Фрагмент для ознакомления
2
1 Нейропсихологическая наука
1.1 Нейропсихология как наука
Нейропсихология — это отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций. В рамках клинической психологии наряду с нейропсихологией выделяют еще ряд направлений: патопсихологию, психосоматику, психологию аномального развития, психотерапию[8].
Нейропсихология как область психологической науки начала складываться в начале ХХ века. Она сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат — психологии, медицины, физиологии.
Нейропсихология — это также наука, изучающая дисфункции, степень сформированности высших психических функций. Она позволяет не только описать симптомы их нарушения, но и выявить механизмы, помогающие в разработке адекватной тактики ведения больного.
Основоположником отечественной нейропсихологии является выдающийся ученый ХХ века, доктор психологических и медицинских наук А. Р. Лурия.
Во многом благодаря ему, отечественная нейропсихология известна во всем мире и занимает одно из первых мест среди других нейропсихологических школ в зарубежных странах. Работы А. Р. Лурия представлены во всех современных зарубежных медицинских изданиях о нарушениях обучения и поведения.
Нейропсихология детского возраста — область нейропсихологии, изучающая взаимосвязь социального функционирования (поведения и обучения) ребенка с формированием его психических функций и личности, с развитием мозга в норме и патологии, а также исследующая возможности использования получаемых знаний для коррекционно-развивающего обучения [7].
Основная задача нейропсихологии детского возраста — выявление дисфункций, несформированности высших психических функций, которые возникают при незрелости определенных отделов мозга.
1.2 Отличия российской и западной нейропсихологии
Российская нейропсихология и западная нейропсихология имеют свои отличия в подходах и методологии исследования.
Российская нейропсихология, исходя из психологической основы, не имеет общей концептуальной схемы работы мозга как целого. Западная нейропсихология, напротив, больше опирается на медицинские аспекты, но также не обладает единой нейропсихологической теорией, объясняющей принципы функционирования мозга в целом.
Однако, западная нейропсихология достигла значительных успехов в разработке количественных методов исследования. Она активно использует эмпирические данные и психометрику для изучения функций мозга. В основном, для изучения пациентов с локальными поражениями мозга применяются стандартизированные количественные методы оценки отдельных функций.
Интересно отметить, что в некоторых странах, например, в США, нейропсихологическое исследование проводится без предварительного анализа клинических данных. Нейропсихолог работает только с результатами исследования, полученными ассистентом, не взаимодействуя напрямую с пациентом.
Отечественная нейропсихология, развитая Лурией, в большей степени основывается на психологии и на структуре психических функций, разработанной в среде психологов. В этом ее отличие и преимущество от западной нейропсихологии, которая в значительной мере является ответвлением медицины, что существенно ограничивает рамки исследований[14].
В отечественной нейропсихологии большое внимание уделяется особенностям контакта и поведения пациента во время обследования, а также процессу выполнения заданий. Предварительная беседа с пациентом, проводимая нейропсихологом, позволяет составить общее представление о состоянии его сознания, уровне и особенностях личности, а также его отношении к себе и текущей ситуации. Полученные данные из беседы и наблюдений являются важным материалом для постановки диагноза.
Таким образом, российская и западная нейропсихологии имеют разные подходы к изучению мозга и разработке методологии исследования. В то время как западная нейропсихология обладает более развитыми количественными методами, российская нейропсихология уделяет большее внимание взаимодействию с пациентом и контекстуальным аспектам его поведения. Объединение этих подходов может привести к более полному пониманию работы мозга и эффективным методам диагностики и реабилитации пациентов с поражениями мозга.
1.3 Нейропсихологическое исследование
1.3.1 Сущность исследования
Нейропсихологическое исследование является специализированным методом изучения когнитивных функций человека на основе знаний о строении и функционировании мозга. Оно позволяет выявить различные аспекты психического функционирования, такие как внимание, память, мышление, речь, координацию движений и другие.
В процессе нейропсихологического обследования используются различные методики и тесты, направленные на изучение специфических когнитивных процессов у человека. На основе полученных данных можно выявить уровень развития этих функций, выявить наличие патологий или нарушений, а также определить стратегии реабилитации и коррекции психических процессов.
