Фрагмент для ознакомления
2
Решение проблем психолого-педагогического характера в различных сферах деятельности напрямую зависит от опоры на науку, в частности, на педагогику и психологию, как на особо важные отрасли человековедения. Усиленное накопление актуальных психолого-педагогических знаний в настоящее время должно иметь осознанный, осмысленный характер, подчинено потребностям государства, иметь связь с другими науками. Решение указанных проблем возможно только с помощью методологической оснащенности психологической и педагогической науки, стимулирования исследований в данной области. Совершенствование методических и методологических навыков исследователей значительно увеличивает эффективность их работы, делает такую работу более эффективнее и конкретнее [1].
В настоящее время особое значение приобретает проблема повышения качества психолого-педагогических исследований. Формируется усиленная направленность методологии с целью помочь исследователю, сформировать у него особые навыки в области исследовательской работы.
Таким образом, подробное изучение понятия психолого-педагогического исследования, классификации и характеристики его этапов является актуальным для развития будущего специалиста, в том числе, для повышения качества исследовательской работы.
Степень освещенности проблемы.
Разработкой методологии психолого-педагогического исследования занимались множество отечественных ученых. Работы В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Сластенина и др. посвящены основам организации психолого-педагогического исследования. О.А. Абдуллина, И.Ю. Ерофеева, О.И. Митриш исследовали в своих работах процесс формирования исследовательских умений. Различные аспекты научно-исследовательской деятельности педагогов и психологов рассматривались такими учеными, как Н.Г. Алексеев, Л.В. Ведерникова, П.Ф. Анисимова, Г.Ш. Гайнутдинова, В.И. Горовая, Е.С. Казанцева, А.В. Леонтович, А.А. Солдатова, С.И. Тарасова и др.
К настоящему моменту в науке накоплен богатый материал по проблеме психолого-педагогических исследований, а также их этапов.
Целью исследования является теоретический анализ особенностей и характеристики этапов психолого-педагогических исследований.
Объект исследования: психолого-педагогические исследования.
Предмет исследования: особенности и характеристики этапов психолого-педагогических исследований.
Задачи исследования:
1. С помощью теоретического анализа обосновать понятие психолого-педагогического исследования.
2. Провести теоретический анализ по выявлению классификации этапов психолого-педагогического исследования.
3. Дать характеристику каждого из этапов психолого-педагогического исследования.
4. Проанализировать особенности этапов психолого-педагогического исследования на примере данной работы.
В теоретическую основу исследования вошли принцип единства теории и практики, творческий принцип (конкретно-исторический подход к исследуемому вопросу), принцип объективности, а также всесторонности изучения психолого-педагогических процессов и явлений.
Методы исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме, теоретическое моделирование, анализ понятийно-терминологической системы).
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из 24 страниц, включая введение, четыре параграфа, заключение, список использованных источников, 1 таблицу.
1. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
В качестве изначального пункта в научной характеристике понятия «психолого-педагогическое исследование» обоснованно используется определение его понятий.
А.А. Шабалина приводит следующее определение понятия наука – «это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность человека в сфере науки называется научным исследованием – это особая форма процесса познания, систематизации и целенаправленное изучение объектов с использованием средств и методов науки и формирование знаний об изучаемых объектах» [2].
Научное познание является не единственным приемом отражения существующей действительности, она может выражаться стихийно-эмпирической или обыденной формой познания (в результате обычного наблюдения явлений и процессов), а также в художественно-образной форме (в формате произведений искусства). Но, при этом отметим, что научное познание является особым процессом, его отличия от стихийно-эмпирической формы познания приведены в Таблице 1.
Таким образом, выделим основные признаки научного психолого-педагогического исследования как процесса и результата научной исследовательской деятельности:
- однозначность терминологии: применение научных категорий психологии и педагогики и однозначность их трактовки;
- характер цели деятельности: научно-познавательная;
- выделение специального объекта исследования: он является конкретным, а также является элементом, частью объекта науки (психологии и педагогики);
- использование специальных средств познания: применение методов научного психолого-педагогического исследования [3].
Таблица 1. – Отличия научного познания от стихийно-эмпирического
Признаки сравнения Научное познание Обыденное познание
(стихийно-эмпирическое)
Кто осуществляет Специальные группы людей Любой, кто занят практической деятельностью
Источник знаний Решение научных проблем Практические действия
Знания (как результат) Добываются целенаправленно Являются «побочным эффектом» практической деятельности
Средства познания Специализированные Отсутствуют
Суть научного исследования в психологии и педагогики характеризуется тем, что научный работник наблюдает и описывает факты, выделяет проблему, которая порождается фактами и самим научным поиском, формулирует пути решения проблемы, которые обоснованны анализом теорий и опыта, и в конечном счете, получает результаты в формате новых правил, теорий, методов, учебных пособий и др. Исследование в области педагогики характеризуется процессом и результатом научной деятельности, которая направлена на получение новых знаний о структуре и механизмах образования, его закономерностях, содержании, технологий и принципах [3]. Исследование в области психологии характеризуется процессом и результатом научной деятельности, направленной на получение новых знаний об особенностях и закономерностях психики человека и его поведения [4].
