Фрагмент для ознакомления
2
Для детального описания бизнес-процесса применяется горизонтальный подход, позволяющий описать как операции процесса и их иерархические взаимосвязи, так и горизонтальные взаимодействия между ними (рисунок 2).
Рисунок 2 – Горизонтальное описание бизнес-процесса
На практике, когда стоит задача дать детальное описание процессов, функций, операций, которое в дальнейшем используются для их совершенствования и оптимизации, применяется горизонтальный подход.
При объектно-ориентированном моделировании бизнес-процесса основным является демонстрация общей схемы взаимодействия объектов с описанием условий и событий, инициирующих выполнение операций, входящих в состав процесса.
Технология моделирования бизнес-процессов основывается на базовых стандартах описания: диаграмме потоков работ (Work Flow Diagram – WFD) и диаграмме потоков данных (Data Flow Diagram – DFD).
Большинство используемых в настоящее время методик и стандартов моделирования бизнес-процессов являются их усовершенствованными аналогами. Наиболее популярными являются: BPMN, EPC, IDEF [12, c.78].
IDEF – это комплекс нотаций. Различие составляет порядковые номера. Каждая нотация предназначена для описания разных элементов бизнес-системы. Наиболее часто используются стандарты IDEF0 и IDEF3.
IDEF0 представляет собой графическое моделирование, используемая для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, информационных потоков и материальных объектов, связывающих эти функции. К ее особенностям относят:
- использование контекстной диаграммы,
- поддержку декомпозиции,
- доминирование,
- выделение четырех типов стрелок – «Вход», «Выход», «Механизм», «Управление» [5].
Методология IDEF3 широко используется при декомпозиции моделей IDEF0 для моделирования процессов более низкого уровня. С её помощью можно смоделировать технологические процессы, происходящие на предприятии. Методология позволяет показывать возможные разветвления в процессе. Когда результат одного действия может запускать нескольких действий или наоборот. Для начала какого-то действия необходимо завершить предыдущие.
Модели IDEF3 относят к классу WFD-диаграмм, так как с их помощью описывается взаимосвязанная последовательность действий, проходящих в рамках реализации процесса [12].
BPMN применяется для описания процессов нижнего уровня. Диаграмма процесса в нотации BPMN это алгоритм выполнения процесса. На диаграмме определяются события, исполнители, материальные и документальные потоки, сопровождающие процесс. Каждый процесс может быть декомпозирован на более низкие уровни. Декомпозиция может производиться в нотациях BPMN или EPC.
В нотации BPMN выделяют пять основных категорий элементов:
- данные (объекты данных и базы данных),
- соединяющие элементы (потоки управления, потоки сообщений и ассоциации),
- элементы потока (события, процессы и шлюзы),
- зоны ответственности,
- артефакты [6].
EPC используется для представления алгоритма выполнения процесса (нотация класса workflow). Описанная в данной нотации диаграмма представляет собой упорядоченную комбинацию событий и функций. Для каждой функции могут быть определены начальные и конечные события, исполнители, участники, документальные и материальные потоки, сопровождающие её. В нотации EPC ветвление стрелок происходит с использованием операторов.
Нотация EPC поддерживает декомпозицию на более низкие уровни. Диаграмма декомпозируемой функции EPC может быть описана только в нотациях EPC или BPMN.
EPC применяют для моделирования отдельных процессов компании, а также на нижнем уровне модели бизнес-процессов, созданной в нотации IDEF0 [5].
1.3 Основные методы и средства оптимизации бизнес-процессов
После выполнения анализа бизнес-процессов приступают к их оптимизации. Оптимально выстроенный бизнес-процесс – процесс, реализация которого обеспечивает достижение поставленной цели при минимальных затратах. При оптимизации бизнес-процессов применяются две основные методологические концепции:
- пошаговый подход, т.е. непрерывное усовершенствование процессов в рамках существующей организационной структуры управления;
- кардинальный подход, ведущий к существенным изменениям процессов и возможной трансформации орг. структуры управления.
Подходы базируются на процессной теории управления предприятием. Различие составляют масштаб изменений, время, необходимое для проведения изменений, рискам, возникающие при проведении преобразований работы организации.
Первый подход предполагает изменение существующего процесса постепенно, с обязательным анализом результатов после каждого этапа. Результат изменений практически виден сразу.
