Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. XIX СТОЛЕТИЕ — ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОГО ИСКУССТВА
1.1. Социально-культурные предпосылки развития русского искусства в первой половине XIX века
XIX век оказался не таким спокойным, как ожидалось: события мирового масштаба происходили во многих частях света. Россия также была вовлечена в этот мировой процесс.
XIX век в России начался с последнего в её истории государственного переворота, в результате чего на престол взошел любимый внук Екатерины II император Александр I. Хорошо образованный и подготовленный к тому, чтобы занять престол, он намеревался произвести в стране многочисленные реформы с тем, чтобы править «по законам и сердцу». Как показала дальнейшая история страны, борьба между двумя течениями — либералами и консерваторами не позволила воплотить в полной мере задуманные реформы при его жизни, а взошедший на престол после Александра I Николай I и вовсе отказался от реформ и страна на долгие годы оказалась во власти реакции.
Реформы, которые намеревался провести в жизнь Александр I касались государственного управления, постепенной отмены крепостного права, изменения системы образования, провозглашения демократических свобод. В 1804 г., к примеру, был издан Университетский устав, предоставлявший университетам значительную самостоятельность, подразумевавшую выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела учебных заведений. Кроме того, университеты наделялись правом назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.
Реформами государственного устройства занимался М. М. Сперанский, в основу его предложений легли основополагающие идеи преобразования страны, обозначенные Александром I.
Мирный ход развития отечественной истории нарушила война с Наполеоном в 1812-1814 гг. Последствия этого события оказались не только серьезными, но и неоднозначными: с одной стороны, были разрушены многие русские города, погибло множество людей, большой урон был нанесен промышленности и сельскому хозяйству; с другой — ускорился процесс консолидации русской нации, возросло значение Москвы как духовного центра России, рост общественного самосознания получил огромный стимул, это стало толчком к развитию в стране общественной мысли. Возникший период длительного отчуждения между Россией и Францией, был заменен на союз с прусской и австрийской монархиями, что способствовало обеспечению надежности исполнения решений Венского конгресса.
Итоги Отечественной войны 1812-1814 гг. с одной стороны, и противоречивая внутренняя политика второй половины царствования Александра I с другой, преобладающие консервативные тенденции — все вместе ускорило процесс формирования политической оппозиции, который, в конечном итоге, привел к восстанию декабристов в 1825 году и последовавшими за этим годами реакции.
Укрепление самодержавия — лейтмотив внутренней политики Николая I, сопровождался с одной стороны ростом общественного движения, в том числе крестьянских выступлений, а с другой — развитием общественной и философской мысли, оказавшей влияние на все сферы жизни общества. Апологетами новой мысли могут быть названы В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. П. Огарев.
Состояние стран Европы в XIX столетии можно описать словами индустриализация, урбанизация, протекционизм и реакция. В то же самое время, этот период развития общества оказался плодотворным для науки, техники, культуры и искусства. Этот век подарил миру огромное количество первоклассных музыкантов, композиторов, писателей, поэтов, архитекторов, и философов. Сказанное выше можно с успехом отнести и к истории развития общества и культуры России. Однако, если промышленная революция происходила в Российской империи с некоторым опозданием относительно темпов роста европейских стран, то общественная мысль — философия и все виды русского искусства очень скоро заняли достойное место в философско-культурном ландшафте европейских стран.
Идеалы времени нашли отображение в искусстве и литературе. XIX век называют «Золотым веком» русской культуры, которая к этому времени прошла большой путь от классики и сентиментализма до прогрессивного романтизма 20-30-х гг. и критического реализма 40-50-х, ярким примером стало творчество Н. Карамзина, В. Я. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. В музыкальной культуре в полную силу прозвучали имена А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, а столичное Филармоническое общество предоставляло любителям классической музыки слушать произведения Гайдна, Моцарта, Баха, Бетховена, Ф. Листа и Г. Берлиоза практически одновременно с европейскими премьерами.
1.2. Русское искусство первой половины XIX века: общая характеристика, живописцы
По сравнению с предыдущим, XVIII столетием, русское искусство XIX века совершило заметный скачок: расширился не только список жанров, но и внутри каждого из них произошло изменение стиля и методов живописи. Если обратиться к портретной живописи, то тут произошло расширение круга портретируемых лиц, внимание сместилось с внешних признаков, отвечающих за «статусность» портретируемого в сторону его чувств и внутреннего состояния.