Отметим, что ученые, которые организуют научные исследования в области педагогики и психологии, полагают, что явления действительности происходят не беспорядочно, а с помощью определенных законов и которые раскрываются с применением научных методов. Так, в основе научного исследования находятся некоторые принципы, определяющие его методологию. Выделяют следующие основные методологические принципы психолого-педагогического исследования:
- принцип детерминизма;
- принцип единства физиологического и психического;
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип развития;
- системно-структурный принцип;
- принцип «истинности-ложности»;
- принцип «научности»;
- принцип «метода исследования» и др. [4].
В большинстве научных психолого-педагогических исследованиях необходимо выделить общепринятые методологические категории: проблему, тему, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотезу, защищаемые положения, методы исследования. При этом, главными критериями качества такого исследования являются критерии новизны, актуальности, теоретической и практической значимости [2].
Брызгалова С.И. отмечает, что в большинстве психолого-педагогических исследованиях проблема исследования характеризуется «как вопрос, который необходимо изучить и разрешить. Однако выполняемый в исследовании философский, логический, лингвистический, психологический, педагогический анализ понятия вопрос не позволяет отождествлять его с проблемой: для ответа на вопрос достаточно уже имеющееся, уже достигнутого знания, для решения же проблемы такого знания недостаточно, необходимо выйти за его границы. Таким образом, проблема - специфичная форму научного знания, в которой определяются границы достоверного и прогнозируемого пути развития нового знания» [5].
Здесь стоит отметить, что «причинами возникновения педагогических проблем являются объективные противоречия педагогической действительности, способами выявления которых являются изучение педагогической практики и теоретических концепций, относящихся к определенной области педагогической действительности, а также мир объективного содержания педагогического мышления: его теоретические системы и проблемные ситуации, состояние дискуссий, критических споров, содержание книг, журналов и библиотек» [6].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Образцов П.И. Психолого-педагогическое исследование / П.И. Образцов // [Текст]: методология, методы и методика / П.И. Образцов. - Орел, 2012. - 145 с.
2. Шабалина А.А. Психолого-педагогическое исследование: методические рекомендации / А.А. Шабалина // Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2020. – 49 с.
3. Фомина П.А. Педагогическое исследование (сущность, формы, методы, элементы) / П.А. Фомина // [Электронный ресурс]: Мультиурок - URL: //https://multiurok.ru/files/pedagogicheskoe-issledovanie-sushchnost-formy-meto.html (дата обращения 09.03.2024).
4. Пучкова Г.В. Теоретические основы психологического исследования / Г.В. Пучкова // Учеб. Пособие. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. – 184 с.
5. Брызгалова С.И. Формирование готовности учителя к педагогическому исследованию / С.И. Брызгалова // Автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Калинингр. гос. ун-т. - Калининград, 2004. - 43 с.
6. Поппер К. Логика научного исследования / К.Поппер // М.: Республика, 2005. – 447с.
7. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 2-е изд. – М: «Ось-89», 1998. – 208 с.
8. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В.М. Полонский // Учеб. пособие / 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 220 с.
9. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки / П.В. Копнин // Издательство: Мысль. - М. - 1974. - 566 с.
10. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований / Г.А. Федотова // Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. - Великий Новгород: НовГУ, 2010. – 114 с.
11. Карандашев В.Н. Методология и методы психологического исследования. Выполнение квалификационных работ / В.Н. Карандашев // М.: Издательство Юрайт, 2019. – 132 с.
12. Крулехт М.В. Методология и методы психолого-педагогических исследований / М.В. Крулехт // М.: Юрайт. - 2018.
13. Куликов Л.В. Психологическое исследование / Л.В. Куликов // Методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с.
14. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова // Учебное пособие. – М.: Издательство Кнорус, 2017. – 338 с.
15. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер // М.: Академия, 2005. – 367 с.
16. Никандров В.В. Экспериментальная психология / В.В. Никандров // СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с.
17. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин / Учебник для вузов. – СПб.: Питер. – 2006. – 320 с.
18. Слепко Ю.Н. Обработка и интерпретация результатов психологического исследования / Ю.Н. Слепко, Т.В. Ледовская // Учебное пособие. – Издательство ЯГПУ. – 2013. – 135 с.
19. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко // СПб.: Речь, 2003 – 350 с.
20. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов // СПб.: Речь, 2007. – 389 с.