Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для выступления на сцене сценический макияж необходим. Яркий свет на сцене размывает тон кожи и скрывает черты лица, а сценический макияж наносится для предотвращения этого.
Однако то, как наносится макияж для сцены, сильно отличается от повседневного макияжа. Результаты могут показаться довольно впечатляющими в зеркале, но на сцене это выглядит лестно и делает легко узнаваемой на расстоянии.
Самостоятельных научных исследований, посвященных вопросам создания сценического грима, не проводилось.
Однако в ряде пособий освещаются теоретические и практические аспекты данной тематики.
Так, история развития искусства грима, теоретические основы, работа гримера-постижера и техника наложения сценического грима изложены С. П. Школьниковым [5], И. С. Сыромятниковой [4]. Особенности грима и костюма в современном спектакле выявлены И. И. Малыгиной [2].
Данную тему исследовали следующие авторы:
Алимова А.С. Анищенко К.В. Галактионова Д.Н. Горбунова О.А. Семченкова И.В., Морозова Е.В., Кудряшова Н.А. Дебольская Ю.М., Пискарева Т.В. Дорохович Н.А. Косьяненко Д.И. Лаура Менендес, Маганева А.Э., Нелюбина Е.Г. Остроумова Е.Б. Павлоцкая Е.А., Котляров В.П. Поступаева Н.В. Смирнова А.М., Неделяева И.А. Чернова П.А. Янь М.
Цель - разработать и выполнить макияж для выступления на сцене. Задачи:
описать подготовку к нанесению сценического макияжа;
осуществить макияж глаз;
осуществить макияж губ.
Объект - технология эстетических услуг.
Предмет - разработка и выполнение макияжа для выступления на сцене.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
В искусстве грима условно выделяют два этапа: поиск и техническое исполнение.
Правильно подобранный и хорошо исполненный грим влияет на творческое настроение актера, подталкивает его к раскрытию образа.
Как одно из средств выразительности в хореографии, грим является завершающим этапом в работе над ролью, требует точности и чувства меры.
Сценический грим способен донести до зрителя содержательно-концептуальную информацию:
эпоху, время и место действия;
социальный статус, национальность и психологические характеристики героя.
Согласно классификации С. П. Школьникова, грим можно разделить на реалистичный и условный.
Реалистичный подразделяется на возрастной, портретный, национальный, характерный (выделяются яркие особенности внешности, несущие внутреннее содержание). Условный грим лишен всех принципов реалистичности [5].
Характер грима зависит от жанра спектакля: отличается грим в музыкальном театре (опере, балете, оперетте) и драматическом. Отдельно целесообразно выделить грим для кино.
В музыкальном театре грим более яркий, красочный, стилизованный. При исполнении хореографических композиций во время конкурсных или концертных программ используется такой вид грима, как «молодое лицо». В драматическом театре грим чаще всего жизненный, исторически точный или острохарактерный.
Использование крупных планов в кино накладывает свою специфику для грима: более тонкое исполнение, использование современных материалов.
Существует два метода нанесения грима: живописный и объемный (пластический).
Для живописного метода характерно использование красок (нужные впадины и выпуклости рисуются на лице).
Объемный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также постижерных изделий.
При нанесении грима существуют санитарно-гигиенические правила, предупреждающие возникновение кожных заболеваний:
индивидуальные гримировальные принадлежности для каждого артиста;
безопасные и гипоаллергенные гримерные материалы и краски, наносимые на кожу.
Сценический грим является результатом кропотливой работы художника-постановщика, гримера и артиста. Конечный результат зависит от ряда факторов, в связи с которыми предлагается следующая классификация сценического грима:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дебольская Ю.М., Пискарева Т.В. Искусство и технология макияжа: Учебное пособие / Сер. Среднее профессиональное образование. Ростов-на-Дону, 2022.
2. Смирнова А.М., Неделяева И.А. Разработка художественного образа аксессуаров для макияжа в стиле модерн по мотивам художественного творчества Кацусика Хокусай // В сборнике: Технология художественной обработки материалов. материалы XXIV всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 375-380.
3. Анищенко К.В. Психология макияжа. Воздействие макияжа на самооценку // Актуальные исследования. 2024. № 2-2 (184). С. 26-27.
4. Alimova A. Period makeup looks: a walk-through beauty history (1800s - 1990s) // Universum: филология и искусствоведение. 2023. № 2 (104). С. 19-21.
5. Prospects for the production of makeup base for protection from digital radiation gadgets / Avakova A.A., Voskanyan O.S., Azmetova R.F. // В сборнике: Дни студенческой науки. Материалы ХIV Всероссийского форума молодых ученых и студентов. Москва-Берлин, 2022. С. 326-329.
6. Остроумова Е.Б. Основы косметологии. Макияж: Учебное пособие / Сер. 68 Профессиональное образование. (2-е изд., испр. и доп) Москва, 2020.
