Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Демографическая ситуация заставляет органы власти основной упор сделать не на поддержку безработных, а на создание более динамичного и конкурентного рынка труда. Речь идет о повышении квалификации и эффективности рабочей силы.
Однако, решение этого важнейшего вопроса невозможно без изменения государственной политики в области занятости, направленной на более полное вовлечение трудоспособного населения в сферу труда;
В современных условиях правовой институт, регулирующий сферу трудоустройства и занятости, призван отразить особенности защиты интересов сторон трудовых правоотношений в условиях рыночной экономики.
Переход на рыночные условия хозяйствования открыл наличие в стране рынка труда, а с ним и наличие безработицы. Механизмы поддержания соответствия спроса и предложения рабочей силы, существовавшие в экономике советского государства, были разрушены, а новые, к сожалению, на тот момент не были построены и это обостряло проблему безработицы. Данная проблема коснулась многих людей и по сегодняшний день она является актуальной. Но безработица сегодня не стихийное бедствие, а механизм свободного рынка труда, который имеет свои определенные функции: это и конкуренция среди работников, и расширение средств производства, чтобы осуществить набор более квалифицированных кадров и др.
Безработица – одна из немаловажных проблем граждан и ее сокращение является достаточно сложной задачей для государства. Однако, предприняв верные и четкие решения по ее борьбе, можно снизить уровень безработицы до минимума.
Проблема безработицы в той или иной степени затрагивала и про-должает затрагивать практически все развитые страны, а вопросы возможного регулирования безработицы остаются актуальными вопросами макроэкономической политики всего государства.
Цель данной работы - исследовать проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения и пути их решения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. Раскрыть формы реализации государственной политики занятости
2. Рассмотреть правовое регулирование занятости и трудоустройства.
3. Проанализировать совершенствование правового регулирования отношений в сфере занятости населения.
4. Раскрыть правовой статус безработного.
5. Рассмотреть гарантии социальной поддержки безработным гражданам.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования занятости населения.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие институт занятости.
Методологическую основу методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод, формально-юридический метод, метод системного анализа и некоторые другие.
Работа структурно состоит из введения, основной части, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ, ФОРМЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
1.1 Формы реализации государственной политики занятости
Государственная политика в сфере труда и занятости определяется целями и задачами, которые государство установило в ней. Если говорить о России, то в данном случае ориентирами реализации обеспечения занятости в стране являются:
- расширение трудовых ресурсов; повышение их подвижности, способности приспосабливаться к условиям производства, новой технике; обеспечение защиты национального рынка труда;
- гарантия равных прав и возможностей граждан Российской Феде-рации на труд, который базируется на добровольной основе и независимом выборе;
- содействие и оказание поддержки трудовой и предпринимательской инициативы общества;
- организация совместной деятельности субъектов рынка труда и согласованность их действий в ходе реализации мероприятий по политике занятости;
- регуляция взаимодействия деятельности граждан в различных направлениях, касающихся занятость;
- совместная деятельность с другими государствами, в основе кото-рой лежит проблема занятости на государственном и мировом уровнях и т. д.
Государственное регулирование сферы занятости и труда осуществляется определенными методами, которые, в свою очередь, подразделяют-ся на: экономические, административно-законодательные и организационные.
Экономические инструменты государственной политики занятости являются наиболее обширными и распространёнными, к ним относятся взимание налогов; обучение кадров для их дальнейшего трудоустройства; предоставление льгот, дотаций и субсидий; а также политика, направлен-ная на поддержку малого и среднего бизнеса с сохранением или созданием рабочих мест.
Если говорить о административно-законодательных методах, то в данном случае основой их применения являются нормативно-правовые акты, уставы, документации, которые регламентирует порядок функционирования и осуществления процесса трудоустройства, отношения работодателя и рабочего, и иные аспекты, касающиеся обеспечения занятости населения. Примерами административно - законодательных методов могут послужить продолжительность рабочего дня, сверхурочные работы; введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости; определение квот на трудоустройство; регулирование периода трудовой жизни.
Значительную роль государственного регулирования занятости имеют также организационные методы, которые включают в себя: формирование учреждений, предоставляющих услуги гражданам по вопросам занятости и трудоустройства; наличие информации о нынешнем состоянии рынка труда в доступном для населения формате; а также программы, с помощью которых осуществляется обучение кадров, их переподготовка, кроме того, реализовывается профессиональная ориентация выпускников учебных заведений с дальнейшим их трудоустройством.
