Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА
1.1 Понятие о характере в психологических исследованиях
Характер - это совокупность устойчивых психических характеристик человека, определяющая привычное поведение определенного субъекта в определенной жизненной ситуации, - он представляет собой индивидуально-типическое единство [4, c. 22].
С одной стороны, индивидуальность жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого человека формируется различными индивидуальными качествами и чертами характера. С другой стороны, общие, типичные условия жизни людей, живущих в одной социальной среде, составляют общие стороны и черты характера.
Впервые исследования характера были проведены Платоном. В своей теории мыслитель описал 5 типов характера: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и тиранический
С XIX века проблема изучения характера приобрела черты систематической научной дисциплины, изучающей основные различия человека, сводящей их к некоторой простой форме (типу) или акцентирующей внимание на своеобразии определенного сочетания.
В начале ХХ в палитре интерпретации характерных различий и понимание сущности человеческого характера значительно расширились. Дело не в характере как типе, а в своеобразии определенной личности, сложившейся в характере; оно представляет собой объективно измеримые формальные человеческие различия (как простые и стойкие, более сложные — творческие и организационные и т. д.) [6, c. 46].
Характер играет роль защитной оболочки, он опосредует воздействие внешней среды на личность (смягчение или усиление ее), а также воздействие личности на среду, придавая действиям субъекта определенную инструментальность или выразительность (напористость, мягкость, открытость, осторожность и др.).
Клинические психологи определяли характер как сложное психопатическое состояние, поэтому характер определялся изначально в психопатии (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко) [11], [18], [19].
В психологической науке под характером понимают совокупность стабильных личностных особенностей индивидуума, проявляющиеся в общении и определяющие формы поведения в коммуникации [9, c. 54].
Среди множества первопричин формирования характера, многие исследователи отмечают, в первую очередь, генетический фактор. К иным причинам формирования характера можно выделить и биологические причины: особенности нервной системы (сильная или слабая), особенности проявления нервных процессов [9, c. 61].
Особое влияние социальной среды на формирование характера человека подчеркивает в своих работах А.Г. Ковалев. Так исследователь отмечает, что именно разнообразные виды деятельности и явления жизни оказывают сильное влияние на формирование характера. Поэтому, если человек ведет замкнутый образ жизни и ограничивает общение с людьми, то его характер можно обозначить как скудный [16, c. 66].
Среди множества причин, оказывающих влияние на характер, А.Г. Ковалев также выделяет: биологические причины в лице генетической предрасположенности, социальные причины (образ жизни человека, общественные условия, обстоятельства жизни человека), особенности воспитания, внутренние закономерности личности, коллективное отношение к человеку, личный пример, индивидуальное обучение [16, c. 71-72].
Характер как психологическое явление можно охарактеризовать следующими признаками или как их называют в науке – чертами.
Черта характера – это нормотипичная форма поведения человека, показывающее его взгляды и отношения к действительности [17, c. 57].
Представляя классификации черт характера можно выделить две группы. В первую группу входят черты характера, которые показывают направленность личности в отношении к действительности. Во вторую группу включены черты характера, определяющие пути и способы решения поставленных задач человеком. Такие черты позволяют человеку преодолевать внешние и внутренние трудности [2, c125].
В науке представлены следующие характеристики черт характера:
- полнота характера – данное качество показывает степень увлеченности человека в выполнении той или иной деятельности;
- целостность характера - характер можно выделять как систему, в которой цели, интересы и слова образуют целостную систему;
- определенность характера – характер человека обладает постоянством своего состава, а это значит, что в течение всей жизни человек следует своим убеждениям и принципам;
- сила характера – данная черта показывает, с какой силой человек способен преодолевать трудности и идти к своей цели;
- твердость характера – твердость смежно с силой и показывает последовательность решения человеком проблем, его единство взглядом и интересов в решении;
- уравновешенность характера – данная черта показывает, насколько человек способен контролировать свое поведение, поддерживать баланс силы и слабости [3, c. 54-55].
В связи с чем черты являются компонентами характера и напрямую определяют его особенности. Поэтому характер и степень его проявления напрямую зависит от сочетания выделенных нами черт.