7. Остроумова Е.Б. Макияж: Учебное пособие / Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс. (2-е изд., испр. и доп) Москва, 2018.
8. Галактионова Д.Н. Макияж в создании образа для event мероприятий (на примере детских праздников) // В сборнике: Ресурсам области - эффективное использование. Сборник: материалов XIX Ежегодной научной конференции студентов Технологического университета. 2019. С. 631-638.
9. Павлоцкая Е.А., Котляров В.П. Цифровое зеркало «обучение макияжу» // В сборнике: Наука, инновации и технологии: от идей к внедрению. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Комсомольск-на-Амуре, 2023. С. 524-526.
10. Алимова А.С. Какую роль играет цветотип в искусстве макияжа // Студенческий. 2023. № 4-1 (216). С. 56-59.
11. Горбунова О.А. Эффекты света и тени в макияже: создание объема и контраста // Вестник науки. 2023. Т. 1. № 10 (67). С. 262-271.
12. Поступаева Н.В. Ассиметрия лица, глаз, губ и бровей, и ее коррекция в профессиональном макияже // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 12 (76). С. 264-267.
13. Маганева А.Э., Нелюбина Е.Г. Использование вредных химических веществ в средствах для макияжа // Парадигма. 2020. № 1. С. 83-87.
14. Остроумова Е.Б. Основы косметологии. Макияж: учебное пособие / Сер. 68 Профессиональное образование. (2-е изд., испр. и доп) Москва, 2018.
15. Чернова П.А. Исследование влияния внешних факторов на популярность использования мужского макияжа на территории республики Корея // Корееведение в России: направление и развитие. 2023. Т. 4. № 4. С. 73-76.
16. Дорохович Н.А. Сценический грим как одно из составляющих сценического образа в хореографическом искусстве // В сборнике: Культура: открытый формат. Сборник научных статей Международной заочная научной конференции. Минск, 2023. С. 78-82.
17. Косьяненко Д.И. Грим в создании сценических образов большого театра оперы и балета в первой половине XX в // Искусство и культура. 2023. № 1 (49). С. 27-32.
18. Косьяненко Д.И. Маска как основной элемент грима в создании сценических образов античного актера // Искусство и культура. 2022. № 1 (45). С. 5-9.
19. Мейрамова А.К. Структура и художественные средства в сценографии грима // В сборнике: Современное состояние инфосферы учреждений культуры. Материалы VI Международного студенческого научно-практического форума. Науч. редакторы и сост. Д.Н. Грибков, Н.Е. Беляева. Орел, 2023. С. 462-466.
20. Ли М. Средства воплощения образов демонов в пекинской опере // В сборнике: культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки. сборник статей по материалам LXXII-LXXIII международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2023. С. 16-24.
21. Хань Ц., Ся С. «Смена лиц» в Сычуаньской опере // В сборнике: Молодые исследователи - современной науке. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 302-305.
22. Грим-маска как форма сценической выразительности представления в социокультурном пространстве / Семченкова И.В., Морозова Е.В., Кудряшова Н.А. // В сборнике: Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. В 4-х томах. Ответственные редакторы: Ю.В. Бовкунова, И.В. Шведова, О.Г. Ерёмина. Белгород, 2021. С. 168-171.
23. Функциональные особенности грима в структуре художественного образа роли / Печкурова Л.С., Григорьянц Т.А., Берсенева Е.В. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 47. С. 150-156.
24. Янь М. Основные элементы театрально-декорационного искусства в сценической практике Беларуси: общая характеристика // В сборнике: Научный форум: Инновационная наука. Сборник статей по материалам XLIII международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 4-9.
25. Лаура Менендес. Визажист и лицензированный косметолог. Интервью с экспертом. 17 марта 2022 года.
26. https://www.thoughtco.com/stage-makeup-101-2638558
27. https://www.thoughtco.com/stage-makeup-101-2638558
28. https://www.thoughtco.com/stage-makeup-mistakes-to-avoid-2638644
29. https://www.thoughtco.com/building-the-basic-stage-makeup-kit-2638619
30. https://www.thoughtco.com/stage-makeup-101-2638558
31. https://www.thoughtco.com/stage-makeup-mistakes-to-avoid-2638644
32. https://www.thoughtco.com/stage-makeup-mistakes-to-avoid-2638644
33. Лаура Менендес. Визажист и лицензированный косметолог. Интервью с экспертом. 17 марта 2022 года.
34. https://www.thoughtco.com/stage-makeup-101-2638558
35. https://www.thoughtco.com/stage-makeup-mistakes-to-avoid-2638644
36. https://www.thoughtco.com/stage-makeup-mistakes-to-avoid-2638644
37. Laura Menendez. Makeup Artist & Licensed Esthetician. Expert Interview. 17 March 2022.
38. https://www.thoughtco.com/stage-makeup-101-2638558
39. https://www.thoughtco.com/stage-makeup-mistakes-to-avoid-2638644