Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы изучения возрастной динамики психологических проблем подростков
1.1 Возрастная динамика психологических проблем подростков в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Существуют различные подходы к периодизации подросткового возраста. Так, например, С. Холл в период становления психологии в качестве самостоятельной науки подростковый возраст определял как период своего рода «бури и натиска», и при этом ставил возрастные рамки, начиная от начала полового созревания (то есть это 12-13 лет) и до наступления у индивида взрослости (то есть примерно 22-25 лет). В качестве основных характеристик этого возраста, с точки зрения Холла, являются противоречивость, парадоксальность, а также амбивалентность [23].
С точки зрения Л.С. Выготского, как временные рамки, так и специфики протекания пубертатного возрастного периода разниться могут в прямой зависимости именно от индивидуальных особенностей каждого человека, а также еще и уровня развития того общества, к которому человек принадлежит. Л.С. Выготского выделил следующие две фазы: 1) это фаза влечений (то есть негативная); 2) фаза интересов (позитивная). Следует указать, что фаза влечений характеризуется возникновением у личности новых приоритетов, одновременным угасанием прежней системы ценностей, а также сменой референтной группы – то есть на первое место выдвигаются сверстники и процесс общения с ними. В свою очередь в период прохождения второй фазы – то есть фазы интересов – у подростка формируется рефлексия и самосознание, появляются новые интересы, нередко связанные с профессиональным самоопределением [4, с. 132].
Л.И. Божович обозначает более определенные временные рамки подросткового возраста – это 12-17 лет, также выделяя следующие две фазы: 1) 12-15 лет; 2) 15-17 лет. Особо Л.И. Божович подчеркивает проблемность и кризисный характер этого периода. В первой фазе ранее сформировавшиеся отношение индивида к миру серьезным образом перестраивается, меняется, происходит формирование самоопределения и самосознания. Это все ведет к построению уже новой жизненной позиции, с которой индивид вступает в юношество [1].
Э. Эриксон отрочество характеризовал как самый сложный и наиболее важный период жизни индивида. При этом он указывает для подросткового возраста достаточно широкие временные рамки: с в 12-13 лет и до 18-19 лет, когда происходит формирование эго-идентичности. С точки зрения Э. Эриксона, наиболее серьезны кризисом является именно кризис подросткового возраста, сущность которого в том, что индивиду необходимо вновь пройти все критические этапы развития, на сознательном уровне решить свои внутренние проблемы и осуществить разумный выбор. То есть это не конфликт, возникающий между психологическими структурами, а это конфликт именно внутри эго [26].
Необходимо подчеркнуть, что у подавляющего большинства авторов, акцентирующих внимание на изучении психологических характеристик подросткового возраста, доминирует идея возникновения нового уровня самосознания, нового отношения к себе, а также формирования идентичности.
Так, периодизация Д. Эльконина базируется на идее смены основных форм деятельности, и подростковый период определяется возрастными рамками от 11 до 17 лет. Названный исследователь подростковый возраст подразделяет на следующие две фазы: во-первых, это средний школьный возраст (диапазон 11-15 лет), где ведущим видом деятельности является общением со сверстниками, во-вторых, это старший школьный возраст (диапазон 15-17 лет), где на первый план выходит уже учебно-профессиональная деятельность [25].
Периодизация А.Е. Личко базируется на специфических поведенческих реакциях индивида непосредственно на изменения окружающей среды, свойственных именно для подросткового возраста. Автор в них числе выделяет группирования со сверстниками, реакции эмансипации, хобби-реакция, реакции, которые основаны на сексуальном влечении именно в стадии активного формирования. А.Е. Личко, объединив данные особенности непосредственно со сменой ведущих форм деятельности, которые были описаны Элькониным, возраст 12-17 лет выделил в качестве подросткового и затем его разделил его на этапы [10]:
- предпубертатный возраст (это 10-11 лет);
- первый (младший) пубертатный возраст (это 12-13 лет);
- второй (или средний) пубертатный возраст (это 14-15 лет);
- третий (старший) пубертатный возраст (это 16-17 лет);
- постпубертатный возраст (это 18-19 лет).
