Фрагмент для ознакомления
2
Основная часть доходов бюджета состоит из обязательных платежей, таких как налоги, страховые взносы, таможенные пошлины и другие. Для обеспечения защиты прав граждан и стимулирования экономических процессов нормативное регулирование предусматривает возможность установления льгот и преференций по таким платежам, что влечет уменьшение доходов бюджета. В мировой и российской практике государственного управления признается важность оценки не только объемов этих потерь доходов, но и их эффективности с точки зрения достижения социально-экономических целей, которые были мотивацией для введения таких льгот и преференций.
Необходимость законодательного регулирования такой оценки и ее внедрение в процедуры бюджетного процесса, а также определение статусов органов, ответственных за этот процесс, требует формирования нового комплекса нормативных правил, обычно называемого институтом налоговых расходов бюджетной системы государства. С 2019 года подобный правовой инструмент был введен в российское бюджетное законодательство, что вызвало ряд теоретических и практических вопросов.
Несмотря на то, что институт налоговых расходов уже закреплен законодательно и внедрен в практику органов исполнительной власти всех уровней, теоретическая концепция налоговых расходов до сих пор недостаточно разработана. В частности, финансово-правовая доктрина не предоставляет четкого ответа на вопрос о совпадении понятий «налоговые расходы» и «налоговые льготы и преференции», что мешает выделению налоговых расходов из общего массива стимулирующих мер и приводит к неэффективности их оценки.
Также остаются нерешенными или недостаточно рассмотренными вопросы о правовой природе нового инструмента, его сущности и целях, а также о правовом механизме его реализации и форматах закрепления в системе бюджетной деятельности.
Актуальность темы исследования также обусловлена проблемами в нормативном регулировании процесса оценки налоговых расходов, которые уже проявились или могут возникнуть в будущем. Основные проблемы практического характера связаны с реализацией установленных процедур оценки налоговых расходов, улучшением как законодательного регулирования, так и методологии такой оценки, которая в настоящее время часто реализуется формально.
Цель работы – рассмотрение налоговых расходов бюджетов и анализ их роли в обеспечении инвестиционного развития Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть содержание налоговых расходов и их влияние на экономическую деятельность и инвестиционное развитие в Российской Федерации
2. Изучить концепцию налоговых расходов бюджета
3. Провести анализ российской практики предоставления налоговых расходов
4. Оценить эффективности налоговых расходов в российской практике
5. Определить направления совершенствования практики использования налоговых расходов для стимулирования инвестиций
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в связи формированием перечней и оценкой налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предметом исследования выступают положения Бюджетного кодекса РФ и иных актов бюджетно-правового регулирования федерального, регионального и муниципального уровней..
Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Содержание налоговых расходов и их влияние на экономическую деятельность и инвестиционное развитие в Российской Федерации
По мнению экономистов, их предложение основывается на анализе налоговой практики и действующего законодательства . Они определяют налоговые расходы как убытки бюджета, обусловленные налоговыми льготами и специальными налоговыми режимами, которые предусмотрены в рамках государственной поддержки, соответствуя целям государственных программ и социально-экономической политики.
Основываясь на представленных определениях, следует отметить, что в данном случае налоговые расходы включают только преференции налогового законодательства, но не определяют критерии для классификации убытков как налоговые расходы. Например, И.А. Майбуров рассматривает налоговые льготы как налоговые расходы, определяя их как упущенные доходы бюджета из-за отклонений от норм налогообложения, которые приносят какие-то преимущества определенным видам деятельности или группам налогоплательщиков .
Таким образом, в российской науке преобладает узкий подход, который не различает налоговые льготы и налоговые расходы. Для разграничения этих понятий необходимо понять суть налоговых льгот. В широком смысле льгота понимается как преимущество или облегчение, предоставляемое кому-либо или чему-либо, как исключение из общих правил.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ, налоговая льгота - это преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность освобождения от уплаты налога или уплаты его в меньшем размере. Однако в научных работах считается, что эта дефиниция слишком узкая, так как налоговая льгота может заключаться не только в предоставлении преимуществ, но и в частичном освобождении от обязанностей или облегчении их выполнения. Таким образом, задача разграничения налоговых льгот и налоговых расходов требует установления дополнительных критериев.