Анализ литературных первоисточников показывает, что исследования характера начались давно и позволили накопить большой материал. Под характером в настоящем исследовании будет пониматься структурные качества личности, которые ярко проявляются в различных видах деятельности и позволяют определить модель поведения человека.
1.2 Понятие об акцентуациях характера
В течение всей науки об исследовании характера человека исследователи пытались отграничить характер как свойство личности от крайнего выражения психопатии. В связи с этим многие исследователи пытались выделить отличия психопатии и крайних вариантов нормы, при которых человека моно считать здоровым.
В этом направлении появилось новое понятие «акцентуации».
В.М. Бехтерев отмечал, что при изучении свойства личности необходимо исходит от переходных состояний между психопатией и нормальным состоянием человека [1, с. 124].
Известный психиатр П. Б. Ганнушкин назвал это состояние скрытой психопатией [11, c. 222]. В 1977 году А. Личко на основе работ К.У. Леонгарда и классификации психопатий П.Б. Ганнушкина разработал это понятие и, считая личность очень сложной, стал употреблять словосочетание «акцентирование характера» [20, с. 14].
Психопатия – это личностное отклонение. По мнению П.Б. Ганнушкина, оно определяет весь душевный склад человека и накладывает отпечаток на всю жизнь. Они не претерпевают резких и существенных изменений в течение жизни и не способны адаптироваться к окружающей среде и адаптироваться к социуму [11, c. 174].
Однако, в отличие от психопатии, акцентуации характера не приводят к общим социальным нарушениям. Черты личности становятся сильнее и отчетливее в подростковом возрасте.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Айдаралиева Н. М. Основные проблемы психологической концепции личности B. М. Бехтерева и этапы ее создания // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - № 2А. - С. 123-129.
3. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция / М.К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
4. Арестова, О.Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О. Н. Арестова, Н. В. Калинина // Вестник МГУ. - Сер.14. Психология. - 2000. - №1. - С. 20-29;
5. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 520 с.;
6. Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий. От темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. - М.: Владос, 2001. – 121 с.;
7. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: психологическая диагностика / А.В. Батаршев. - М.: Владос-Пресс, 2001.
8. Бороздина Л.В. Психология характера. Исторический очерк. Часть 1: Учебник. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997. - 219 с.
9. .Брушлинский, A.B. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; Издат. Алетейа, 2003. 272 с.
10. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М. : Педагогическое общество России, 2001. – 322 с.;
11. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М. : «ЧеРо», 2000. – 575 - 577 с.;
12. Гришко, Н. В. Проблемный подросток: его права и возможности: трудовое обучение детей в технических школах: опыт Московской области / Н. В. Гришко, О. А. Шинкарева; авт. ст. Н. Крылова // Народное образование. - 2001. - №9. - С. 17-25;
13. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова. - СПб. : Речь, 2008;
14. Жарков, Г.В. Хронотоп в структуре личности девиантных подростков / Г. В. Жарков / Автореф. дис ….канд. психол. наук. – Казань, 2000. - 23 с.;
15. Карабанова, О. А. Возрастная психология / О. А. Карабанова. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 240 с.;
16. Ковалёв, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - М.: «Просвещение», 1969.
17. Колесниченко, В.О. Акцентуация характера в самореализации творческой личности / В.О. Колесниченко // Образование и общество. – 2008. - № 2. – С. 56-58;
18. Леонгард ,К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов н/Д., «Феникс», 2000. – 142 с.;
19. Личко, А. Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии / А.Е. Личко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 1993. - № 1. - С. 5-17;
20. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Ленинград : Медицина, 1983. – 76 с.
21. Мухина, В. С. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях / В.С. Мухина // Развитие личности. – 2001. - № 2.
22. Плеханова, В.В. ИССЛЕДОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ // Вестник магистратуры. 2022. №3-2 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-aktsentuatsiy-haraktera-u-studentov-1 (дата обращения: 06.03.2024).
23. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М. : Воронеж: МОДЭК, 2000. – 303 с.;
24. Селиванова, З. К. Смысложизненные ориентации подростков / З. К. Селиванова // Социс. - 2001. - № 2. – С. 99-102;
25. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды : проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 219 с.