Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИЦЕНТРИЧНОГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Понятия полицентричного развития и его основные характеристики
Полицентрическая модель развития региона подразумевает наличие в городе нескольких равнозначных центров притяжения, включающих в себя деловую, торговую, иногда культурную и историческую функции.
Появление полицентрических городов и агломераций возможно как естественным путем, когда объединяются несколько ранее независимых населенных пунктов, так и вследствие целенаправленной градостроительной политики [9,c,142].
Преимуществами полицентрической модели развития выступают:
-снижение маятниковой миграции в географический центр города за счет балансировки транспортных потоков;
-повышение инвестиционной стоимости и налоговой отдачи территорий за пределами географического центра.
Полицентрическое развитие в России идет медленно, но предпосылки к реализации данной модели есть у многих городов. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре и во многих других городах строительство новых значимых объектов выводится из центральных частей города на окраинные, формируя тем самым новые мощные точки притяжения, социальные центры.
Концепция полицентрического развития является ключевой компонентой комплексной стратегии пространственного развития странsы, применяемой преимущественно в рамках городского планирования (urban planning). При этом в настоящее время в зарубежной практике исследований не выработано единых подходов к трактовке самой категории «полицентризм», методам его измерения и оценки степени полицентричности пространственных структур.
Изменения, произошедшие в российской системе за последние десятилетия, представляют собой, среди прочего, результат перехода от нерыночного пространственного равновесия к рыночному. Советскую центральную администрацию критиковали за недоиспользование агломеративного экономического потенциала, поскольку она включала жесткое регулирование внутренней миграции через систему регистрации, ограничение роста крупных городов, промышленной политики, развития средних и малых городов и активную региональную политику, направленную на сглаживание межрегиональных различий. В результате реформ решение о размещении предприятий, объемах инвестиций и производстве продукции в значительной степени определяется рыночными механизмами и стимулами, которые поддерживают процессы концентрации и приводят к увеличению пространственных различий [15,с.78].
Работа полицентричных сил проявляется в активной миграции населения из сельской местности в города, из малых городов в крупные города. Интеграция в глобальную экономику и потеря конкурентоспособности усугубляют социальные, экономические и демографические проблемы в старых промышленных центрах страны.
Влияние процессов пространственной концентрации на динамику и эффективность экономического развития неоднозначно. Очень низкая и очень высокая плотность деловой активности снижает общую экономическую эффективность. Преимущества агломерационной экономики включают большой и гибкий рынок труда, сырье и факторы производства, хорошо развитую инфраструктуру, более низкие затраты на связь и препятствия для распространения инноваций. Стоимость концессии связана с отсутствием немобильных факторов, усилением конкуренции, ростом неравенства и обострением социальных проблем. Неоднозначное влияние концентрации производства на развитие страны или региона в целом объясняется еще и тем, что центры экономической деятельности развиваются не только за счет внутренних источников, но и привлекают ресурсы окружающих терригенных территорий. Если взаимодействие центра и окружающей среды одностороннее, а ресурсы поступают только с периферии в центр, экономический потенциал окружающей среды размывается и в конечном итоге означает, что внешние ресурсы центра для развития исчерпаны.
Очевидно, что преобладание тех или иных эффектов зависит от особенностей страны, сети пространственных связей, ее плотности и функций центров развития. И, несмотря на некоторые универсальные характеристики, сочетание преимуществ и, благодаря пространственной концентрации и, следовательно, межрегиональному разнообразию, в каждой стране имеет свою особенность. Понимание механизмов, факторов и тенденций, лежащих в основе развития пространственной системы страны, полезно для оценки целесообразности и целесообразности государственных решений и институциональных реформ.
1.2. Проектная деятельность в системе полицентричного развития территорий
Полицентрическое развитие в России идет медленно, но предпосылки к реализации данной модели есть у многих городов. Например, в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре и во многих других городах строительство новых значимых объектов выводится из центральных частей города на окраинные, формируя тем самым новые мощные точки притяжения, социальные центры.
Каждый подобный проект, как таковой, включает в себя техническую деятельность, направленную на создание новых объектов, методов и теорий, которые значительно улучшают среду обитания человека. Предметом проектирования могут быть различные модели оборудования и машин, аппаратуры и оборудования, новые образцы материалов, системы управления, организационные системы и многое другое.
Модель, проект можно описать как процесс для описания работы еще не существующего объекта, его функционального алгоритма или механизма этого процесса. Однако следует отметить, что сама по себе конструкция-это не только идея строительства, создания объекта, но и должна предвидеть последствия, к которым приведет появление этого объекта, а для этого необходимо определить условия его реализации, воплощения такого проекта в реальность [7, с. 123].
Цель проекта - изменить окружающую среду, в которой находится человек. Результатом проектирования является описание будущего объекта и изменений, которые произойдут в мире после его появления.
Приведенные выше толкования понятия и целей проектного процесса свидетельствуют о том, что этот процесс включает в себя свои ограничения и барьеры деятельности не только проектировщиков, архитекторов и других работников, но и тех специалистов, которые пытаются внести изменения в работу производственных систем, в систему хозяйственной деятельности современной цивилизации.
Важной особенностью современной науки и ее достижений является представление проблемы формирования и совершенствования производственных систем их полицентричного развития как научной проблемы организационного проектирования, которую можно охарактеризовать как организацию структурных свойств системы для достижения или повышения ее эффективности, приспособляемости и возможности постоянного совершенствования.
