Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Местные органы социальной защиты населения России
1.1.Понятие социальной защиты населения РФ
Право граждан РФ на социальную защиту закреплено непосредственно в Конституции РФ, которая провозглашает, что Россия является социальным государством и ее политика направлена на создание оптимальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение сформулировано в статье 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по инвалидности, по уходу за детьми и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В общем смысле социальная защита - это совокупность определенных социально-экономических мер, осуществляемых государством и направленных на оказание помощи нетрудоспособным гражданам России (см. рис.1 Приложение 1).
Социальное обеспечение является ключевым компонентом социальной защиты. Законодательно предусмотрены государственные и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создаются различные дополнительные формы социального обеспечения и благотворительности. Все граждане имеют право на социальную защиту.
Конституция РФ возлагает на государство безусловную обязанность создавать все условия, необходимые для реализации этого права. Следует отметить, что Конституция РФ не только декларирует право граждан на определенную социальную защиту, но и очень точно и четко определяет, как его реализовать. Во-первых, это создание государственного страхования работающих граждан, различных других фондов для финансирования социальной защиты граждан, принятие федерального законодательства, гарантирующего реализацию вышеуказанных прав [14, c.102].
В первоочередном порядке в социальной защите в РФ нуждаются следующие категории граждан, см. рис.2 Приложение 2.
Органы, осуществляющие выплату пособий по безработице, и подчиненные им организации социальной защиты населения образуют единую государственную систему социального обеспечения, обеспечивающую прямую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, ветеранов и их семей, интенсивное развитие социальных услуг и реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Существуют три основные формы социальной защиты: социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь. Соответственно, формы социальной защиты включают:
-предоставление мер социального обеспечения;
-предоставление услуг социального страхования;
-предоставление социальной помощи.
Рассмотрим эти формы социальной защиты.
1.Социальное обеспечение - это форма помощи государственной организации для управомоченного круга лиц, предоставляемая при наступлении определенных юридических фактов или при определенных обстоятельствах, установленных законом, с целью выравнивания социального положения людей.
Социальное обеспечение включает в себя пособия, услуги и натуральные выплаты, предоставляемые в случае наступления (или существования) определенных социальных рисков, связанных с неспособностью человека удовлетворить собственные потребности или обеспечить адекватные средства к существованию недееспособных членов семьи [14, c.104].
Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нуждающимся в материальной помощи лицам социальных услуг (например, услуг по предоставлению жилья и других социальных объектов) и различного рода льгот (например, оплата лекарств, бесплатное протезирование и т.д.) в дополнение к денежным пособиям или вместо них.
2.Социальное страхование - это система компенсации последствий социальных рисков, связанных с невозможностью работать или получать доход.
Она основана на взносах, уплачиваемых работодателями и работниками, и распространяется только на тех, кто уплатил взносы.
Социальное страхование может быть как обязательным (страховая поддержка со стороны государства), так и добровольным (основанным на принципе коллективной взаимопомощи).
Добровольные системы социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.
3.Социальная помощь - это предоставление средств для удовлетворения потребностей отдельных лиц или групп, не имеющих других средств к существованию.
Социальная помощь ограничена по объему и изначально предполагает проверку средств для тех, кто подает заявление. Социальная помощь - экономические, социальные и юридические гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие гражданам достойное существование, уровень и качество жизни; механизмы, институты и инструменты реализации законодательно установленных гарантий, права граждан на социально приемлемый уровень жизни и благосостояния [14, c.105].
Согласно абз.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ)[5] под государственной социальной помощью понимаются социальные пособия, социальные выплаты, пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товаров.
Давайте рассмотрим различные виды социальной помощи.
1.Социальные пособия.
Социальные пособия определяются как соответствующие расходы бюджета бюджетной системы РФ, в рамках которых гражданам бесплатно предоставляется определенная сумма денег.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет бюджетной системы РФ включает:
-бюджет федерального бюджета и бюджет Социального фонда России (далее – СФР);
-бюджеты субъектов РФ и территориальных органов СФР
-местные бюджеты.
Таким образом, социальные пособия могут назначаться и выплачиваться из вышеперечисленных бюджетов.
2.Субсидии предусматривают полную или частичную оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам. Отличительной особенностью субсидий является их объективность. Это означает, что, в отличие от социальных выплат, средства субсидий могут быть использованы только по целевому назначению.
3.Под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, в отличие от социальных услуг и субсидий, которые являются постоянными финансовыми выплатами, социальные услуги - это действия.
В то же время это действие (поведение) имеет определенную стоимость, и его осуществление не обязательно приводит к какому-то материальному результату.
Законодатель также включает в содержание государственной социальной помощи обеспечение товарами первой необходимости, однако это понятие не раскрывается ни в ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ[5], ни в других федеральных законах. Несмотря на определение социальных услуг как действия, законодатели не проводят последовательного различия между предоставлением социальных услуг и предоставлением товаров первой необходимости.
4.Социальная доплата к пенсии.
Определение социальной доплаты к пенсии выделяет следующие характеристики:
-денежная выплата;
-выплачивается пенсионеру;
-направлена, чтобы довести размер пенсии к прожиточному минимуму пенсионера;
-предоставляется пенсионерам в натуральной форме;
-распределяется с учетом других денежных выплат и конкретных средств социальной поддержки, предусмотренных законодательством РФ.
Дополнительные социальные доплаты к пенсии могут производиться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
5.Социальный контракт и программа социальной адаптации.
Социальный контракт не является гражданско-правовым договором.
Взаимность обязательств сторон социального контракта представляет собой взаимное эквивалентное предоставление "товар - услуги" или "услуги - услуги" и не зависит от имущественной самостоятельности договаривающихся сторон.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ // СЗ РФ, 2001, № 51, ст. 4832
4. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ // СЗ РФ, 2013, № 52 (часть I), ст. 6965
5. Закон Санкт-Петербурга от 24.12.2011 №717-135 (с учетом ред. от 4.06.2019) «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
Международные нормативно-правовые акты:
6. Устав Организации Объединенных Наций" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 10.03.2024).
7. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, № 67, 05.04.1995
8. Конвенция о статусе беженцев (Вместе с "Комментарием", "Образцом проездного документа") (Заключена в г. Женеве 28.07.1951) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 10.03.2024).
9. Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 10.03.2024).
10. Рекомендация № 162 Международной организации труда "О пожилых трудящихся" (Принята в г. Женеве 23.06.1980 на 66-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 10.03.2024).
Литература:
11. Афанасьев С. Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России // Сравнительное конституционное обозрение. 2022. № 4. С. 175 - 188.
12. Афтахова А.В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для вузов / А. В. Афтахова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 240 с.
13. Воронцова М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров ; под редакцией М. В. Воронцовой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 330 с.
14. Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
15. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
16. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 406 с
17. Роик В.Д. Пенсионное страхование и обеспечение : учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 478 с.
18. Роик В.Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Роик. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 400 с.
19. Что влияет на размер страховой пенсии по старости? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
20. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
Электронные ресурсы:
21. Сайт СПб ГБУСОН "КЦСОН Калининского района" http://kcson.kalin.gov.spb.ru/administrativnye-reglamenty/