Фрагмент для ознакомления
2
Государство играет важную роль в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы. Переход России к рыночной экономике не решил некоторых социальных и экономических проблем, на смену им пришли новые проблемы. По своей природе рыночный механизм имеет серьезные недостатки, такие как экономический кризис, нестабильное развитие и т.д. фиаско рынка создало в стране потребность в надзоре за рыночной экономикой. то касается соотношения государственного и рыночного надзора, которое должно сочетаться с границами и направлением государственного вмешательства, от полной государственной монополии до крайнего экономического либерализма, существует широкий спектр мнений и методов. Однако нет никаких сомнений в необходимости выполнения государством определенных функций в экономике.
Ценовая политика особенно важна. Регулируя денежную массу, страна может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, национальное производство, инфляцию и темпы экономического роста. Ценовая политика, как и налогово-бюджетная политика, может использоваться как средство обеспечения стабильности, но она также может оказывать негативное влияние на экономику. Без продуманной ценовой политики невозможно бороться с инфляцией.
Целью исследования является анализ проблем государственного вмешательства в рыночное ценообразование цели и последствия.
На основании поставленной цели, были определены следующие задачи исследования, являющиеся, по сути своей, структурными элементами курсовой работы:
изучить понятие и сущность цен;
проанализировать механизм государственного вмешательства в рыночное ценообразование;
рассмотреть проблемы государственного вмешательства в рыночное ценообразование;
Объект исследования – рыночное ценообразование.
Предмет исследования – процесс государственного вмешательства в рыночное ценообразование.
Теоретической основой при написании работы послужили научные труды следующих авторов: А.М. Даурбеков, Л.М, Анохин, И.Н. Никулина, М.Ю. Малкина, С.Г. Серяков.
Информационные источники: нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы.
Структура работы: введение, две главы, раскрывающие вышеописанные задачи, заключение и список использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Принято считать, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако эта точка зрения ошибочна. Прежде всего, существует система саморегулирования цен. Когда цены произвольно завышаются, как правило, это не идет на пользу основным производителям. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, чтобы обеспечить продажи и прочные позиции своей продукции не только сегодня, но и на рынке в будущем. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой государство оказывает регулирующее влияние на процесс ценообразования.
Как показал опыт многих стран, рыночный механизм привел к значительному восстановлению экономики, но в то же время он сопровождается рецессиями и кризисами, которые могут замедлить экономическое развитие. Поэтому страна стремится развивать этот рыночный механизм таким образом, чтобы колебания рынка не приводили к разрушительным экономическим последствиям [11].
Мировой опыт показывает, что регулирование цен должно осуществляться с целью:
преодолеть инфляционные ожидания производителей;
обеспечение относительно стабильных цен;
создать систему социального обеспечения и преференций для отечественных производителей;
использовать дух государственных предприятий для увеличения производства определенных видов товаров и влияния на уровень цен;
оказывать поддержку отечественным производителям, особенно экспортерам конкурентоспособной продукции на мировом рынке;
оказывать финансовую поддержку в виде грантов, дотаций и субсидий из бюджетов и льготных банковских кредитов для поддержания гарантированного уровня цен на определенные виды товаров и услуг, а также на определенные отрасли и производственный процесс;
стимулировать экономический рост и способствовать постепенным изменениям в структуре экономики;
поддерживать беднейшую часть населения.
Рынок обладает саморегулирующимся механизмом. Однако, как уже отмечалось, на самом деле это редко бывает независимо от вмешательства государства. Однако вмешательство государства в процесс ценообразования не случайно. Такое вмешательство строго регулируется национальным законодательством и нормативными актами. Основной закон страны предусматривает, что основы ценовой политики страны находятся под юрисдикцией Российской Федерации. 1 Конституционные принципы страны гарантируют, что вся законодательная норма формируется в сфере ценообразования на федеральном и других уровнях власти. С помощью различных регулирующих органов государство сформировало систему управления ценами, которая позволяет ему использовать различные средства, механизмы и инструментарии для создания эффективной системы ценообразования в соответствии с Конституцией [5].