Предметом полицентричного развития и создания новых проектов на низшем уровне экономики, то есть на уровне экономики, предприятия или учреждения, является система организации производства, труда и управления в организации в целом, а также в ее структурных подразделениях или отдельных видах деятельности.
Целью полицентричного развития и проектирования в этих условиях является разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом является набор технической, организационной и плановой экономической документации, необходимой для создания и внедрения организационной, производственной системы в практическую работу объекта.
Существенным элементом политики организации является процесс разработки и реализации проектов. Любой проект в качестве одной из главных целей имеет получение экономического или другого вида эффекта. Достижение поставленной цели требует формирования рациональной системы управления.
Специфика управления проектом определяется его характером, сложностью, объемом финансирования, продолжительностью осуществления, степенью неопределенности результатов и множеством других факторов. Как известно, в настоящее время реализуются три взаимосвязанных подхода к управлению, а именно процессный, системный и ситуационный, в системе которых применяются различные методы для анализа эффективности управления проектной деятельностью.
Управление проектом можно подразделить на следующие шаги (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 - Управление проектом в регионе
Наиболее важный этап в процессе принятия решений – это оценка эффективности реальных инвестиций (капитальных вложений). От правильности и объективности такой оценки зависят сроки возврата вложенного капитала и перспективы развития предприятия.
Планируемые, реализуемые и осуществленные инвестиции принимают форму капитальных (инвестиционных) проектов. Однако эти проекты нужно оценить, и прежде всего на основе сопоставления затрат на проект и результатов его реализации. Для этого и осуществляют проектный анализ на основе специальных методов анализа проектов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абова Т.Е. Местное самоуправление. // Хозяйство и право, 2019. № 3., С. 4 – 17.
2. Антонова Н.А. Юридическое значение актов муниципальных органов. //Проблема народного представительства в РФ. /Под ред. С.А. Аваньяна. М.: Московская газета, 2017. –190 с.
3. Арбузов С.В. Юридические свойства Устава муниципального образования. // Вести Республики Башкортостан. 2021. №4. С.20-29.
4. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Норма, 2015. -537 с.
5. Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Управление проектами. - М.: ПРИОР, 2020. -296 с.
6. Берг О.В. Экономическое районирование. //Юриспруденция, 4(8), 2018. С.12-23.
7. Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты. // Журнал российского права. 2018. №4. С. 29-37.
8. Громов Р.В. Экономическая география. - М.: НОРМА, 2017. -344 с.
9. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Конституционное право современной России. – М.: Дело и сервис, 2022. -544 с.
10. Глущенко П.П., Пылин В.В. Управление проектами. М.: ПИТЕР, 2018. -208 с.
11. Головкова Н. Органы местного самоуправления в РФ.// Российская газета, 4 апреля 2019, № 67, С.10-25.
12. Игнатов В.Г. Местное самоуправление в современной России. - М.: Феникс, 2021. -355 с.
13. Контренко О.Л. Муниципальное право. // Право и экономика, 2017. №6., С. 41 – 48.
14. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: НОРМА, 2018. -345 с.
15. Коршунов Д.Е. Пространственное развитие территорий. - М.: БЕК, 2018. -359 с.
16. Кряжков В.А. Проектное управление. - М.: Юрайт, 2020. -375 с.
17. Кочубей З.Н. Экономическая география. // Журнал российского права. № 12, 2021. С.14-25.
18. Кудинов О.А. Муниципальное право Российской Федерации. Курс лекций. М.: Ось-89, 2018. – 144 с.
19. Лапин В.А., Крестьянинов А.В., Коновалова И.Н. Управление проектами. М.: Дело, 2019. - 256 с.
20. Лопатина С.Н. Основы обществознания. //Правоведение. № 2, 2021. С.18-26.
21. Окулов Д.В. Регионалистика. М.: Академия, 2020. – 490 с.
22. Поспелов Л.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. М.: ПРИОР, 2018. – 196 с.
23. Поляков Д.Б. Бюджетная система России. М.: Юнити, 2022. – 540 с.
24. Постовой Н.В. Экономическая география. - М.: Новый Юрист, 2021. -255 с.
25. Рязанцев В.М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы. 2021. № 8.
26. Рычков П.Ф. Региональная экономика. М.: Юнити, 2020. – 516 с.
27. Соловьев А.А. Проблемы организации местного самоуправления. // Право и экономика, 2015. № 2., С.15-26.
28. Суфрыгин О.А. Основы социологии. – М.: ИНФРА – М, 2019. -627с.
29.Фролов С.С. Основы социологии. - М.: Юрист, 2020. - 214 с.
30. Харисов Э.Б., Лавров А. М. Методика распределения трансфертов ФФПР: итоги. М.: БЕК, 2020. – 220 с.
31. Шевандрин А.А. Управление культурой. М.: Юрайт, 2018. - 241 с.
32. Широких Г.О. Представительные органы местного самоуправления. – М.: ИНФРА – М., 2020. -398с.
33. Яфинов Ю.Д. Маркетинг территорий. –М.:ИНФРА –М,2018.-412 с.
34. Ярыгин В.А. Государственное управление. – М.: Приор, 2020. - 158 с.
35. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: Экономическая теория и политика. М.: Дашков и К, 2018. – 290 с.