Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ 5
1.1 Цели и задачи Счетной палаты РФ 5
1.2 Состав и структура Счетной палаты РФ 7
ГЛАВА 2. СЧЕТНОЙ ПАЛАТА РФ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ РФ 11
2.1 Виды, организация и планирования деятельности счетной палаты РФ 11
2.2 Область действия контрольных полномочий Счетной палаты РФ 14
2.3 Совершенствование контрольной деятельности Счетной палаты в РФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
Фрагмент для ознакомления
2
2.1 Виды, организация и планирования деятельности счетной палаты РФ
Деятельность Счетной палаты РФ строится на основе Бюджетного Кодекса РФ и Федерального закона «О Счетной палате РФ». Для понимания процесса планирования её работы полезно обратиться к статьям 167.1, 195 и 264.4 Бюджетного Кодекса, а также к статьям 32, 33 и 35 Федерального закона.
В статье 167.1 описаны основы функционирования Счетной палаты, включая оценку эффективности расходов государственного бюджета и предварительный контроль финансовой деятельности исполнительной власти.
Статья 195 регламентирует процесс планирования федерального бюджета на годы вперёд. Она обязывает Государственную думу предоставить проект бюджета в Счетную палату для проведения необходимых корректировок. Статья 264.4 дополняет статью 195, предписывая Счетной палате проводить аудит отчётов об исполнении федерального бюджета .
Статья 32 рассказывает о принятии Регламента Счетной палаты РФ, который охватывает все аспекты её работы, включая планирование и использование эмблемы, а также защиту государственной тайны.
Статья 33 подчёркивает принцип планомерности в деятельности Счетной палаты РФ, то есть последовательность и системность внешнего аудита.
Статья 35 регулирует стандарты внешнего аудита финансов государства. Счетная палата устанавливает эти стандарты для регулирования финансовой деятельности государства.
Деятельность Счетной палаты РФ в российском законодательстве регулируется не только Бюджетным Кодексом РФ, Федеральным законом «О Счетной палате РФ» и Конституцией РФ, но также её Регламентом, который устанавливает правовую основу для регулирования процедурных и внутренних аспектов её работы.
Финансовый аудит направлен на проверку соответствия законодательству РФ финансовых и хозяйственных операций, подлинности бухгалтерской и другой отчетности контролируемых органов власти, а также на анализ эффективности системы внутреннего аудита в сфере финансов.
Контрольная деятельность осуществляется через методы проверки и ревизии, результаты которых фиксируются в акте.
Акт содержит анализ эффективности деятельности проверяемых государственных или муниципальных органов власти в сфере финансов и служит основой для составления заключения.
Экспертно-аналитическая деятельность включает проведение мероприятий по решению актуальных проблем финансовой системы РФ, в том числе формирование и исполнение государственного бюджета и устранение выявленных нарушений в расходных статьях бюджета.
Информационная деятельность заключается в информировании общественности о результатах работы путем издания бюллетеня, а также представлении ежегодного отчета о работе Счетной палаты РФ Совету Федерации и Государственной Думе РФ .
Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности Счетной палаты РФ тесно взаимосвязаны и имеют контрольный характер. Основная цель Счетной палаты заключается в выполнении задач, связанных с финансово-бюджетным контролем, как специального органа парламентского надзора.
Однако стоит отметить, что Счетная палата РФ не обладает полномочиями для самостоятельного применения юридических санкций в отношении проверяемых организаций и должностных лиц.
В Стратегии деятельности Счетной палаты РФ на период с 2018 по 2024 годы отмечается, что эффективность и качество работы организации напрямую влияют на выполнение социальных и экономических задач, поставленных перед государством.
Эти задачи включают повышение уровня жизни и национальной безопасности, внедрение новых технологий в экономику, а также укрепление конкурентоспособности РФ на мировой арене.
Проводя анализ и контроль государственного бюджета, Счетная палата РФ оценивает эффективность использования финансов государственными органами, что способствует улучшению принципов государственного управления и содействует созданию ответственности перед обществом.
В этом состоит основная роль организации в социально-экономической сфере.
2.2 Область действия контрольных полномочий Счетной палаты РФ
Область контрольных полномочий Счетной палаты РФ определена в статье 15 Федерального закона «О Счетной палате РФ». Эта статья определяет сферу действия контрольных полномочий Счетной палаты и перечень субъектов, на которых они распространяются.
Предыдущая версия закона от 11 января 1995 года № 4-ФЗ также содержала аналогичную статью «Область действия контрольных полномочий Счетной палаты», определяющую список субъектов, подвергаемых контролю Счетной палаты.
Новая версия данной статьи заимствовала многие положения из предыдущей версии, включая критерии определения субъектов контроля в зависимости от их правового статуса и объектов контроля, таких как федеральный бюджет, средства федеральных фондов и государственное имущество.