На современном этапе многие отечественные психологи придерживаются периодизации Эльконина. Это обусловлено тем, что определенные им возрастные рамки совпадают с возрастными рамками многих других исследователей.
С точки зрения Н.В. Ванюхиной, практически каждый возрастной этап подросткового возраста отличается своими проявлениями форм и структур психических состояний: то есть определенных сторон структуры. Согласно проведенным Н.В. Ванюхиной исследованиям психических состояний было установлено, что в предподростковом возрасте переживается 26 состояний, которые сопровождают учебную деятельность, в период младшего подросткового возраста – 28 состояний, в период среднего подросткового возраста – 37 состояний, наконец, в период старшего подросткового возраста – уже 42 состояния. То есть было установлено, что прослеживается увеличение количество названных состояний непосредственно от предподросткового возраста к старшему подростковому. Н.В. Ванюхиной для исследования из всех состояний выбраны были типичные, встречающиеся у большинства испытуемых. Таковыми стали: активация, радость, сонливость и страх. Также типичными состояниями в предподростковом возрасте оказались заинтересованность и оживление/оживленность, при том, как в старшем подростковом возрасте – это усталость [3, c. 14].
Психические состояния в предподростковом возрасте дифференцируются непосредственно в характеристиках психических процессов, а именно: мышления, представлений, воли, воображения; отдельных физиологических реакций: сердечно-сосудистой системы, мышечного тонуса; определенных переживаний: бодрости, веселости, раскованности, а также активности; наконец, поведения: устойчивости, продуманности, а также открытости [3, c. 15].
В период младшего подросткового возраста психические прослеживается отличие состояний по показателям представлений, ощущений, мышления, воли и воображения; мышечного тонуса, температурных ощущений, двигательной активности; бодрости, веселости, раскованности, а также активности переживаний; устойчивости, продуманности, наконец, открытости поведения. В период среднего подросткового возраста такого рода показателями выступают восприятие, ощущения, память, а также речь; дыхание и двигательная активность; раскованность, активность переживаний и оптимизм; наконец, открытость поведения и активность. В период старшего подросткового возраста существенные изменения при актуализации состояний прослеживаются в воображении; двигательной активности и координации движений; раскованности переживаний и бодрости; последовательности поведения [9, c. 81].
То есть параметры состояний характеризуются имеющие место для каждого подпериода подросткового возраста особенности. Также в течении практически всего подросткового возраста прослеживается тенденция к снижению количества изменяющихся показателей типичных состояний.
Также Н.В. Ванюхиной выявлено было изменение количество корреляционных связей процессов, психических состояний, а также свойств личности подростков. Например, число корреляций показателей психических процессов и состояний снижается от предподросткового непосредственно к среднему подростковому возрасту (то есть от 53 корреляций до 25), что, скорее всего, говорит о снижении неравновесности системы по причине повышения способности у подростков к саморегуляции своих состояний, а также более успешной адаптации к учебной деятельности. В свою очередь в старшем подростковом возрасте количество корреляций показателей психических процессов и состояний заметно возрастает (выявлена 63 корреляции), что обусловлено повышением неравновесности системы (то ест снижением устойчивости психологических характеристик) по причине перехода этих подростков в старшие классы, заметным усложнения учебных дисциплин, а также повышения у подростков роли самостоятельных занятий.
По завершению предподросткового возраста количество корреляций показателей психических свойств и состояний личности показывает тенденцию к снижению, но увеличение числа взаимосвязей имеет свое начало не в старшем подростковом возрасте, как это происходит с процессами, а в среднем (порядка 90 корреляций) и имеет свою продолжительность уже в старшем подростковом возрасте (получена 201 корреляция). Такого рода цикличность может быть связана с циклами осуществления повышения/понижения неравновесности на разных этапах рассматриваемого возрастного периода.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 240 с. – Текст: непосредственный.
