Фрагмент для ознакомления
2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Понятие и сущность речевой готовности
1.1 Готовность детей к школе как психолого-педагогическая проблема
Проблема готовности детей к систематическому обучению в редуцированном виде появилась, скорее всего, одновременно с образованием в качестве социальной формой взаимодействия людей различных поколений. Научное исследование проблемных вопросов готовности к обучению прослеживается с первых попыток анализа и обобщения фактов и экспериментального исследования вопросов, непосредственно связанных с началом школьного обучения. В России в качестве первых экспериментальных исследований детей, которые начинают систематическое школьное обучение, стали опубликованные работы во второй пол. XIX столетия (А. Нечаев, В. Кистяковский, А. Павлов и др.) В обозначенный период проблема рассматривается на практическом уровне, обозначается круг вопросов, напрямую связанных с систематическим обучения, а также возможностями детей максимально эффективно усваивать знания в школе (А. Бине, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, А.П. Нечаев, Н.И. Пирогов, Н.Е. Румянцев, К.Д. Ушинский, и др.). В это же время прослеживаются и первые попытки обобщить на научном уровне эмпирические факты (А. Нечаев и др.). В свою очередь в теоретических исследованиях, пришедших на вторую половину XIX – нач. XX столетия, готовность детей к школьному обучению в качестве самостоятельной научной проблемы не выделяется и рассматривается именно в контексте более общих проблем возрастной и педагогической психологии, в первую очередь с позиции влияния обучения на духовное и нравственное развитие ребенка. Однако само понятие «готовности к обучению в школе» пока еще не применяется, тем не менее весь комплекс вопросов, которые составляют современное содержание этой проблемы, уже ставится и достаточно активно исследуется. Зародившись в контексте сложностей начала систематического школьного обучения детей, проблема готовности к обучению в большинстве работ рассматривается относительно детей в возрасте 6–7 лет, которые поступают в школу [14, 216].
В работах К.Д. Ушинского прослеживается идея целостности психического развития ребенка, а также тесной взаимосвязи разных психических функций. Тем не менее, идея целостности так называемой «системности» психического развития ребенка на данном этапе до ХХ столетия не была реализована в полной мере. Продолжительное время исследования готовности к обучению обладали только прикладным характером и ориентировались на разработку необходимых методик для проведения диагностики уровня развития детей с позиции требований школьного обучения. Начиная с середины 40-х гг. ХХ века в отечественной психологии стали предприниматься попытки сформулировать теории готовности детей к школьному обучению. Выделяются и детально исследуются некоторые аспекты готовности детей к обучению, а именно: произвольность психических процессов и деятельности (в работах А.Н. Леонтьев), формирование у детей мотивов учения (разработки Л.И. Божович), развитие мышления детей (концепции А.Р. Лурия, А.В. Запорожец), а также памяти (в трудах З.М. Истоминой) ребенка в качестве основы его обучения (труды А.Р. Лурия, А.В. Запорожец) и др. Названные и более поздние исследования (А.Л. Венгер, М.Р. Гинзбург, В.С. Мухина, Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин и некоторые др.) были реализованы на базе аналитической стратегии [16, 85].
То есть история рассматриваемой проблемы – это закономерный переход непосредственно от целостного понимания сути явления к проведению аналитических исследований ряда составляющих и далее к изучению готовности детей к школьному обучению в качестве достаточно сложного системного образования, которое отражает общий уровень развития индивидуальности детей.
С точки зрения Е.Е. Кравцовой, основная проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению конкретизируется в качестве проблемы смены ведущих типов деятельности, то есть это наблюдаемый у ребенка переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Данный подход можно охарактеризовать как актуальный и значимый, однако готовность ребенка к учебной деятельности не охватывает в полной мере феномена готовности к школе [9, 76].
Исследователем Л.И Божович еще в 70-е гг. прошлого века подчеркивалось, что готовность ребенка к обучению в школе формируется из конкретного уровня развития у него познавательных интересов, мысленной деятельности, а также готовности к произвольной регуляции, сформированности социальной позиции [1, 98]. На настоящий день является практически общепризнанным, что готовность ребенка к школьному обучению – это многокомпонентное образование, требующее комплексных психологических исследований [6, 73].
Л.А. Парамонова выделяет общую и специальную готовность ребенка к школе. Под общей готовностью данным исследователем понимается гармоничное развитие ребенка, то есть подразумевается, что у него обязательно должны быть развиты все, а не отдельные стороны его личности. В свою очередь специальная готовность предусматривает овладение детьми специфическими знаниями, а также навыками и умениями в учебном процессе [17, 15].
Специальная подготовка детей-дошкольников к усвоению содержания ведущих учебных предметов напрямую исходит из общей подготовки, которая соответствует ей и при этом опирается на нее, и наоборот, все содержание специальной подготовки обязательно должно формироваться таким образом, чтобы оптимально способствовать общей готовности ребенка к обучению.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение мотивации и поведения ребёнка / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2012. – 298 с.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1982. – Т.2. – 396 с.
3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 244 с.
4. Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: учеб. пособие / В.П. Дуброва. – Минск, 2017. – 298 с.
5. Жинкин, Н.И. Язык – речь – творчество / Н.И. Жинкин. – М.: Просвещение, 2008. – 264 с.
6. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе / под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1990. – 276 с.
7. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М., 1995. – 248 с.
8. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Педагогика, 2007. – 288 с.
9. Кравцов, Е.Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцов. – М., 1991. – 264 с.
10. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М., 2007. – 312 с.
11. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. – Воронеж: МОДЭК, 2013. – 296 с.
12. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 364 с
13. Немов, Р.С. Психология. Книга 3: учебник / Р.С. Учебник. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 486 с.
14. Нижегородцева, Н.В. История и современное состояние проблемы готовности к обучению / Н.В. Нижегородцева // Ярославск. пед. вестник. – 2016. – № 5. – С. 216-223.
15. Новотворцева, Н.В. Логопедическая работа в массовом детском саду / Н.В. Новотворцева. – СПб., 2011. – 216 с.
16. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2008. – 144 с.
17. Парамонова, Л.А. Ребенок 5–6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе) / Л.А. Парамонова // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 14-18.
18. Порецких, Т. Ученик и родители: море проблем / Т. Порецких // Мой кроха и я. – 2005. – № 11. – С. 98-100.
19. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: МОДЭК, 2012. – 258 с.
20. Ташлыкова, Е.В. Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников / Е.В. Ташлыкова // Молодой ученый. 2014. № 18 (77). С. 641-644. – URL: https://moluch.ru/archive/77/13369/ (дата обращения: 06.03.2024).
21. Ткаченко, Т.А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие / Т.А. Ткаченко. – СПб., 2013. – 198 с.
22. Ушакова, О.С. Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе / О.С. Ушакова, О.С. Волкова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2020. – №3. – С. 54-37.
23. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: пособие для логопеда / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа, 2004. – 244 с.
24. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Ин-т практической психологии, 2017. – 232 с.
25. Хватцев, М.Е. Логопедия. Кн. 1. / М.Е. Хватцев. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 532 с.
26. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2015. – 622 с.