоотправителю подходящие транспортные средства в состоянии, подходящем для перевозки соответствующих грузов. Исправность и при-годность транспортных средств должны быть техническими и коммерческими, а также обеспечивать безопасность груза во время транспортировки.
Для морских перевозок большое значение имеют мореходные характеристики судна, которые охватывают как технические, так и коммерческие характеристики судна. Для заключения договоров используется единая система документооборота. В зависимости от типа документа, используемого для обработки доставки, существуют:
а) система коносаментов, используемая практически на всех видах транспорта;
б) коносаментная система;
в) чартерная система, обычно используемая для морских перевозок. В некоторых случаях системы могут быть объединены [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ № 32 от 05.12.1994 г., ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ № 5 от 29.01.1996 г., ст. 410.
3. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ // Собрание законодательства РФ № 2 от 13.01.2003 г., ст. 169.
4. Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.] Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 /под общ. ред. С.А. Степанова. - М. «Проспект»; «Институт частного права», 2011 г. - 439 с.
5. Брагинский М.И. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта 5-е изд., стер./ под ред. М.И.Брагинского, В.В. Витрянского. - М.: Статут, 2011. - 500 с.
6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (2-й завод). — М.: «Статут», 2004.
7. Гражданское право. Учебник, / под. ред. Осипова М. В., М., Норма, 2001 - 543 с.
8. Гражданское право. Часть вторая: Учебник/ Отв. ред. В.П. Мозолин. — М.: Юристъ, 2004.
9. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп./ отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. — М.: Проспект, 2012.
10. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2/ под ред. А.П. Сергеева. — М.: РГ-Пресс, 2012.
11. Гречуха В.Н. Транспортное право России: учебник для магистров/ В.Н. Гречуха. — М.: Издательство Юрайт, 2012.
12. Киселев Ю.В. Договор перевозки и особенности регулирования правовых отношений, связанных с перевозкой груза, пассажиров и багажа автомобильным транспортом: Правовой комментарий // Хозяйство и пра-во. - 2001.- №5.
13. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй / Под ред. Садикова О.Н. - М., Инфра-М. 2008. - 836 с.
14. Маковский А.Л. Правовое регулирование морских перевозок грузов. - М., 1961.
15. Мейер Д.И. Русское Гражданское право. Часть 1. - М.: Серия «Классика российской цивилистики». - 1998.-420 с.
16. Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. пособие/ С.Ю. Мо-розов. — М.: Издательство Юрайт, 2010.
17. Нарозников Н.К. К вопросу о правовой квалификации пере-возки // Законы России: опыт, анализ, практика. N8. 2009.
18. Расулов А. В. Ответственность железнодорожного перевозчика за несохранность принятого к перевозке груза [Электронный ресурс] / А. В. Расулов // Право и государство: теория и практика. — 2018. — № 7 (103).
19. Сергеев А.П. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т.2. - 479 с.
20. Степанова Е. Е. Гражданско-правовая ответственность желез-нодорожного перевозчика в форме уплаты неустойки за просрочку до-ставки грузов [Электронный ресурс] / Е. Е. Степанова // Сборник между-народной научно-практической конференции: Юридические науки, право-вое государство и современное законодательство. — 2019.
21. Стригунова Д.П. Обязанности сторон обязательства по пере-возке груза. Современное право. 2013. № 4.
22. Стригунова Д.П. Основные черты договора перевозки груза в российском законодательстве. Современное право. 2013. № 1.
23. Суханов Е. А. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. II: Обязательственное право/ Отв. ред. Е.А. Суханов. - 2-е изд., стерео-тип. -М.: Статут, 2011. - 1208 с.
24. Шапошников, В.А. Ответственность перевозчика// Налоги и бухгалтерский учет. 2012. № 43. С. 52-60.
25. Якушев В. Общие тенденции развития права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок // Хозяйство и право. - М., 1996. № 9.- с. 58-60.