Стремительный рост и уверенное разнообразие жанров живописи было связано, в первую очередь, с деятельностью Академии художеств, которая к этому времени уже построила структуру высшего художественного учебного заведения, утвердила принципы иерархии жанров и в соответствии с этим сформировала профессорско-преподавательский состав. В учебный план Академии была введена практика пансионерства, согласно которой выпускники, окончившие учебное заведение с золотой или серебряной медалью направлялись заграницу для совершенствования своих навыков и знакомства с лучшими образцами европейской живописи, что способствовало более активному восполнению недостающих знаний. Заграничные поездки позволили выпускникам, например, пейзажного класса — С. Щедрину и И. Айвазовскому не только совершенствовать навыки пейзажной живописи, копируя её образцы в европейских музеях, но и стать основоположниками отечественной школы пейзажа, которая за короткое время прошла путь развития от простого воспроизведения фрагмента природы до эмоциональной передачи романтического настроения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алленова О. А. Карл Брюллов. М.: Изд-во «Третьяковская галерея» . 2000. — 32 с.
2. Ацаркина Э. Н. Карл Павлович Брюллов, 1799-1852: жизнь и творчество / Э. Н. Ацаркина. — М.: Искусство, 1963. — 534 с., 16 л. Ил. — ( Русские художники. Монографии).
3. Белова, Н. В. Карл Павлович Брюллов: Живопись - графика-архитектура. Санкт-Петербург: Артистика, 2005.
4. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке // А. Н. Бенуа. — СПб.: Изд-во «Знание», 1901-1902.— 285 с.
5. Бехтиева Е. В., Голдовский Г. Н. Я работаю по страсти// Русское искусство. 2014. №1. С. 34-41.
6. Брюллов Карл Павлович. 1799-1852. Живопись, рисунки и акварели из собрания Русского музея. Каталог выставки / Науч. рук. Е. Н. Петрова. СПб.: Palace Editions, 1999
7. Брюллов К. П. в письмах, документах и воспоминаниях современников / Сост книги и авт. предисл. проф. .Н. Г. Машковцев. — 2-е изд., доп. —М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1961. — 318 с. , 24 л. ил.
8. Вагнер, Е. Карл Павлович Брюллов: Мастер исторического жанра. Москва: Изобразительное искусство, 1971.
9. Власов В. Г. Брюллов Карл Павлович // Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура: словарь: в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб.: Кольна, 1996. — Т.2: Словарь имён: А—Л. — С. 142-143. — 543 с. [8] л. илл.: — Рис. 92,93. — ISBN 5-88737-005-x. — OCLC 605179863
10. Гагарин Г. Г. Воспоминания о Карле Брюллове. СПб.: Изд-во «тип. Э. Гоппе», 1900. — 54 с.
11. Голдовский Г. Н. Брюллов, Карл Иванович / Г. Н. Голдовский // Три века Санкт-Петербурга: энциклопедия в 3 т./ руководитель проекта С. И. Богданов; исп. руководитель проекта Б. В. Ерохин; отв. ред. В. В. Яковлев. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2003. — Т.2: Девятнадцатый век, кн. 1: А-В-С. — С. 417-419. — 680с.
12. Добжанский, Е. В. Русский романтизм: Эпоха К. П. Брюллова. Москва: Наука, 1980.
13. Игнатова Н. История русского искусства. От Айвазовского до Репина. М.: Бомбора. 2024. ISBN 978-5-04-117293-0.
14. История русского искусства в 13 томах. Энциклопедия. Под ред. И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева, В. С. Кеменова. Т. 8 кн. 1(1963), Т. 8 кн. 2 (1964), Т. 9 кн. 1(1965). М.: Академия наук. 1953-1969.
15. Корнилова А. В. Карл Брюллов в Петербурге / А. В. Корнилова.. — Л.: Лениздат, 1976. — 176 с.
16. Курбановский А. «Под воспаленным прахом»: Творчество К.П. Брюллова и романтическая эзотерическая традиция // Искусствознание. – М., 2006. – No 2/06. – С. 122–151.
17. Леонтьева Г. К. Карл Брюллов / Г. К. Леонтьева. м.; Терра, 1997. — 461 с., [8] л. цв. Ил.: портр.— ( Мастера). — ISBN 5-300-00675-0
18. Нарышкина Н. А. В. В. Стасов о русской живописи первой половины XIX века [Текст] / Н. А. Нарышкина // Художник. — 1987. — № 10.
19. Никольский В. История русского искусства.М.: Litres. 2020. ISBN 5042433031.
20. Порудоминский В. И. Брюллов.М., 1979
21. Соломатина Н. Н.,Антонов О. А. Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов // Третьяковская галерея. 2013. №2. С.78-93
22. Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997
23. Собрание описаний картины Карла Брюлова Последний день Помпей.// Печатоно в тип. Х. Гинце, Санкт-Петербург, 1833