2. Брюхова, В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству / В.М. Брюханов. – Текст: непосредственный // Классный руководитель. – 2007. – № 6. – С.126-131.
3. Ванюхина, Н.В. Особенности психических состояний детей подросткового возраста: автореф. дис. … канд. психологич. наук / Н.В. Ванюхина. – Казань 2004. – 20 с. – Текст: непосредственный.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. / Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1993. – Т.4. – 280 с. – Текст: непосредственный.
5. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – Москва: Пед. о-во России, 2017. – 200 с. – Текст: непосредственный.
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва: Пед. о – во России, 2016. – 488 c. – Текст: непосредственный.
7. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – Москва: Академия, 2016. – 412 с. – Текст: непосредственный.
8. Каргин, М.И. Особенности возрастных кризисов в подростковом возрасте / М.И. Каргин, Е.А. Васягина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. -С. 136-141. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25385971_95886666.pdf (дата обращения 07. 03.2024). – Текст: электронный.
9. Катеринина, А.А. Психология подросткового возраста: учебное пособие / А.А. Катеринина. – Орск: ОГУ, 2015. – 159 с. – Текст: непосредственный.
10. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Ленинград: Медицина, 1983. – 131 с. – Текст: непосредственный
11. Малкина-Пых, И. Кризисы подросткового возраста / И. Малкина-Пых. – Москва: Эксмо, 2014. – 210 с. – Текст: непосредственный.
12. Милицына, В. Как помочь подростку благополучно пережить и завершить кризисный период / В. Милицына. – Текст: непосредственный // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2018. – № 5. – С. 40-49.
13. Михайлова, Н. Понимать детство / Н. Михайлова, С. Юсфин. – Москва: Народ. образование, 2019. – 188 с. – Текст: непосредственный.
14. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник / С.В. Молчанов. – Москва: Юрайт, 2019. – 351 с. – Текст: непосредственный.
15. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / под общей редакцией Е.Н. Степанова. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 196 с. – Текст: непосредственный.
16. Олейникова, А.В. Кризис подросткового возраста / А.В. Олейникова //Аллея науки. – 2018. – Т. 2. № 10 (26). – С. 955-957. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28786051_61636788.pdf (дата обращения 10.03.2024). – Текст: электронный.
17. Прихожан, А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – Текст: непосредственный // Психологич. наука и образование. – 2012. – №1. – С.82-87.
18. Регуш, Л.А. Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика / Л.А. Регуш, Е.В. Алексеева, А.В. Орлова, Ю.С. Пежемская. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 34 с. – Текст: непосредственный.
19. Сидоренко, Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме / Е.А. Сидоренко. – Текст: непосредственный // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 6. – С. 3-15.
20. Скотаренко, Е.Л. Потребности и интересы современных подростков / Е.Л. Скотаренко. – Текст: непосредственный // Классный руководитель. – 2015. – № 5. – С. 74-80.
21. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 286 с. – Текст: непосредственный.
22. Ходырева, С.В. Особенности протекания подросткового кризиса у современных подростков / С.В. Ходырева // Будущее науки – 2019: сб. науч. ст. 7-й Междунар. молодеж. науч. конференции. – Курск, 2019. – С. 334-337. – Текст: непосредственный.
23. Холл, С.Г. Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения: очерки по детской психологии и педагогике / С. Холл. – Москва: URSS, 2016. – 444 с. – Текст: непосредственный.
24. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, 1998. – 450 с. – Текст: непосредственный.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Д. Эльконин. – Москва: Академия, 2007. – 194 с. – Текст: непосредственный.
26. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ./ Э. Эриксон. – Москва, 1996. – 344 с. – Текст: непосредственный.