Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие бухгалтерской отчетности
В современных условиях все экономические процессы основываются, прежде всего, на знании и наличии данных о совершении всех хозяйственно-экономических фактах деятельности организации. Отметим, что хозяйственная деятельность экономического субъекта составляется на основе поступающих данных (внешних и внутренних) и также на основе информации о функционировании деятельности персонала предприятия. Объектом этих данных служит бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующих субъектов. Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой свод необходимых предприятию документов (отчетов), в которых содержатся и отражаются финансовые показатели предприятия, на основе которых можно дать оценку имущественному состоянию экономического субъекта .
Бухгалтерская отчетность составляется на основе поступающих сведений и данных бухгалтерского учета по утвержденным законодательным формам. На рисунке 1 представлена структура годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Рисунок 1 – Структура годовой финансовой отчетности организации
Бухгалтерская (финансовая) отчетность каждого предприятия служит своего рода основным и важным источником данных и информации о финансово-хозяйственной деятельности, так как бухгалтерский учет ведется с целью сбора, накопления и обработки поступающей информации о совершенных хозяйственных операциях экономического субъекта.
В современных условиях, характеризующихся высоким уровнем неопределенности и риска, экономические субъекты должны уделять существенное внимание финансовому анализу. Это имеет высокое значение для принятия эффективных управленческих решений руководством любой организации.
Планомерный всесторонний анализ организации с точки зрения ее экономических показателей предоставляет возможность определить недостатки в работе системы экономического управления . Это, в свою очередь, открывает возможность для устранения данного рода недостатков. Таким образом, видя все финансовые проблемы организации, которые выявлены в процессе проведения анализа финансового состояния, можно разработать рациональные пути их решения и повысить эффективность ее деятельности.
.
2. Формы и сроки предоставления бухгалтерской отчетности
Основной документ, который входит в бухгалтерскую отчетность, - бухгалтерский баланс. Данный документ является важнейшим звеном в структуре бухгалтерской (финансовой) отчетности, так как является источником для анализа и оценки финансового положения хозяйствующего субъекта за определенный отчетный период. Также данный документ отражает состояние имущества, находящегося у организации и за счет чего оно образовалось и т. д.
На рисунке 2 представлены формы бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Рисунок 2 - Формы бухгалтерской отчетности
Нужно отметить, что изучение состава и анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности - важнейший раздел текущей деятельности финансовых служб экономического субъекта.
Далее является необходимым представить состав отчетности и ее показатели, которые выступают в качестве информационной базы оценки финансового положения организации. В качестве таковой выступает бухгалтерская (финансовая) отчетность, в частности, «Бухгалтерский баланс», «Отчет о финансовых результатах», «Отчет об изменении капитала», «Отчет о движении денежных средств», «Отчет о целевом использовании средств» (последний – только для некоммерческих организаций).
Бухгалтерский баланс представляет собой документ, который является системой показателей, которые характеризуют положение предприятия на конкретную дату. Графическим образом бухгалтерский баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, где левая сторона (актив) демонстрирует состав и размещение имущества предприятия, а правая сторона (пассив) демонстрирует источники образования данного же имущества . Как раз в связи с этим в бухгалтерском балансе должно соблюдаться равенство его актива и пассива.
В качестве основной составляющей бухгалтерского баланса выступает статья, которая соответствует конкретному виду имущества (к примеру, «Основные средства»), обязательств (к примеру, «Долгосрочные заемные средства»), источников образования имущества (к примеру, «Уставный капитал»). Объединение статей баланса происходит в его разделы (к примеру, раздел I «Внеоборотные активы»). В балансе всего 5 разделов. Каждой строке бухгалтерского баланса происходит присвоение порядкового номера. С целью отражения состояния и движения имущества в бухгалтерском балансе предусматривают 2 графы: на начало и на конец данного периода. На конец периода демонстрируют состояние имущества и его источников на дату составления бухгалтерского баланса.
В форме « «Отчет о финансовых результатах» продемонстрированы все доходы, расходы и прибыль (убыток) субъекта экономики за определенный период. В форме содержатся такого рода сведения за отчетный и предыдущий периоды:
1) о прибыли (убытках) от продаж товаров, продукции, работ, услуг (из суммы выручки за вычетом сумм НДС, акцизов и иного рода платежей обязательного характера отнимают сумму себестоимости товаров, продукции, работ, услуг, расходы коммерческие и управленческие расходы, если согласно учетной политике предприятия их выделяют из производственной себестоимости и относят на счета продаж);
Показать больше