Основы нейропсихологического исследования и нейропсихологические методы были разработаны А.Р. Лурия и его ближайшими сотрудниками Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, В. Лубовским и др.
Такое обследование часто проводится при подозрении на нарушения мозговой деятельности, травмы головы, опухоли головного мозга, деменции, детских неврологических заболеваний и других состояний, которые могут влиять на когнитивные функции человека.
Нейропсихологическое обследование помогает более точно определить причины патологических проявлений и разработать индивидуальный подход к пациенту с учетом его нейрологических особенностей. Оно играет важную роль в диагностике, реабилитации и поддержании психического здоровья человека.
Нейропсихологическое исследование включает следующие этапы[1]:
1) Описание и анализ состояния, а также клинической картины нарушения высших психических функций;
2) Выявление факторов или механизмов нарушения высших психических функций;
3) Определение симптомов и синдрома нарушений, т.е. анализ и поиск совокупности факторов нарушения психических функций и их влияние на другие функции;
4) Выявление сохранных высших психических функций и определение их состояния;
5) Постановка диагноза и определение методов реабилитации или восстановления нарушенной функции.
Нейропсихологическое исследование в отличие от традиционного психологического исследования является структурно-динамическим, т.к. предполагает не только обнаружение дефекта, но и слежение за его динамикой с помощью специальных методик, тестовых заданий и проб, а также выявление тех или иных характеристик изменения познавательной деятельности, особенностей личности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бекоева Д.Д. Особенности нейропсихологического исследования / Бекоева Д.Д., Дегтярев В.А. // Педагогика и психология образования. – 2009. – №3. – с.34-48.
2. Букинич А.М. Структурный анализ результатов нейропсихологического обследования детей 6–9 лет / Букинич А.М., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Ахутина Т.В., Гусев А.Н., Кремлев А.Е. // Культурно-историческая психология. – 2022. – № 2. – с. 21—31.
3. Войтенков В.Б. Транскраниальная магнитная стимуляция как диагностическая терапевтическая методика / Войтенков В.Б., Скрипченко Н.В., Климкин А.В.// Неврологический журнал. – 2015. – №5. – с.4-13.
4. Воронина Е.А. Формирование осознанного отношения к учебной деятельности как путь к саморегулируемому обучению / Воронина Е.А., Курьян М.Л. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2016. – №2 (41). – с.104–112.
5. Габуева Е.М. Причины нейропсихологических трудностей в обучении ссовременных детей / Е.М. Габуева, О.А. Камнева, О.В. Семеняк [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - №8 (110). – с.157-163.
6. Глозман Ж. М. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе. / Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева – М.: Смысл, 2019. – 544 с.
7. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с
8. Гогберашвили Т.Ю. Нейропсихологические методы в педиатрии: возможности и перспективы применения / Гогберашвили Т.Ю., Каркашадзе Г. А., Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И. // ПФ. – 2011. – №6. – с. 83-87.
9. Дорофеева С. А. Методы нейропсихологической диагностики: практическое руководство / Дорофеева С. А., Вассерман Л. И., Меерсон Я. А. // Санкт-Петербург: СТРОЙЛЕСПЕЧАТЬ, 1997. – с.31-32.
10. Колодко В. Г. Электроэнцефалография как основной метод клинической нейрофизиологии // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. – 2011. – №1-2. – c.16-21.
11. Кремнева Е.И. Функциональная магнитно-резонансная томография / Кремнева Е.И., Коновалов Р. Н., Кротенкова М. В. // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. – 2011. – №1. – с.30-34.
12. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. – 232 с.
13. Тихонова А. С. Возможности объективизации и разработка критериев оценки динамики показателей стандартных нейропсихологических методик / А. С. Тихонова, А. В. Котельникова, А. А. Кукшина // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2020. – № 4. – c. 81-95.
14. Хомская Е. Д. Нейропсихологическая школа Лурии // Вопросы психологии, 1997. – № 5. – с. 79–96.
15. Чурило Н.В. Нейропедагогика как основа эффективного образовательного процесса // Auditorium. – 2019. – №2 (22).
16. Computerized Neuropsychological Assessment in 6–9 Years-old Children / A. А. Korneev [et al.] // KnE Life Sciences. – 2018. – Т. 4. – №. 8. – С. 495–506.