В.Г. Пансков определяет налоговую льготу как целевое преимущественное право или исключение из налоговой базы и объекта налогообложения, которое способствует достижению экономической, бюджетной, фискальной или социальной эффективности . Он предлагает уточнить определение, принятое в налоговом законодательстве, с помощью критериев, выделяющих налоговые льготы из общей массы преференций. Например, путем индивидуализации и выделения конкретных категорий налогоплательщиков или объектов налогообложения, а также определения цели предоставления льготы. Без таких критериев освобождение от уплаты налога не может быть считаться налоговой льготой.
Понятия «налоговые льготы» и «налоговые преференции» часто рассматриваются как взаимозаменяемые. Однако определение «преференции» в современном экономическом словаре фактически соответствует понятию «налоговых расходов», так как оно описывает целевые меры и их комплексный характер в различных сферах. Налоговые преференции представляют собой преимущества и льготы, предоставляемые определенным категориям налогоплательщиков для поддержки определенных видов деятельности. Они могут выражаться в виде снижения налогов, льготных условий по таможенным пошлинам, освобождения от платежей или предоставления выгодных кредитов. Такие меры предоставляются государством и направлены на конкретные адресаты.
Однако в международном сообществе налоговые расходы рассматриваются как отклонения от базовой структуры налогообложения, включающей обязательные элементы, установленные законодательством. Например, в России в Налоговом кодексе перечислены такие элементы, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т. д. Однако четко не определено, какие именно положения следует считать преференциальными, что усложняет определение базовой структуры. Например, когда преференции не включены в специальный раздел, а закреплены в различных статьях, возникают затруднения в определении налоговых расходов.
Термин «налоговые расходы» имеет бюджетный характер, поскольку его целью является оценка эффективности предоставляемых преференций в рамках бюджетного процесса и оценка упущенных доходов. Однако термин может вводить в заблуждение, так как фактически не описывает финансовые потоки, а скорее предназначен для достижения того же эффекта, что и прямые расходы. Различие между налоговыми расходами и расходами бюджета проявляется также в способе их отражения в бюджетной документации и доступности информации о них для общественности .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.
3. Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8420.
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах» // СЗ РФ. 2019. № 6. Ст. 542.
Специальная литература
5. Stanley S. Surrey & Paul R. McDaniel. The Tax Expenditure Concept: Current Developments And Emerging Issues. 20 B.C.L. 1979. P. 225-355.
6. Атаян Ю. К. Оценка эффективности налоговых льгот //Синергия Наук. — 2020. — №. 47. — С. 163–178.
7. Баташев Р.В. Налоговые льготы в структуре приоритетов налоговой политики региона // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-4 (76). - С. 962
8. Гильфанов Р. М., Евстафьева А. Х. Особенности оценки эффективности налоговых льгот //Инновационное развитие экономики. — 2019. — №. 5–1. — С. 174
9. Майбуров И.А. Оценка налоговых расходов и эффективности налоговых льгот: методология решения задачи // Общество и экономика. 2013. № 4. С. 72.
10. Малинина Т.А. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и российская практика М.: Ин-т экономической политики им. Е.Т. Гайдара, 2010. 212 с.
11. Пансков В.Г. О некоторых теоретических аспектах содержания понятия «налоговая льгота» // Налогообложение. 2014. № 4. С. 44.
12. Пинская М.Р., Милоголов Н.С., Иванов А. Принципы и подходы к составлению реестра налоговых расходов // Налоги и налогообложение. 2018. № 6. С. 9.
13. Попова Е.М., Гусейнова Г.М. Совершенствование методологической базы по идентификации налоговых расходов // Финансы и управление. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodologicheskoy-bazy-po-identifikatsii-nalogovyh-rashodov (дата обращения: 18.03.2024).
14. Самойлова К.Н., Рукина С.Н., Герасимова К.А., Такмазян А.С. Формирование системы управления налоговыми расходами в регионе // Финансовые исследования. 2020. № 2(67). С. 25.
15. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА, 2017. 798 с.