Для решения экономических, политических, социальных и других задач государство пытается влиять на спрос и предложение различными способами, в том числе ценовыми и неценовыми. Методы национального регулирования цен можно условно разделить на методы, которые оказывают прямое (ценовое) влияние на цены, и методы, которые оказывают косвенное (неценовое) влияние на цены. Методом прямого (ценового) влияния государства на цены является административное вмешательство национального административного органа в формирование и применение цен, а также установление определенных правил и процедур ценообразования. Используя метод прямого (ценового) воздействия на цены, страны напрямую влияют на ценообразование, устанавливая уровни цен или формируя отдельные ценовые элементы. В рамках метода прямого (ценообразования) можно выделить следующие основные формы прямого государственного влияния на процесс ценообразования [6]:
установите фиксированную цену;
установить лимит цен;
установите самый высокий уровень прибыли;
устанавливать ограничения на агентские надбавки (включая надбавки для конечных клиентов);
объявление цены (регистрация) и т.д.
В дополнение к прямым методам, указанным выше, некоторые другие методы также применимы к национальному контролю за ценами: замораживание цен, установление предельного коэффициента изменения цен, установление рекомендуемой цены, установление паритетной цены и т. д.
Косвенное (неценовое) влияние государства на цены заключается в том, что государственное управление вмешивается в процесс ценообразования не напрямую, а посредством ряда факторов, которые косвенно влияют на цены. В рамках косвенного (неценового) метода можно выделить следующие основные формы косвенного государственного влияния на процесс ценообразования, основанные на использовании различных частей (элементов) национальной экономической политики: денежно-кредитная политика; бюджет; налоговые услуги; тариф; амортизация; инвестиции; вложение; внешняя торговля; валюта [9].
Помимо применения различных частей национальной экономической политики, косвенные (не связанные с ценообразованием) методы включают стандартизацию, квоты, лицензирование и другие системы. В условиях рыночной экономики косвенный (не ценовой) метод национального регулирования цен является приоритетным.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афоничкин, А. И. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Методология [Текст]: учебник и практикум для вузов / А. И. Афоничкин, Л. И. Журова, Д. Г. Михаленко; под редакцией А. И. Афоничкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 217 с.
2. Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник / Л. Е. Басовский. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 240 с.
3. Бережная, Е.В., Бережной, В.И., Бигдай, О.Б. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций) [Текст]: Учебное пособие. – Инфра-М, 2020. – 336с.
4. Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве [Текст]: учебник для среднего профессионального образования / В. С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
5. Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Долгосрочная финансовая политика. Инвестиции [Текст]: учебное пособие / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – Москва : «КноРус», 2018. – 300 с.
6. Гайдук, В. И. Стратегическое планирование основного капитала на малых предприятиях[Текст] / В. И. Гайдук, И.В. Ариничев, Э. Е. Такахо // Труды КубГАУ, 2018. – №6(39). – С. 54-58.
7. Дьяконов, В. Ю. Дебиторская и кредиторская задолженность предприятий//Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. -2019. -№ 3. -С. 29-30.
8. Екимова, К. В. Финансовый менеджмент : учебник для прикладного бакалавриата / К. В. Екимова, И. П. Савельева, К. В. Кардапольцев. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 381 с.
9. Солнцев О. Г., Сухарева И. О. К вопросу о целях и инструментах денежно-кредитной политики. М.: ЦМАКП, 2019. – 410 С.
10. Столбов, М. Современная макроэкономика: основные вызовы и возможные векторы изменений//Вестник Института экономики РАН.2018. -№ 3. -С. 15-28.
11. Сухарев, О.С. Экономическая динамика: институциональные и структурные факторы. -М.: Финансы и статистика, 2019. – 231 с.
12. Сухарев, О.С. Экономический рост, институты и технологии. -М.: Финансы и статистика, 2017. – 120 С.
13. Толстотелова, Л.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики / Международный журнал экспериментального образования. 2018. - № 2. - С. 281-282.
14. Шахнович, Р. М. Инфляция и антиинфляционная политика в переходной экономике / Р.М. Шахнович. - М.: Либроком, 2021. - 392 c.
15. Швецов, Ю. Эволюция российского бюджетного федерализма /Ю. Швецов//Вопросы экономики. 2017. - № 8. -C. 76-83.
16. Юдина, И.Н. Денежно – кредитная политика на современном этапе: вызовы и ограничения / в сборнике: Двадцать первые апрельские экономические чтения материалы Международной научно-практической конференции. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ; под редакцией В.В. Карпова, А.И. Ковалева. 2019. - С. 94-98.