Существуют также и иные критерии, по которым осуществляется классификация методов государственного регулирования в сфере труда и занятости, а конкретно, в зависимости от области воздействия методы под-разделяют на прямые и косвенные; в зависимости от выбора средств выделяют активный и пассивный варианты введения политики занятости.
Прямое влияние подразумевает деятельность государства, которая направлена на реализацию каких-то конкретных, особых проблем рынка труда, тем самым идёт воздействие на предложение рабочей силы. При этом косвенная форма осуществления деятельности государственного регулирования занятости представляет собой использование макроэкономических инструментов, которые воздействуют на всё общество, при помощи чего происходит урегулирование спроса на труд.
Как ранее было отмечено, существуют активная и пассивная формы введения государственного участие в сфере занятости. Первая подразумевает интенсивное использование инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики. Пассивный вариант сводится к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости.
Государственная политика в сфере труда и занятости основывается на приоритетные направления своей деятельности, которые позволяют постепенно воплощать в действительность основную цель политики занятости - удовлетворение потребностей трудоспособного населения, которые ищут вакантное место работы в соответствии с имеющимися навыками, знаниями и умениями .
Все страны, в том числе и Россия, имеют свои особенности в государственной политике и особенно это касается области, связанной с занятостью.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197–ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства Российской Федера-ции. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
3. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. – № 17. – Ст. 1915.
4. Об утверждении государственной программы РФ «Содействие занятости населения» : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 298 (ред. от 22.09.2023)// Собрание законодательства Российской Феде-рации. – 2014. – № 18 (часть I). – Ст. 2147.
5. О порядке представления работодателем сведений и информа-ции, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» : постановление Прави-тельства РФ от 30 декабря 2021 г. № 2576 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2022. – № 2. – Ст. 527.
Научная литература
6. Бреев Б. Д. Безработица в современной России. – М. : Наука, 2018. – 234 с.
7. Дементьева, А.С. Управление занятостью населения на госу-дарственном и региональном уровне // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LVI междунар. студ. науч.–практ. конф. – 2017. № 8(56). – С. 367–369.
8. Денисевич Е.Н. К вопросу о понятии безработного в трудо-вом праве // В сборнике: Проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Сборник статей по результатам между-народной научно–практической конференции. – Симферополь, 2022. – С. 716–722.
9. Ерх А.А. Статус безработных в РФ. // Вестник магистратуры. – 2019. – №1–1(88). – С. 1.
10. Ефимов О.Н. Государственная политика занятости и особенно-сти ее реализации в России / О.Н. Ефимов, Л.Г. Рогова // Экономика тру-да. – 2016. – №3. – С.56.
11. Землянухина, Н.С. Современные тенденции в сфере занятости населения // Гуманитарный научный журнал. – 2019. – № 1. – С. 3843.
12. Корнейчук, Б. В. Рынок труда: учебник для вузов / Б. В. Кор-нейчук. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 263 с.
13. Ломов М.А. Правовой статус безработного. // Научные иссле-дования. – 2017. – №4 (15). – С.56.
14. Матвеева, Т.П. Пособие по безработице – как помощь госу-дарства: сравнительный анализ / Т.П. Матвеева // Современная наука: ак-туальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2020. – № 1. – С. 149–154.
15. Решетарь Г.С., Давыдова В.С. Особенности правового регули-рования занятости и трудоустройства // В сборнике: Научные знания со-временности. Сборник статей Международной научно–практической кон-ференции. Пенза, 2023. С. 180–182.
16. Рыженков, А. Я. , Мелихов, В. М., Шаронов, С. А. Трудовое право: учеб. пособие для СПО / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018.
17. Хетагурова И. Ю. Государственное управление сферой труда и занятости / И.Ю. Хетагурова, Т.Г. Хетагурова, К.Р. Золоева // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 2 (91). – С. 180–181.
18. Шилоносова А.А., Усачева А.С. Формы и методы социальной поддержки безработных в Российской Федерации // В сборнике: Экономи-ка сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор–2022). сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. – Москва, 2022. – С. 174–178.
19. Ярадаева Е.Ю., Марков А.В. Проблемы занятости и безрабо-тицы // Синергия Наук. – 2017. – № 8. – С. 123–128.