Однако перечень субъектов в новой статье значительно расширился. Например, согласно части 4 этой статьи, Счетная палата РФ имеет право проводить внешний аудит даже в отношении субъектов, не упомянутых напрямую в данной статье, если основанием для проверки стало поручение Президента РФ, Правительства РФ или верхней и нижней палат Федерального собрания РФ .
Первая часть рассматриваемой статьи устанавливает контрольные полномочия Счетной палаты по отношению к следующим субъектам:
• Федеральные и государственные органы и их аппараты. Следует отметить, что эта формулировка не распространяется на главу государства, то есть Президента РФ. Также Совет Федерации и Государственная Дума не подпадают под контрольные полномочия, так как Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию.
• Органы исполнительной власти, такие как федеральные министерства, федеральные службы и другие подведомственные им организации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, N 31, ст. 4412.
2. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 N 145 ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Федеральный закон от 23.07.2013 N 252 «О внесении изменений в бюджетный кодекс российской федерации и отдельные законодательные акты РФ» // СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 4 «О Счетной палате РФ» // СПС «Консультант Плюс».
6. Регламент Счетной палаты Российской Федерации (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 N 3ПК) // СПС «Консультант Плюс».
Учебники, монографии, статьи, диссертации
1. Бюджетное право: учебник / Н.Д. Вершило, Т.А. Вершило, О.Н. Горбунова и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2018. 400 с.
2. Государственный финансовый контроль учеб. Пособие/Э.Р. Ковалева - Казань: Издательство «Познание» Института экономики управления и права 2014 г.- с. 300
3. Карпухин Д.В., Куракин А.В. Обжалование ненормативных актов финансового контроля: сравнительно-правовой анализ бюджетной и налоговой сферы // Административное и муниципальное право. 2017. N 11. С. 1 – 10
4. Кеворкова Ж. А., Халибеков А. Г. Основные тенденции усиления контрольной деятельности КСО в сфере противодействия коррупции // Молодой ученый. 2016. №6. С. 460-463.
5. Комягин Д.Л. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2014. № 6.
6. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификация «бакалавр» Издательство «Статут», 2014// СПС «Консультант Плюс».
7. Контроль в финансово-бюджетной сфере: Научно-практическое пособие» (Кучеров И.И., Поветкина Н.А., Абрамова Н.Е. и др.) (отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина) («ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2016)с. 320
8. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. 608
9. Кучеров И.И. Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, Н.Е. Абрамова и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. 320 с.
10. Лапина М.А. Совершенствование законодательства, регламентирующего юрисдикционную деятельность Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 1022 - 1028.
11. Мигачев Ю.И., Муравьев И.А. Теоретико-правовые основы государственного контроля (административные и финансовые аспекты) // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 3. С. 79 - 86.
12. Мошкова Д.М. Особенности финансового контроля Счетной палаты РФ в сфере образования и науки // Административное право и процесс. 2017. № 2. С. 71 - 76.
13. Насимов А.В. Счетная палата РФ :порядок формирования состав и структура // Вестник Евразийской Академии Административных наук. - 2014. - №2. - С. 32-39.
14. Олейникова А. Я., Лукьянова А. Ю. Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Молодой ученый. 2017. №50. С. 309-31
15. Официальный сайт Счетной палаты РФ [Электронный ресурс]: http://www.ach.gov.ru/structure/.
16. Павлова Я. В. Пути совершенствования финансового контроля в России // Молодой ученый. 2016. №21. С. 439-443.
17. Палочкин Е.Е. Финансовый контроль в России - стремление к эффективности или результативности // Закон и право. 2007. N 3. С. 47.
18. Солдатченко М.В. К вопросу о государственном финансовом контроле в России // Современные тенденции развития юридической науки: теория и правоприменительная практика: Материалы заочной международной научно-методической конференции. Белгород, 2014. С. 202 - 206.
19. Терехова Е.В. Инвестиционное право: публично-правовые начала: учебное пособие. М.: РГУП, 2015. 294 с.
20. Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 423 - 432.
21. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
22. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
23. Шевчук О. А. Государственный аудит в системе финансового контроля [Электронный ресурс] // Финансы и кредит. 2013. 20 (548). URL: file:///C:/Users/111/Downloads/gosudarstvennyy-audit-v-sisteme finansovogokontrolya.pdf
24. Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. С. 53-57.
25. Шумяцкий Р.И. Государственный финансовый контроль: некоторые вопросы совершенствования // «Образование и предпринимательство в Сибири: направления развитие регионов». 2018. №4. С. 118-120.
26. Эскиндаров М.А. Систематизация мер государственного принуждения как фактор устойчивого развития финансово-экономической деятельности // Финансовое право и управление. 2015. № 2. С. 110 - 113.
27. Янкевич С.В. Счетная палата Российской Федерации и законодательная реформа внешнего государственного финансового контроля // Финансовое право. 2014. № 9. С. 43 - 48.
Юридическая практика
28. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов совета федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского» // СПС «Консультант Плюс».