Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО
1.1. Становление личности митрополита Антония Сурожского
Одним из виднейших проповедников и специалистов по познанию евангельского слова был митрополит Антоний Сурожский (Блум). Человек ясного ума, духовно и глубоко просвещенный. Яркая личность ХХ века в православном мире. Русского митрополита Антония Сурожского (Блума) можно охарактеризовать как одного из немногих проповедников православного мира, погрузившегося в постижение самобытности русской культуры, русского мира, православной литературы и музыки, поскольку он многое унаследовал от Семья Скрябиных по материнской линии.
Митрополит Антоний (в миру Андрей Борисович Блум ) родился в первый год начала Первой мировой войны. В интервью он часто говорил, что случайно родился в Лозанне в 1914 году, Швейцария и считает свои детские годы не интересными и скучными для исследователей своей жизни. На мой взгляд, это больше похоже на попытку не думать о детстве. По отцовской линии его предки были родом из Шотландии. Он не знает, когда и при каких обстоятельствах они попали в Россию. Как он пояснял в некоторых интервью, существует несколько версий: по одной, родственники отца прибыли во времена правления Петра I , по другой - в первой половине XIX века.
По воспоминаниям митрополита, его отец, Борис Эдуардович Блум (1882-1937), работал секретарем и переводчиком у деда по матери, и именно так они, собственно, и познакомились. Позже, будучи 204-м консулом в Малой Азии, он служил в Персии, где прошли первые годы жизни митрополита Антония Сурожского. По словам митрополита Сурожского Антония (Блума), моя мать всегда и везде сопровождала отца и во всем его поддерживала. Ксения Николаевна Скрябина (1889-1958) — мать митрополита, сестра великого русского композитора. Получив в то время хорошее светское образование, она была выпускницей Смольного института благородных девиц и знала основные европейские языки: французский, итальянский, немецкий и русский. Сначала она была гувернанткой, а позже смогла освоить навыки стенографистки, чем и занималась всю оставшуюся жизнь.
По его воспоминаниям, корни по материнской линии ушли в Италию, бабушка была оттуда. Судя по его воспоминаниям о Персии, где он жил до семи лет, это был трудный период в его жизни. Моего отца постоянно переводили в разные города, и за годы его пребывания на посту консула в Персии их семья сменила не один десяток городов. Даже вспоминая те или иные события, архитектурные сооружения, города, ему трудно определить их местонахождение. Когда всплывают очертания каких-то зданий, он не может сказать, где это, в Тегеране или в каком-то другом городе. Несмотря на то, что его детские годы большей частью прошли за границей, и лишь несколько лет из них он провел в России, он всегда чувствовал тесную связь с русским миром. В период участия Российской империи в Первой мировой войне семья несколько месяцев пробыла в России, затем отца выслали обратно в Персию .
Из воспоминаний митрополита: «В момент распада Российской империи, когда к власти пришли большевики и страна была полностью сломлена, и царила неопределенность, мой отец отправил нас с матерью в Англию. Чтобы совершить долгое путешествие по Персии, мы оказались сначала в Басре, оттуда нам пришлось плыть в Бомбей (Индия). Оказавшись в Индии, нам пришлось пройти еще несколько путей, прежде чем мы очутились на пароходе, шедшем в Испанию, чтобы Гибралтар.
Объездив всю Испанию, семья Блум оказалась во Франции, в Париже, но эта резиденция оказалась недолговечной. Положение семьи было тяжелым и им пришлось ехать дальше в Австрию, где жила сестра моей матери, которая была замужем за австрийцем. Семья также не смогла остаться в Австрии и в силу обстоятельств была вынуждена переехать дальше, волею судьбы оказавшись в Хорватии. В результате странствий по Европе семья митрополита Антония поселилась в Париже ».
В своей статье К. С. Леденева (Машарова) «Культурно-просветительская среда русского зарубежья в первой трети XX века и ее роль в процессе духовного становления митрополита Антония Сурожского » раскрывает процессы формирования духовная личность митрополита. В своем произведении К. С. Леденева (Машарова) довольно подробно описывает его детство и юность, показывая тем самым, насколько сильно повлияли на него скитания семьи в момент эмиграции из России в 1917 году. Франция, и в особенности Париж, была центром русской эмиграции. в 20-е годы.
В плане духовной жизни «Я» представлено в двух аспектах: как личность, личность и как личность, личность. Описание личности происходит в общих категориях. С точки зрения внешности говорят о росте, цвете волос и других характерных особенностях человека. Мы можем говорить об особенностях ума и сердца и т. д. В конечном итоге описание сведется к описанию общих признаков, используемых для группировки людей. Чтобы отличить одно от другого, используется прием противопоставления: иногда противоположность, иногда аналогия, но всегда элемент различения. Между людьми устанавливается дистанция, подтверждающая греховное состояние человечества и препятствующая участию в общей гармонии. Устоявшееся самоутверждение соответствует отказу от поглощения другим. Личность характеризуется другими признаками, она отличается от другой личности не контрастом и противопоставлением, она уникальна.
