Фрагмент для ознакомления
2
Что же такое – театр? Известно, что слово «театр» произошло от греческого «theatron» - место для зрелищ, зрелище. Следуя исторической этимологии в настоящее время слово «театр» обозначает и здание, где происходит представление, и сам спектакль. Но понятие театра, это больше, чем помещение или само представление. Театр – это форма культуры, с помощью которой происходит самореализация человека. Театр – это вид искусства, художественно отражающий и осваивающий действительность через драматическое действие, осуществляемое актёрами на глазах у зрителей .
Каковы особенности театрального вида искусства? Прежде всего, это особая природа театра. В отличии от других видов искусств, она синтетична. Театр, будучи самостоятельным видом художественного творчества, соединяет различные виды искусств, различные возможности выражения смысла. Театр – это соединение речи и пластики, декораций и костюмов, танца и музыки. Как следствие синтетичной природы театр представляет собой коллективное творчество . В спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актёра, а также труд многих других работников (осветителей, костюмеров, гримеров и т. д.). Конечно, особое место в театральном действии принадлежит зрителю. Он играет роль не только созерцателя театрального действия, но и роль «действующего лица» – со-участника театрального события, становясь неотъемлемой частью театрального действия.
Целью данной работы является рассмотрение феномена театра на Таганке во времена СССР и современной России.
1 Возникновение «Таганки»
Театр драмы и комедии на Таганке (неофициально - Таганка) возник на рубеже эпох. Официально Московский театр драмы и комедии в этом здании открылся в 1946 г., но значительным явлением в истории отечественного театра он стал на два десятилетия позже. Режиссер Ю. Любимов возглавил театр и привел в него группу студентов из Театрального училища им. Б. Щукина в 1964 г., когда хрущёвская оттепель доживала последние месяцы и начиналось брежневское время .
Значительную часть своей истории коллектив Любимова существовал в эпоху застоя. Но характеристики момента - например, депрессивность и отчужденность людей от официального дискурса - не стали доминирующими в эстетике Таганки.
На облик повлияла эпоха, в финале которой труппа «прошмыгнула в дверь, которая тут же захлопнулась» . Таганка была оплотом духа шестидесятничества. Часть спектаклей коллектива - по текстам той эпохи, то есть прямо отражали идейные и стилевые изменения в культуре. Но и в постановках классики («Гамлет» У. Шекспира, «Борис Годунов» А. С. Пушкина) или текстов иностранных авторов («Жизнь Галилея» и «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта) Таганка отстаивала идеалы, близкие к установкам оттепели.
Оттепель, десять лет от смерти И. В. Сталина в 1953 г. до снятия Н. С. Хрущёва с постов во власти в 1964 г., названные по заглавию повести И. Эренбурга, характеризовалась небольшим «освобождением» советского общества по сравнению с годами власти И. В. Сталина. Развенчание культа личности, реабилитация репрессированных, новые культурные события, ранее невозможные, изменение общественного запроса на то, что отражает искусство, - некоторые его черты. Одним из важных проводников перемен и новых настроений в обществе стала поэзия. Молодые поэты были выразителями духа времени; они быстро становились не просто интересными авторами, но публичными фигурами, артистами. Авторы фундаментального труда об истории коллектива Таганки А. Абелюк и Е. Леенсон отмечают: «Слушать стихи приходили в Политехнический музей и на стадион в Лужники - это был особого рода площадной театр» . Они же утверждают, что Таганка одной из первых «ощутила» и воплотила материально эту связь.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абелюк А., Леенсон Е. Таганка: личное дело одного театра. При участии Юрия Любимова. М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 648 с.
2) Берсенева Е.В. История театра. – Кемерово, 2018. – 48 с.
3) Богданова П. Б. Театр, рожденный «оттепелью»: общая характеристика // Труды русской антропологической школы. 2012. № 11. С. 308–326.
4) Генкин А.Л. О выставке «Легенда на Таганской площади»// УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОКРУГ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ. 2014. № 2. С. 15-20
5) Дымарский В. Н. Театр хрущевской эпохи. Не только «Современник» // Времена Хрущева. В людях, фактах и мифах. М.: АСТ, 2011
6) Красильникова Е.В., Корученов С. Театр как форма культуры//ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНОВ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. Материалы 48-ой научно-практической конференции студентов и молодых учёных. Тверь, 2020. С. 387-390
7) Кречетова Р. Любимов. Портреты режиссеров // Портреты режиссеров:ы [Сб. статей] / Ленингр. гос. инт театра, музыки и кинематографии. М.: Искусство, 1972. С. 121–157.
8) Мальцева О. Н. Поэтический театр Юрия Любимова: Спектакли Московского театра драмы и комедии на Таганке: 1964–1998. СПб.: Российский институт истории искусств, 1999. — 271 с
9) Смехов В. Золотой век Таганки. М.: Старое кино, 2012. — 192 с.
10) Чжун Чжун Ок. Поэтический эпос в революционном духе. В. Мейерхольд и Ю. Любимов // О спектаклях Юрия Любимова. М.: ГИТИС, 2004. - 35 с.
11) Якимова В. В. Оттепель 1960-х годов и ее влияние на стилевые и эстетические особенности Театра на Таганке// Поэтический театр в России ХХ–ХХI веков: Сборник статей Первой научной конференции / Сост. и общ. ред.: Ю. Н. Гирба. - М.: Издательство ГИТИС, 2021. С. 95-101