Оптимизация бизнес-процессов компании путем их кардинальных изменений чаще всего является реинжинирингом. Он заключается в существенном изменении бизнес-процессов. Данный подход используется при необходимости получить существенный эффект от изменения бизнес-процессов.
В рамках данного метода существенное изменение состава и способа реализации процесса или создание процесса по-новому применяется, как правило, к основным процессам организации, процессы управления и вспомогательные – существенно сокращаются, а оставшиеся сохраняются без существенных изменений. Предложенная оптимизация деятельности компании сопровождается большими рисками. Примером может служить потеря ключевых сотрудников, обладающих специфическими знаниями и умениями, изменение климата внутри коллектива, потеря постоянных клиентов и прочее [9, c.21].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 APQC. Process Classification Framework – Version 4.0.0, Houston, [Электронный ресурс], режим доступа http://www.apqc.org/process-classification-framework, 2013.
2 Basic User Guide for GRADE Modeler. – Infologistik GmBH, 2005, [Электронный ресурс], режим доступа http://www.infologistik.com/grade/downloads.shtml
3 Berger, P.D. Customer Lifetime Value: Marketing Models and Applications / P. D. Berger, N. I. Nasr // Journal of Interactive Marketing. − 1998. − № 12. P. 17–29.
4 Business Process Modeling Notation (BPMN). Version 1.2 OMG Document Number: formal/2009-01-03, January 2009 [Электронный ресурс], режим доступа http://www.omg.org/spec/BPMN/2.0/
5 https://www.businessstudio.ru/products/business_studio/notations/
6 IBM – Component Business Model [Электронный ресурс] . – Режим до-ступа: https://www-935.ibm.com/services/us/imc/pdf/g510-6163-component-busi-ness-models.pdf
7 The Free ArchiMate Modeling Tool. – Режим до-ступа:https://www.archimatetool.com/downloads/release/Archi%20User%20Guide.pdf
8 Арзуманян, М. Ю. Переход от управления архитектурой предприятия к разработке информационных систем: согласование стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://arzumanyan.com.ru/ files/2016/Feed/Conf.%20EE&KM/2016_arzumanyan_kudryavtsev_zaramenskih_togaf_adm_rup_gost_34_ipuz.pdf
9 Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов. Учебник и практикум для вузов / О. И. Долганова. − М. : Издательство Юрайт, 2019. – 279 с.
10 Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление [Текст]: учебное пособие / В. Г. Елиферов. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 430 с.
11 Замков, О. О. Математические методы в экономике / О. О. Замков, А. В. Тостопятенко, Ю. Н. Черемных. − М. : Дело и сервис, 2019, − 384 с.
12 Зараменских, Е. П. Архитектура предприятия : учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Зараменских, Д. В. Кудрявцев, М. Ю. Арзуманян ; под редакцией Е. П. Зараменских. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 320 с.
13 Кондратьев, В. В. Управление архитектурой предприятия: Учебное пособие. Пакет мультимедийных приложений / Кондратьев В. В. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 412 с.
14 Кочетов, А. Г. Новационные бизнес-процессы. Пошаговая технология разработки, внедрения и контроля выполнения / А. Г. Кочетов. – М.: Эксмо, 2019. – 278 с.
15 Кремер, Н. Ш. Исследование операций в экономике: учебник для академического бакалавриата / Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко, И. М. Тришин, М. Н. Фридман ; под ред. Н. Ш. Кремера. − 3-е изд., перераб. и доп. − М. : Издательство Юрайт, 2019. − 438 с.
16 Кудрявцев, Д. В. Бизнес-архитектура: компоненты, применение, инструменты моделирования / Д. В. Кудрявцев // Инжиниринг предприятий и управление знаниями : сб. науч. тр. XVIII Российской науч.-практ. конф. (Моек. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 21—24 апреля 2015 г.). —Т. 1. —М.,2015.
17 Кудрявцев, Д. В. Технологии бизнес-инжиниринга / Д. В. Кудрявцев, М. Ю. Арзуманян, Л. Ю. Григорьев. — СПб. : Изд-во Политех, ун-та, 2014.
18 Рубенчик, А. Основы языка моделирования архитектуры предприятия ArchiMate [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cfin.ru/itm/EA_ArchiMate.shtml
19 Шеер, А. В. ARIS – Моделирование бизнес-процессов / А. В. Шеер. 3-е изд. – М. : Вильямс, 2019. – 155 с.