В связи с этим Митр. Антоний ссылается на этот отрывок из Откровения ап. Св. Иоанна Богослова, где говорится, что в грядущем Царстве Божием каждому будет дан белый камень с написанным на нем новым именем, которого никто не знает, кроме принявшего Бога (Откр. 2:17). Это имя соответствует самой сути личности, это личность, выраженная именем. Имя и человек тождественны, если оно произносится Богом, то это определяет личное отношение к Богу. Существует уникальное явление, которым является каждый человек по отношению к Богу, в этом смысле личность невыразима, потому что она не определяется противоположностями, она выражается действиями. Призвание человека состоит в «стяжании реальности личности и природы Крестом Господним, подвижничестве, восхождении, преодолении и победе над противостоянием и отделением отдельности ».
Противопоставляя себя другим людям, человек теряет свою индивидуальность, а это приводит к греху. Самоутверждение равносильно отрицанию другого, но это также и отказ от любви. Часто рассматривая свои качества, человек приписывает себе все лучшее, а в плохом винит обстоятельства. Митр. Антоний подчеркивает, что человек должен видеть себя в целом, различая то, что в нем соответствует вечной жизни, и все остальное. Человеку нужна смелость и вера, чтобы увидеть свое уродство. Человек призван рассматривать себя как материал, который Бог вложил в его руки и из которого он может создать нечто, что станет неотъемлемой частью Царства гармонии, красоты, истины и жизни.
«Личность, персона — это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуальность, которую эмпирически мы можем наблюдать в себе. Личность может раскрыться только в Том, Кто ее знает, то есть в одном только Боге. Мы имеем личность, которая есть образу Живого Бога.... Не нужно бороться со своей природой, чтобы максимально приблизиться к евангельскому духу: достаточно следовать своей природе, но истинной природе, а не ложному, привнесенному образ, а те черты, которые написаны рукой мастера» [1, с. 299-300].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Наблюдайте, как вы слушаете. – М.: Фонд содействия образованию 21 века, 2004. – С. 14 – 15
2. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. О слышании и делании. – М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Библиотека журнала «Альфа 99 и Омега», 1999. Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - 1 электрон, диск (CD-ROM).
3. Бесстремянная, Г. Е. Миссионерская деятельность в Западно-Японской епархии: возведение новых храмов в Нагоя и Фукуока / Г. Е. Бесстремянная // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2010. – № 20-2. – С. 24-25. – EDN UNSRIN.
4. Выступление Святейшего патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // Церковный вестник. 2010. № 23 (444) декабрь. С. 2
5. Илларион (Алфеев), митр. Митрополит Сурожский Антоний. // Православное богословие на рубеже столетий. Богословы уходящего века. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999. – 365
6. Кочеткова Е. И. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви во второй половине XIX начале xx вв. (к историографии вопроса, 60-е гг. Xx нач. ХХI вв. ) // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/missionerskaya-deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vv-k-istoriografii-voprosa-60-e-gg-xx-nach-hhi-vv (дата обращения: 10.03.2024).
7. Леденева К. С. (Машарова) «Культурно-образовательная среда русского зарубежья первой трети XX века и ее роль в процессе духовного становления Митрополита Антония Сурожского» [Электронный ресурс ] URL : - https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-obrazovatelnaya-sreda-russkogozarubezhya-pervoy-treti-hh-veka-i-ee-rol-v-protsesse-duhovnogo-stanovleniyamitropolita-antoniya/viewer
8. Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. – М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. – 630 с. 3. Чурсанов С.А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии ХХ века. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – 264 с.
9. Майданович Е. Л. Антоний (Блум). // Православная энциклопедия. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. – Т. 2-й, –628 с.
10. Митрополит Антоний Сурожский. Войду в твой дом. [Электронный ресурс ] URL : - https://azbyka.ru/otechnik/Antonii Surozhskii/voidu-v-dom-tvoi/
11. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/
12. 1Митрополиту Сурожскому Антонию – 75 лет // Журнал Московской Патриархии. – 1989. – № 11. – С. 8–11
13. Илларион (Алфеев), митр. Митрополит Сурожский Антоний. // Православное богословие на рубеже столетий. Богословы уходящего века. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999. – 365 с
14. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983
15. Рункевич С.Г. История Русской церкви под управлением Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1900
16. Тугаринов Е.С. Митрополит Сурожский Антоний. Биография свидетельства современников. [Электронный ресурс] URL: - https:
17. Харченко Л.Н. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Сибири (вторая половина XIX - 1917 г.): очерк истории. СПб., 2004.
18. Яннарас Х. Вера Церкви. – М.: Центр по изучению религий, 1992. – 231с.
19. //azbyka.ru/otechnik/Antonii_Surozhskii /mitropolit-antonii - surozhsky - biografya-v-svidetelstvah-sovremennikov/
20. Журнал «Новый мир» 1 номер [Электронный ресурс ] 1991 / URL : - https://imwerden.de/publ-8267.html